double arrow

Стефан и Лаврентий Зизании

Стефан и Лаврентий Тустановские родились в начале второй половины XV в. В литературе указываются разные места рожде­ния: Львов, Вильно, Галиция. Происходили они из небогатого шляхетского рода. Псевдоним Зизании братья приняли по обы­чаю, существовавшему у писателей той эпохи, называть себя гре­ческими или римскими именами. «Зизании» в переводе с греческого означает «куколь» — сорная трава.

Стефан и Лаврентий учились на родине в Острожской брат­ской школе, где велось преподавание на уровне европейских учебных заведений. Братские православные школы возникли в ВКЛ во второй половине XVI в. как форма защиты православной религии, родного языка и культуры в условиях экспансии католи­цизма. Наиболее крупные братские школы были в Бресте, Вильно, Остроге, Киеве, Луцке, Львове, Минске, Могилеве и Полоцке.

Считают, что братские школы давали высокий уровень обра­зования. Наряду с латинским и семью свободными искусствами, здесь преподавался и родной, как он тогда назывался, «простой русский» или «русский язык», а также философия, история и по­эзия. В основе обучения в братских школах лежала довольно оригинальная методика: сначала изучали алфавит и учились со­ставлять слова, затем обучались грамматике, церковному поряд­ку, чтению и пению. Ежедневно учителя следили за тем, чтобы дети обращались друг к другу по-гречески, а отвечали по-сло­венски (на церковнославянском языке), и также чтобы спра­шивали по-словенски, а отвечали на простом (родном разговорном) языке. От учеников требовали, чтобы между собой они разговаривали не на одном простом языке, а в основном на словенском и греческом. Завершали обучение высшие науки: диалектика и риторика.

Через некоторое время после окончания школы братья в ВКЛ приобрели широкую известность как талантливые преподаватели

Раздел III

православных братских школ и страстные публицисты — против­ники церковной унии.

Сочинения Зизаниев, как и произведения других преподава­телей братских школ, демонстрируют гуманистический характер их взглядов и деятельности.

Стефан Зизаний. Начав учительствовать в Львовской брат­ской школе, С. Зизаний через некоторое время становится ее рек­тором. В 1593 г. его приглашают на должность ректора Виленской братской школы. Здесь он возглавляет борьбу Виленского право­славного братства против готовящейся церковной унии. Обладая замечательными ораторскими способностями, великолепным зна­нием древнебелорусского, польского, церковнославянского и греческого языков, он часто выступает перед простым православ­ным людом, разоблачает измену православных иерархов и далеко идущие тайные планы католического духовенства, пишет ряд по­лемических сочинений. Наиболее известные из них - «Катехизис» (1595) и «Казанье Святого Кирилла» (1596)-изданы надревнебе-лорусском и польском языках.

В 1596 г. церковный собор в Новогрудке осудил антиуниат­скую деятельность С. Зизания. Несмотря на его отказ явиться на собор, суд заочно объявил его еретиком и проклял. Правда, в этом же 1596 г. в Бресте состоялся новый собор, созванный ду­ховенством, выступающим против унии, на котором его оправ­дали. Однако проповедовать становилось все труднее: церковная и светская власть обставляла его деятельность все новыми и но­выми запретами. В годы митрополитства И. Потея гонения уси­ливаются и С. Зизаний уходит в Троицкий монастырь. Попытка открыть там школу получила запрет со стороны униатской церк­ви. За то, что виленцы разрешили ему проповедовать в монасты­ре, Сигизмунд III оштрафовал их на 3 тысячи коп литовских грошей. В ряде исследований приводятся факты, что С. Зизаний был убит во время паломничества в 1600 г.

Социально-политические взгляды. Так как «Катехизис» С. Зизания, напечатанный в 1595 г., не сохранился (есть предпо-

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой

ложение, что тираж был скуплен униатами и уничтожен), о взглядах автора можно судить только по отрывкам из этого про­изведения, а также по той критике, которую высказал иезуит Жебровский в брошюре «Куколь, который сеет Стефан Зизаний в русских церквах и Вильно».

Жебровский, обращаясь к Стефану, пишет: «На своих стар­ших, как духовных, так и светских, дерзко направляешь язык; о нашем господине короле и митрополите плохо отзываешься в своих проповедях. Проклинаешь латинников. Подстрекаешь Русь к бунтам и раздорам...» [5. С.135].

Идеи С. Зизания нашли отражение и во втором его произве­дении - «Казанье Святого Кирилла». Приметной чертой пропо­веднической деятельности автора является тесная взаимосвязь неприятия им унии и критики феодальных порядков.

В «Казанье Святого Кирилла» С. Зизаний продолжает критику светских и церковных властей, осуждает политику окатоличивания и полонизации, остро критикует церковных иерархов зато, что не выполняют роль духовных лидеров народа, а, руководствуясь ко­рыстью, переходят в унию, силой и обманом тащат туда и народ.

