Афанасий Филиппович

Видным представителем полемической литературы XVII в. является А. Филиппович (1597? — 1648). Исследователи считают, что родился он в западной части Беларуси, предположительно в семье городского ремесленника. Образование получил в братской школе в Вильно при Святодуховом монастыре. Свободно владел латинским, греческим, польским и церковнославянским языка­ми. Это давало ему возможность служить домашним учителем при дворах белорусских магнатов. В 1620 г. его приглашает Л. Са-пега для воспитания Яна Лубы (в истории известен под именем Дмитрович), которого Сигизмунд III готовил на московский престол. А. Филиппович усердно занялся воспитанием питомца, однако, узнав истинные планы короля, прекратил занятия и по­кинул имение Л. Сапеги.

В 1632 г. королем Владиславом IV были предприняты шаги по примирению с православным населением Беларуси и Украины. На своей коронации он обещал восстановить межконфессио­нальный мир в Речи Посполитой. Об этом свидетельствовали и официально провозглашенные им «Статьи для успокоения наро­да русского греческой религии, живущего в царстве Польском и Великом княжестве Литовском». Выступая посредником между пра-

Раздел III

вославными и униатами, Владислав IV склонил киевского митропо­лита Петра Могилу и его ближайшее окружение на объединение православной и униатской церквей. По замыслу короля, П. Могила должен бьш возглавить самостоятельное (независимое от римского папы) униатское патриаршество. Предлагалась возможность кано­нических расхождений в соблюдении православными своих обря­дов. На такие условия объединения православные не соглашались. Кроме того, среди православных распространялись слухи, что П. Могила давно отошел от их веры, а на свое руководство объеди­ненной церковью получил благословение от папы.

В 1633 г. А. Филиппович посвящается в сан иеромонаха, ру­кополагается в священники и направляется в Дубойский монас­тырь, что недалеко от Пинска. Здесь он сталкивается со всякого рода притеснениями со стороны униатов, которые находили вся­ческую поддержку в лице канцлера Великого княжества Литов­ского Альбрехта Станислава Радзивилла, по чьему распоряжению православные монахи в 1636 г. изгоняются из Дубойского монас­тыря, а его постройки со всем имуществом и землями передаются иезуитам.

А. Филиппович, ссылаясь на королевские «Статьи успокое­ния», обращается с жалобой к Владиславу IV, надеясь на справед­ливость. Видимо, он не знал, что Владислав IV 14 марта 1635 г. издал грамоту, в которой указывал: «Людям, находящимся в унии с римской церковью, милостиво сохраняем на вечные времена вместе с митрополией и принадлежащими ей имуществами архи-мандритства (перечисляются названия), которые находятся в их владении: все они должны оставаться навеки при униатах. В Ви­тебске, Полоцке и Новгородке неуниаты никогда не должны иметь никакой церкви» [2.С.58].

Не получив положительного решения, А. Филиппович пере­бирается в Купятичский монастырь (также недалеко от Пинска). Монастырская церковь славилась почитаемой православными Купятичской иконой Божьей матери1. Между тем усиливался на-

' Купятичская икона Божьей матери считалась чудотворной. В 1723 г., после захвата КупятиЧского монастыря униатами, она была перенесена в Киевский Софийский собор.

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполигпой

тиск на православие со стороны светских и духовных властей. И А. Филиппович принимает решение искать защиты в Москве.

В 1637 г.под предлогом сбора подаяний на ремонт Купятич­ской церкви он отправляется в далекое путешествие и в 1638 г. прибывает в Москву. Попасть на прием к царю было нелегко, так как А. Филиппович не имел полномочий от иерархов православ­ной церкви и у него не было документов, подтверждавших его личность (сведочных карточек).

Тогда он пишет «Историю путешествия», где показывает свой нелегкий путь, рассказывает об удивительном происшествии, ко­торое и заставило его совершить этот неблизкий поход. Произош­ло оно в тот вечер, когда ему поручили сбор денег на ремонт церкви. Находясь в своей келье, он отчетливо услышал голос: «Цар Московский збудует ми церков! Иди до него!». Наутро пе­ред дорогой он, молясь перед иконой Купятичской Божьей мате­ри, опять услышал уже знакомый ему голос: «Иду и я с тобой». Поэтому он убеждает царя, что его прибытие в Москву — воля Бо­жьей матери, и просит защитить православных. А. Филипповича принимают в Посольской избе, где, наряду с рассказом о поло­жении православия в Речи Посполитой, он сообщает и об очеред­ной подготовке самозванца занять московский престол.

После возвращения из Москвы он обосновывается в Бресте, возглавляет Симеоновский монастырь, принимает активное участие в отстаивании прав брестского православного братства. В 1641 г. А. Филиппович добивается у короля привилея (закона), подтверж­дающего все прежние права брестского православного братства. Однако канцлер Радзивилл и подканцлер Тризна отказались скре­пить привилею своими печатями. А. Филиппович решает обратить­ся к королю и вальному сейму с супликой (жалобой) на незаконные действия канцлера. В суплике он обличал действия униатов, грозил королю и сейму страшным Божьим судом.

За это выступление православные верхи обвинили А. Филип­повича в самозванстве и посадили под арест, лишили звания свя­щенника, сана игумена и отправили в колодках, как преступника,

Раздел III

в Киев на суд. Церковный суд его оправдал и определил ему преж­нее место службы — Симеоновский монастырь в Бресте.

Он вернулся и снова вступил в борьбу за законные права пра­вославных. В ноябре 1644 г. он был арестован и отправлен под конвоем в Варшаву. На этот раз причиной ареста было дело Я. Лубы (Дмитровича), которого русское правительство требова­ло выдать Москве. Я. Луба был отправлен в Москву с посоль­ством. Предполагалось, что он лично убедит царя в том, что он впредь не будет претендовать на московский престол. В Москве стали настаивать на выдаче самозванца. В качестве заложника за Я. Лубу и был арестован А. Филиппович.

Находясь в заключении в Варшаве, он пишет шесть работ: «Новины», «Фундамент непорядку костела рымского», «Суплику третью», «Приготоване на суд», «Пораду королю», «О фундамен­те церковном». А. Филиппович был освобожден 3 ноября 1645 г. Однако в Киеве П. Могила заключил его в келью Киево-Печер-ского монастыря. Здесь мыслитель принимается за сведение своих сочинений в единую книгу — «Диариуш» (в переводе с лат. -дневник) для ведомости людем православным, хотячим о том тепер и у потомные часы». Дополнив свои ранние работы ком­ментариями, он создал стройный публицистический труд. В таком виде, надеясь на освобождение, А. Филиппович подает «Диари­уш» П. Могиле. Однако П. Могила, несмотря на свои симпатии к православию, должен был выполнять приказ короля о пожизнен­ном заключении мыслителя.

Только после смерти П. Могилы в январе 1647 г. А. Филиппо­вич возвращается в Брест. Свобода была кратковременной. В июле 1648 г. его арестовывали уже как пособника казачьего вос­стания во главе с Б. Хмельницким. На суде он выступил с гнев­ной речью против унии, грозил униатам и их покровителям. Божьей карой. Судьи объявили, что за такую речь он достоин смертной казни. 15 сентября 1648 г. мыслитель был казнен.

Социально-политические взгляды. Идеи А. Филипповича представлены в «Диариуше». Объект его повествования — уния, которую мыслитель считает насильственно навязанной белорус-158

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполигпой

скому и украинскому народам, а поэтому незаконной. Автор под­черкивает, что «Диариуш» актуален не только для современни­ков, но не потеряет своего значения и в будущем, «у потомные часы». А. Филиппович эмоционально реагирует на произвол шля-хетско-магнатских верхов и униатско-католического духовенства. Народу, по его словам, в условиях унии живется хуже, чем в ту­рецкой неволе. Вместе с тем он не призывает православных к насилию в борьбе за свои законные права, а старается перевести межконфессиональную тяжбу на правовую основу.

Имея высокую юридическую подготовку, хорошо зная исто­рию православной церкви и правовую базу ее функционирования в Речи Посполитой, А. Филиппович страстно и аргументирован­но обвиняет высоких должностных лиц в игнорировании зако­нов государства. Главную причину общественной неустроенности он видит в унии. Поэтому необходимо, чтобы «вера правдивая грецкая грунтовне была успокоена, а уния проклятая вынищена и в нивеч обернена». Касаясь истории возникновения унии и ее причин, он цитирует исторические хроники, показывает вековую самостоятельность восточной церкви. Руководствуясь не духов­ными, а чисто житейскими интересами, титулами и выгодами, церковные иерархи, - пишет автор, - и сотворили унию, затем поддержала ее окатоличенная шляхта. После этого в государстве начался раздор и общественное смятение. Восстановить мир в об­ществе, утверждает А. Филиппович, можно только на основе справедливости и соблюдения законных духовных интересов православных. Основную роль в установлении мира в обществе мыслитель отводит королю, которому должна принадлежать вся законодательная власть. Задача сената, синода и сейма — давать ему разумные советы, не претендуя на королевскую власть. Фи­липпович был уверен, что это послужит прекращению шляхетс­кой анархии и произвола в государстве. Светская власть должна постоянно помнить, что она выполняет свои функции лишь в зем­ном мире. В духовном же — власть принадлежит Богу, а не папе римскому. Таковы взгляды одного из самых ярких представите­лей полемической литературы XVII в.

Раздел III


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: