Во второй половине XVI в. в Беларуси на смену эпохи Ренессанса и Реформации пришла эпоха Контрреформации. В Европе католическая церковь пыталась в это время восстановить свою монополию как в духовной, так и в общественно-политической сферах. Однако даже самые суровые преследования не уничтожили изменений, вызванных Ренессансом и Реформацией. В Англии — англиканская, в Германии — лютеранская, во Франции и Швейцарии - кальвинистская церкви буквально от-136
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой
воевывали право на свое видение христианской веры. В Речи Посполитой Контрреформация выражалась в наступлении как на протестанскую и православную церкви, так и на свободомыслие вообще. О масштабах распространения протестантизма в то время говорят следующие данные. Из 600 шляхетских семей православного вероисповедания в Новогрудском воеводстве оставалось верными религии предков 16, а из 700 католических приходов лишь 6 оставалось католическими, остальные стали протестантскими [3. С.19].
|
|
Представители знатных белорусских родов, принявшие было протестантизм, быстро переходили в католическую веру. Особенно после того, как оставили протестантизм Радзивилы, которые долгие годы являлись его покровителями и защитниками. Веру предков продолжило отстаивать православие. Для его вытеснения в Риме была реанимирована идея церковной унии. Впервые уния между Восточной^! Западной церквами была заключена на Флорентийском Соборе под давлением папы Евгения IV в 1439 г. Однако она не получила поддержки и была отвергнута как Византией, так и Москвой.
Спустя сто лет Римская церковь приступила к подготовке нового союза. Для идеологического обеспечения унии в 1534 г. был образован иезуитский орден «Общество Иисуса», одной из основных задач деятельности которого было подчинить католической церкви не только православных Великого княжества Литовского, но и Московской Руси. Иван Грозный в продолжительном 10-дневном диспуте с папским посланником Посевино отверг притязания костела на господство католической веры, заявив: «Наша вера, вера христианская с давних пор была сама по себе, а римская сама по себе» [1. С.22].
Возвратившись в Рим, Посевино предложил новый план, согласно которому уния, а вслед за ней и католическое вероучение должны были прийти на Восток из Львова, Луцка, Вильно и Полоцка. План был поддержан и орден развернул в Великом княжестве Литовском широкую идеологическую и организационную
Раздел III
работу. Во многих городах организовывались иезуитские школы и коллегиумы, в которых бесплатно могли учиться все желающие. Иезуитские коллегиумы были открыты в Полоцке, Несвиже, Минске, Новогрудке, Витебске, Орше, Пинске, Бресте, Слуцке и Мстиславле, Преподавание в этих учебных заведениях велось на достаточно высоком уровне, ученики получали знания как по богословию, так и по светским наукам, учились музыке и иностранным языкам. Несмотря на то, что доступ к обучению имели представители всех сословий, учились там, как правило, дети состоятельных родителей. Почти всегда учеба завершалась переходом в католичество или унию.
|
|
Одним из идейных вдохновителей унии стал активный организатор этих школ Петр Скарга. В 1577 г. он издает свое сочинение «О единстве церкви Божьей», в котором остро критикует православие. Он утверждает, что русская церковь испорчена своим отделением от римской. Поэтому она не имеет ни науки, ни святых, ни истинных пастырей. Чтобы исправить положение, русская церковь должна пойти на союз с католической. Это поможет ей избавиться от варварства и невежества. Автор исходит из преимущества латинской культуры и, в частности, латинского языка над славянским. На его взгляд, есть только два духовных языка - греческий и латинский. Вне этих языков не может быть ни науки, ни религии. По мнению П. Скарги, человек, который знает только славянский, никогда не станет ученым.
Идея унии обрела сторонников в среде части православных иерархов. Это прежде всего митрополит Киевский Рогоза, епископ Владимирский и Брестский Ипатий Потей, экзарх Луцкий и Острожский Кирилл Терлецкий, архиепископы: Полоцкий и Витебский Гермоген, Пинский и Туровский Ион Гогол, Холмский и Вельский Деонисий Збирозский.
Несмотря на сопротивление со стороны рядовых священников и мирян, подготовка унии шла полным ходом. Первым в идеологическую полемику со сторонниками унии вступил острожский священник отец Василий. Его поддержал князь Константин Острожский, авторитетный противник унии. Он — последний предста-
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой
витель знаменитых в Беларуси княжеских родов, придерживавшийся православной веры и активно ее защищавший.
В 1588 г. отец Василий Острожский издает сочинение «О единой вере», в котором отвергает притязания католической церкви на господство и обосновывает положение, что православная церковь продолжает апостольские традиции первых христиан, а поэтому только она проповедует истинное христианское учение. Поэтому идея поглощения православной церкви католической не только вредная, но и богопротивная. Василий Острожский критикует латинизацию, которая вместо Божьей правды ищет свою. Не принимает он и одного из основных положений католицизма, что наместником Бога на земле является римский папа. Василия Острожского поддержал Стефан Зизаний, издавший в 1595 г. «Катехизис».
Несмотря на это, в 1595 г. Ипатий Потей и Кирилл Терлецкий едут в Рим и ходатайствуют перед папой Климентом VIII о воссоединении Восточной и Римской церквей. Перед Рождеством 1595 г. Климент VIII в Ватикане объявляет объединение церквей. В октябре 1596 г. уния состоялась в Бресте, хотя ее сторонники и противники заседали отдельно. Более того, православные постановили лишить духовного сана митрополита Киевского, а также епископов Полоцкого, Владимирского, Луцкого, Холмского и Пинского.
В конце 1596 г. когда в Варшаве проходил сейм, православная шляхта давала наказ своим депутатам — подтвердить лишение духовного сана епископов, отступивших от православия, чего король и сейм не поддержали. В ответ на это вспыхнуло восста--ние во главе с Северином Наливайко. На знамени повстанцев были слова: «Мир христианству, а на зачинщиков — Бог и Крест». Войсками Наливайко были взяты города Слуцк, Добруш, Пинск, Могилев и др.
|
|
Межконфессиональная полемика разгоралась с новой силой. П. Скарга в 1596 г. издает свое сочинение «Брестский собор и оборона его». Православные в ответ пишут: в 1597 г.
Раздел
Христофор Филалет «Апокрисис», «Ектезис» — неизвестный автор, В. Острожский в 1598 г. — «Историю о разбойничьем Флорентийском соборе».
В 1599 г. И. Потей пишет «Апологию» против Христофора Филалета. Противники унии в 1603 г. отвечают «Вопросами и ответами православного с папежником» неизвестного автора. В 1608 г. выходят «Антиграфи», а в 1610 г. - «Тренос» Мелетия Смотрицкого.
В сочинениях братьев Зизаниев, Афанасия Филипповича, Христофора Филалета, Андрея Мужеловского, Василия Острож-ского, Мелетия Смотрицкого (до принятия им унии) обосновывается право белорусского и украинского народов на религию, культуру и язык своих предков.
Тем временем высшие слои духовенства и светского общества постепенно принимают унию, а затем — и католическую веру.
Из-за иезуитской экспансии вынуждены перебраться в Москву С. Полоцкий и А. Белобоцкий. Нелегкую борьбу с иезуитством в Могилеве продолжает вести Г. Конисский.
В результате идеологического господства иезуитов на территории Беларуси в коллегиумах утверждается схоластическая философия (от лат. scholastica — школьный, ученый; тип философии, характеризующийся подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике) (В.Тылковский, А. Краснодембский, Л. Залусский), казалось бы, уже преодоленная Ренессансом и Реформацией.
Философский дух позднее преодолевает схоластику в эклектической философии, сочетавшей схоластику и новую философию: (А. Скорульский, С. Шадурский, Б. Добшевич) и идеях Пред-просвещения (А. Довгирд, К. Нарбут, М. Почебут, Я. Снядецкий).
Таковы особенности философии в Беларуси в эпоху Речи Посполитой. Рассмотрим взгляды наиболее известных ее представителей подробнее.
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой