Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой

Во второй половине XVI в. в Беларуси на смену эпохи Ре­нессанса и Реформации пришла эпоха Контрреформации. В Ев­ропе католическая церковь пыталась в это время восстановить свою монополию как в духовной, так и в общественно-полити­ческой сферах. Однако даже самые суровые преследования не уничтожили изменений, вызванных Ренессансом и Реформаци­ей. В Англии — англиканская, в Германии — лютеранская, во Франции и Швейцарии - кальвинистская церкви буквально от-136

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой

воевывали право на свое видение христианской веры. В Речи Посполитой Контрреформация выражалась в наступлении как на протестанскую и православную церкви, так и на свободо­мыслие вообще. О масштабах распространения протестантизма в то время говорят следующие данные. Из 600 шляхетских се­мей православного вероисповедания в Новогрудском воевод­стве оставалось верными религии предков 16, а из 700 католических приходов лишь 6 оставалось католическими, ос­тальные стали протестантскими [3. С.19].

Представители знатных белорусских родов, принявшие было протестантизм, быстро переходили в католическую веру. Особен­но после того, как оставили протестантизм Радзивилы, которые долгие годы являлись его покровителями и защитниками. Веру предков продолжило отстаивать православие. Для его вытесне­ния в Риме была реанимирована идея церковной унии. Впервые уния между Восточной^! Западной церквами была заключена на Флорентийском Соборе под давлением папы Евгения IV в 1439 г. Однако она не получила поддержки и была отвергнута как Визан­тией, так и Москвой.

Спустя сто лет Римская церковь приступила к подготовке но­вого союза. Для идеологического обеспечения унии в 1534 г. был образован иезуитский орден «Общество Иисуса», одной из основ­ных задач деятельности которого было подчинить католической церкви не только православных Великого княжества Литовско­го, но и Московской Руси. Иван Грозный в продолжительном 10-дневном диспуте с папским посланником Посевино отверг притязания костела на господство католической веры, заявив: «Наша вера, вера христианская с давних пор была сама по себе, а римская сама по себе» [1. С.22].

Возвратившись в Рим, Посевино предложил новый план, со­гласно которому уния, а вслед за ней и католическое вероучение должны были прийти на Восток из Львова, Луцка, Вильно и По­лоцка. План был поддержан и орден развернул в Великом княже­стве Литовском широкую идеологическую и организационную

Раздел III

работу. Во многих городах организовывались иезуитские школы и коллегиумы, в которых бесплатно могли учиться все желающие. Иезуитские коллегиумы были открыты в Полоцке, Несвиже, Минске, Новогрудке, Витебске, Орше, Пинске, Бресте, Слуцке и Мстиславле, Преподавание в этих учебных заведениях велось на достаточно высоком уровне, ученики получали знания как по богословию, так и по светским наукам, учились музыке и иност­ранным языкам. Несмотря на то, что доступ к обучению имели представители всех сословий, учились там, как правило, дети со­стоятельных родителей. Почти всегда учеба завершалась перехо­дом в католичество или унию.

Одним из идейных вдохновителей унии стал активный орга­низатор этих школ Петр Скарга. В 1577 г. он издает свое сочине­ние «О единстве церкви Божьей», в котором остро критикует православие. Он утверждает, что русская церковь испорчена сво­им отделением от римской. Поэтому она не имеет ни науки, ни святых, ни истинных пастырей. Чтобы исправить положение, русская церковь должна пойти на союз с католической. Это по­может ей избавиться от варварства и невежества. Автор исходит из преимущества латинской культуры и, в частности, латинского языка над славянским. На его взгляд, есть только два духовных языка - греческий и латинский. Вне этих языков не может быть ни науки, ни религии. По мнению П. Скарги, человек, который знает только славянский, никогда не станет ученым.

Идея унии обрела сторонников в среде части православных иерархов. Это прежде всего митрополит Киевский Рогоза, епис­коп Владимирский и Брестский Ипатий Потей, экзарх Луцкий и Острожский Кирилл Терлецкий, архиепископы: Полоцкий и Ви­тебский Гермоген, Пинский и Туровский Ион Гогол, Холмский и Вельский Деонисий Збирозский.

Несмотря на сопротивление со стороны рядовых священни­ков и мирян, подготовка унии шла полным ходом. Первым в идео­логическую полемику со сторонниками унии вступил острожский священник отец Василий. Его поддержал князь Константин Ост­рожский, авторитетный противник унии. Он — последний предста-

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой

витель знаменитых в Беларуси княжеских родов, придерживав­шийся православной веры и активно ее защищавший.

В 1588 г. отец Василий Острожский издает сочинение «О еди­ной вере», в котором отвергает притязания католической церкви на господство и обосновывает положение, что православная цер­ковь продолжает апостольские традиции первых христиан, а по­этому только она проповедует истинное христианское учение. Поэтому идея поглощения православной церкви католической не только вредная, но и богопротивная. Василий Острожский критикует латинизацию, которая вместо Божьей правды ищет свою. Не принимает он и одного из основных положений като­лицизма, что наместником Бога на земле является римский папа. Василия Острожского поддержал Стефан Зизаний, издавший в 1595 г. «Катехизис».

Несмотря на это, в 1595 г. Ипатий Потей и Кирилл Терлецкий едут в Рим и ходатайствуют перед папой Климентом VIII о воссое­динении Восточной и Римской церквей. Перед Рождеством 1595 г. Климент VIII в Ватикане объявляет объединение церквей. В ок­тябре 1596 г. уния состоялась в Бресте, хотя ее сторонники и противники заседали отдельно. Более того, православные поста­новили лишить духовного сана митрополита Киевского, а также епископов Полоцкого, Владимирского, Луцкого, Холмского и Пинского.

В конце 1596 г. когда в Варшаве проходил сейм, православ­ная шляхта давала наказ своим депутатам — подтвердить лишение духовного сана епископов, отступивших от православия, чего король и сейм не поддержали. В ответ на это вспыхнуло восста--ние во главе с Северином Наливайко. На знамени повстанцев были слова: «Мир христианству, а на зачинщиков — Бог и Крест». Войсками Наливайко были взяты города Слуцк, Добруш, Пинск, Могилев и др.

Межконфессиональная полемика разгоралась с новой си­лой. П. Скарга в 1596 г. издает свое сочинение «Брестский со­бор и оборона его». Православные в ответ пишут: в 1597 г.

Раздел

Христофор Филалет «Апокрисис», «Ектезис» — неизвестный ав­тор, В. Острожский в 1598 г. — «Историю о разбойничьем Фло­рентийском соборе».

В 1599 г. И. Потей пишет «Апологию» против Христофора Филалета. Противники унии в 1603 г. отвечают «Вопросами и от­ветами православного с папежником» неизвестного автора. В 1608 г. выходят «Антиграфи», а в 1610 г. - «Тренос» Мелетия Смотрицкого.

В сочинениях братьев Зизаниев, Афанасия Филипповича, Христофора Филалета, Андрея Мужеловского, Василия Острож-ского, Мелетия Смотрицкого (до принятия им унии) обосновы­вается право белорусского и украинского народов на религию, культуру и язык своих предков.

Тем временем высшие слои духовенства и светского общества постепенно принимают унию, а затем — и католическую веру.

Из-за иезуитской экспансии вынуждены перебраться в Мос­кву С. Полоцкий и А. Белобоцкий. Нелегкую борьбу с иезуит­ством в Могилеве продолжает вести Г. Конисский.

В результате идеологического господства иезуитов на терри­тории Беларуси в коллегиумах утверждается схоластическая фи­лософия (от лат. scholastica — школьный, ученый; тип философии, характеризующийся подчинением примату теологии, соединени­ем догматических предпосылок с рационалистической методи­кой и особым интересом к формально-логической проблематике) (В.Тылковский, А. Краснодембский, Л. Залусский), казалось бы, уже преодоленная Ренессансом и Реформацией.

Философский дух позднее преодолевает схоластику в эклек­тической философии, сочетавшей схоластику и новую философию: (А. Скорульский, С. Шадурский, Б. Добшевич) и идеях Пред-просвещения (А. Довгирд, К. Нарбут, М. Почебут, Я. Снядецкий).

Таковы особенности философии в Беларуси в эпоху Речи Посполитой. Рассмотрим взгляды наиболее известных ее пред­ставителей подробнее.

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: