Петр Скарга

Главным идеологом и активным проводником Контррефор­мации в Польше и ВКЛ был Петр Скарга (1536 - 1612). Происхо­дил он из рода Повенских. Фамилию «Скарга» дал его деду Яну мазовецкий князь Януш за привычку жаловаться по всякому по­воду. С 12 лет, став сиротой, Петр воспитывался старшим братом. В шестнадцать лет — он уже студент Краковского университета, где проучившись два года, затем столько же времени отдал само­стоятельному изучению философии под руководством известного в университете бакалавра Сербского. В двадцать лет Скарга ста­новится директором гимназии в Варшаве.

В 1563 г. П. Скарга принимает сан священника и становится иподиаконом епископской кафедры во Львове. Имея незауряд­ный талант оратора-проповедника, через некоторое время он становится ведущим прелатом Львовской кафедры. Видя стреми­тельное наступление Реформации, в 1568 г. вступает в орден иезу­итов и возглавляет его усилия по борьбе с протестантизмом сначала в Польше, а затем и в ВКЛ.

Особую известность П. Скарга приобрел в связи с обращени­ем в католицизм братьев Радзивиллов — Николая, Юрия, Войцеха и Станислава. Пользуясь поддержкой короля Стефана Батория, добивается запрета на постройку протестантами в ВКЛ новых храмов и школ и разрешения на реорганизацию Виленского иезу­итского коллегиума в академию, с правом присвоения студентам после ее окончания званий бакалавров, магистров и докторов свободных наук.

П. Скарга становится первым ректором Виленской акаде­мии. В грамоте, выданной Баторием академии, указывалось, что он (король) должен заботиться о спасении своих подданных, ка­ковое возможно лишь в латинстве и по учению иезуитов. Скарга, считая истинной религией только католицизм, весь свой талант направил на борьбу сначала с протестантами, а затем и с право­славными. В одном из своих частых сеймовых выступлениях он

Раздел III

заявлял: «Если кто думает о Боге иначе, чем я, то трудно надеять­ся на взаимную любовь.... Вот почему единство веры служит осно­вой согласия в королевстве, а ереси и разные веры разделяют королевство и губят его».

Социально-политические взгляды. С одной стороны, П. Скарга — приверженец функционирования общества на осно­ве справедливых законов. В одном из своих ранних сочинений ав­тор пишет, что «дурной закон хуже самого жестокого тирана, ибо тирана можно свергнуть или убить, или он может умереть, и тира­нии его придет конец. Дурной же закон существует всегда, всегда убивает и приносит вред душе и телу» [4.С.310]. С другой сторо­ны, законность распространяется им только на католиков и уни­атов, православные же — вне культуры и закона. Такая точка зрения господствовала в высших светских и церковных католи­ческих кругах, что вело к дискриминации православного населе­ния Речи Посполитой не только в вопросах веры, но и в хозяйственной, культурной, не говоря уже о политической сфере жизни.

П. Скарга, как и ряд других мыслителей ВКЛ, причину поли­тического неустройства в Речи Посполитой вообще и в ВКЛ в ча­стности видит в шляхетских вольностях. В своих выступлениях на сеймах он предлагал реформировать работу сеймов, шляхетскую свободу поставить на разумную почву, а власть короля усилить, предоставив ему все атрибуты неограниченной монархии. Высту­пая за построение мощного государства во главе с сильным ко­ролем, Скарга уделял большое внимание укреплению армии как государственному институту. Он сам часто бывал в ней с пропове­дями, в период войн с Москвой за Полоцк и Псков, и разделял все трудности воинской службы в должности капелана. Армия, на его взгляд, является надежным гарантом государства в борьбе с внешними и внутренними врагами. Поэтому он склонялся к со­зданию профессиональной, а не ополченческой армии. Что каса­ется частых в Речи Посполитой Нападений одного пана на другого, так называемых «соседских войн», то они должны быть признаны, по его мнению, величайшим грехом и разбоем. 142

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: