Видным представителем полемической литературы XVII в. является А. Филиппович (1597? — 1648). Исследователи считают, что родился он в западной части Беларуси, предположительно в семье городского ремесленника. Образование получил в братской школе в Вильно при Святодуховом монастыре. Свободно владел латинским, греческим, польским и церковнославянским языками. Это давало ему возможность служить домашним учителем при дворах белорусских магнатов. В 1620 г. его приглашает Л. Са-пега для воспитания Яна Лубы (в истории известен под именем Дмитрович), которого Сигизмунд III готовил на московский престол. А. Филиппович усердно занялся воспитанием питомца, однако, узнав истинные планы короля, прекратил занятия и покинул имение Л. Сапеги.
В 1632 г. королем Владиславом IV были предприняты шаги по примирению с православным населением Беларуси и Украины. На своей коронации он обещал восстановить межконфессиональный мир в Речи Посполитой. Об этом свидетельствовали и официально провозглашенные им «Статьи для успокоения народа русского греческой религии, живущего в царстве Польском и Великом княжестве Литовском». Выступая посредником между пра-
|
|
Раздел III
вославными и униатами, Владислав IV склонил киевского митрополита Петра Могилу и его ближайшее окружение на объединение православной и униатской церквей. По замыслу короля, П. Могила должен бьш возглавить самостоятельное (независимое от римского папы) униатское патриаршество. Предлагалась возможность канонических расхождений в соблюдении православными своих обрядов. На такие условия объединения православные не соглашались. Кроме того, среди православных распространялись слухи, что П. Могила давно отошел от их веры, а на свое руководство объединенной церковью получил благословение от папы.
В 1633 г. А. Филиппович посвящается в сан иеромонаха, рукополагается в священники и направляется в Дубойский монастырь, что недалеко от Пинска. Здесь он сталкивается со всякого рода притеснениями со стороны униатов, которые находили всяческую поддержку в лице канцлера Великого княжества Литовского Альбрехта Станислава Радзивилла, по чьему распоряжению православные монахи в 1636 г. изгоняются из Дубойского монастыря, а его постройки со всем имуществом и землями передаются иезуитам.
А. Филиппович, ссылаясь на королевские «Статьи успокоения», обращается с жалобой к Владиславу IV, надеясь на справедливость. Видимо, он не знал, что Владислав IV 14 марта 1635 г. издал грамоту, в которой указывал: «Людям, находящимся в унии с римской церковью, милостиво сохраняем на вечные времена вместе с митрополией и принадлежащими ей имуществами архи-мандритства (перечисляются названия), которые находятся в их владении: все они должны оставаться навеки при униатах. В Витебске, Полоцке и Новгородке неуниаты никогда не должны иметь никакой церкви» [2.С.58].
|
|
Не получив положительного решения, А. Филиппович перебирается в Купятичский монастырь (также недалеко от Пинска). Монастырская церковь славилась почитаемой православными Купятичской иконой Божьей матери1. Между тем усиливался на-
' Купятичская икона Божьей матери считалась чудотворной. В 1723 г., после захвата КупятиЧского монастыря униатами, она была перенесена в Киевский Софийский собор.
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполигпой
тиск на православие со стороны светских и духовных властей. И А. Филиппович принимает решение искать защиты в Москве.
В 1637 г.под предлогом сбора подаяний на ремонт Купятичской церкви он отправляется в далекое путешествие и в 1638 г. прибывает в Москву. Попасть на прием к царю было нелегко, так как А. Филиппович не имел полномочий от иерархов православной церкви и у него не было документов, подтверждавших его личность (сведочных карточек).
Тогда он пишет «Историю путешествия», где показывает свой нелегкий путь, рассказывает об удивительном происшествии, которое и заставило его совершить этот неблизкий поход. Произошло оно в тот вечер, когда ему поручили сбор денег на ремонт церкви. Находясь в своей келье, он отчетливо услышал голос: «Цар Московский збудует ми церков! Иди до него!». Наутро перед дорогой он, молясь перед иконой Купятичской Божьей матери, опять услышал уже знакомый ему голос: «Иду и я с тобой». Поэтому он убеждает царя, что его прибытие в Москву — воля Божьей матери, и просит защитить православных. А. Филипповича принимают в Посольской избе, где, наряду с рассказом о положении православия в Речи Посполитой, он сообщает и об очередной подготовке самозванца занять московский престол.
После возвращения из Москвы он обосновывается в Бресте, возглавляет Симеоновский монастырь, принимает активное участие в отстаивании прав брестского православного братства. В 1641 г. А. Филиппович добивается у короля привилея (закона), подтверждающего все прежние права брестского православного братства. Однако канцлер Радзивилл и подканцлер Тризна отказались скрепить привилею своими печатями. А. Филиппович решает обратиться к королю и вальному сейму с супликой (жалобой) на незаконные действия канцлера. В суплике он обличал действия униатов, грозил королю и сейму страшным Божьим судом.
За это выступление православные верхи обвинили А. Филипповича в самозванстве и посадили под арест, лишили звания священника, сана игумена и отправили в колодках, как преступника,
Раздел III
в Киев на суд. Церковный суд его оправдал и определил ему прежнее место службы — Симеоновский монастырь в Бресте.
Он вернулся и снова вступил в борьбу за законные права православных. В ноябре 1644 г. он был арестован и отправлен под конвоем в Варшаву. На этот раз причиной ареста было дело Я. Лубы (Дмитровича), которого русское правительство требовало выдать Москве. Я. Луба был отправлен в Москву с посольством. Предполагалось, что он лично убедит царя в том, что он впредь не будет претендовать на московский престол. В Москве стали настаивать на выдаче самозванца. В качестве заложника за Я. Лубу и был арестован А. Филиппович.
Находясь в заключении в Варшаве, он пишет шесть работ: «Новины», «Фундамент непорядку костела рымского», «Суплику третью», «Приготоване на суд», «Пораду королю», «О фундаменте церковном». А. Филиппович был освобожден 3 ноября 1645 г. Однако в Киеве П. Могила заключил его в келью Киево-Печер-ского монастыря. Здесь мыслитель принимается за сведение своих сочинений в единую книгу — «Диариуш» (в переводе с лат. -дневник) для ведомости людем православным, хотячим о том тепер и у потомные часы». Дополнив свои ранние работы комментариями, он создал стройный публицистический труд. В таком виде, надеясь на освобождение, А. Филиппович подает «Диариуш» П. Могиле. Однако П. Могила, несмотря на свои симпатии к православию, должен был выполнять приказ короля о пожизненном заключении мыслителя.
|
|
Только после смерти П. Могилы в январе 1647 г. А. Филиппович возвращается в Брест. Свобода была кратковременной. В июле 1648 г. его арестовывали уже как пособника казачьего восстания во главе с Б. Хмельницким. На суде он выступил с гневной речью против унии, грозил униатам и их покровителям. Божьей карой. Судьи объявили, что за такую речь он достоин смертной казни. 15 сентября 1648 г. мыслитель был казнен.
Социально-политические взгляды. Идеи А. Филипповича представлены в «Диариуше». Объект его повествования — уния, которую мыслитель считает насильственно навязанной белорус-158
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполигпой
скому и украинскому народам, а поэтому незаконной. Автор подчеркивает, что «Диариуш» актуален не только для современников, но не потеряет своего значения и в будущем, «у потомные часы». А. Филиппович эмоционально реагирует на произвол шля-хетско-магнатских верхов и униатско-католического духовенства. Народу, по его словам, в условиях унии живется хуже, чем в турецкой неволе. Вместе с тем он не призывает православных к насилию в борьбе за свои законные права, а старается перевести межконфессиональную тяжбу на правовую основу.
Имея высокую юридическую подготовку, хорошо зная историю православной церкви и правовую базу ее функционирования в Речи Посполитой, А. Филиппович страстно и аргументированно обвиняет высоких должностных лиц в игнорировании законов государства. Главную причину общественной неустроенности он видит в унии. Поэтому необходимо, чтобы «вера правдивая грецкая грунтовне была успокоена, а уния проклятая вынищена и в нивеч обернена». Касаясь истории возникновения унии и ее причин, он цитирует исторические хроники, показывает вековую самостоятельность восточной церкви. Руководствуясь не духовными, а чисто житейскими интересами, титулами и выгодами, церковные иерархи, - пишет автор, - и сотворили унию, затем поддержала ее окатоличенная шляхта. После этого в государстве начался раздор и общественное смятение. Восстановить мир в обществе, утверждает А. Филиппович, можно только на основе справедливости и соблюдения законных духовных интересов православных. Основную роль в установлении мира в обществе мыслитель отводит королю, которому должна принадлежать вся законодательная власть. Задача сената, синода и сейма — давать ему разумные советы, не претендуя на королевскую власть. Филиппович был уверен, что это послужит прекращению шляхетской анархии и произвола в государстве. Светская власть должна постоянно помнить, что она выполняет свои функции лишь в земном мире. В духовном же — власть принадлежит Богу, а не папе римскому. Таковы взгляды одного из самых ярких представителей полемической литературы XVII в.
|
|
Раздел III