Лаврентий Зизаний. Как и его брат, Л. Зизаний стал извест­ным благодаря своей педагогической деятельности. Учительство­вал в Львовской, затем Брестской братских школах. В 1595 г. переезжает в Вильно, где через некоторое время печатает свои «Азбуку» и «Грамматику словенску». После образования унии уезжает из Вильно и работает домашним учителем в семьях Кри-чевского старосты Богдана Соломорецкого, князей Александра Острожского и Якима Корецкого.

В 1619 г. Лаврентий Зизаний переезжает в Киево-Печерскую лавру, где активно функционировал ученый кружок. Здесь он переводит книги с древнегреческого, пишет к ним предисловия, издает свои труды и работает над «Катехизисом». Чтобы издать свои произведения, в 1626 г. он едет в Москву. В Москве было дано указание на выход «Катехезиса» в свет, с многочисленными поправками и исправлениями, внесенными в «Катехизис» Мос­ковским патриархом Филаретом и его помощниками. Л. Зиза-

Раздел III

ний, не согласившись с замечаниями, давал согласие на печата­ние, но с условием не указывать его как автора.

Филарет, по-видимому, хотел все-таки издать «Катехизис». С этой целью 18 февраля 1627 г. в Московской книжной палате было организовано заседание для обсуждения замечаний по «Ка­техизису». Московская сторона указала на несходность «Катехи­зиса» с греческими и русскими переводами. С. Зизаний в ответ на замечания в его адрес сослался на свою неученость и, поблаго­дарив Филарета, вскоре уехал из Москвы. Таким образом, это произведение не вышло в свет.

Значительно позднее - в 1783, 1787 и 1788 гг. переработан­ный «Катехизис» был издан в Гродно. Поэтому для исследования мировоззрения Л. Зизания важен не исправленный «Катехизис», а сохранившийся в Московской книжной палате протокол его об­суждения от 18 февраля 1627 г.

Просветительский гуманизм Л. Зизания. В творчестве Л. Зи­зания довольно четко прослеживаются гуманистические и рефор-мационные идеи. Это выражено как в его педагогической деятельности, так и в творческом богословии. Хотя такое разде­ление весьма условно.

Л. Зизаний как педагог — продолжатель просветительской христианско-православной традиции в отечественной культуре, он много сделал для развития образования на родном языке. Ос­новная задача, которую ставил Л. Зизаний при издании «Азбуки»: научить детей не только церковнославянскому, но и родному языку. С этой целью «Азбуку» он дополняет «простым русским языком», делает многочисленные пояснения, превращает ее в своеобразную энциклопедию самых различных отраслей знания; права, философии, истории, географии, биологии, зоологии, ме­дицины и др.

Философию Л. Зизаний определял как мудрость, «любление мудрости». Правду - как справедливость. Поступить с другим че­ловеком по правде — значит, обойтись с ним справедливо. Такое соотношение права и морали, их тесной взаимосвязи является традиционным для отечественного Ренессанса. 146

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой

Представляет интерес толкование философом понятия «жизнь». Для Л. Зизания жить - значит владеть имуществом, бо­гатством.

Такой новаторский подход к обучению выводил учащихся за рамки богословия, делая его существенно рациональным.

Идеи гуманизма прослеживаются и в его «Грамматике», ко­торая «письму всех научает»:

Ключем бо ест отворяючи всем ум, К познанию в преправый разум. По которой власне як по всходе пойдет, Каждый если хочет всех наук дойдет.

В богословии Л. Зизаний также являет собой гуманиста-ре­форматора. Как и С. Будный, он рационализирует Библию, идет дальше ее текстов, интерпретируя их в ренессансно-гуманисти-ческом духе, «дерзостно и зело смело». В вопросе о сущности Христа Л. Зизаний придерживается взглядов антитринитариев. В частности, московские критики упрекали его за то, что автор до­пускает в «Катехизисе» телесную смерть Христа, разрушает уче­ние церкви о единстве Святой Троицы: «Зело, Лаврентий, смело дерзавши много глаголяти о божестве Святыя Троица. Или мни-шися паче богословцев древних достигнути глубину крайняго бо­гословия» [5.С. 142].

Он обвинялся и в привлечении к толкованию Библии есте­ственнонаучных знаний. Так, ему ставилось в вину изложение в «Катехизисе» астрономических знаний, объяснение явлений при­роды (грома, молний и т.п.), что, по мнению его критиков, не­совместимо с богословием. На это Лаврентий эмоционально отвечал: «Да как, по вашему, писати о звездах» [5.С.143], утвер­ждая тем самым свое право на рационалистическое объяснение Священного Писания. Не согласны были московские богословы и с утверждением Л. Зизания, что человек есть непостижимая тай­на. Распространение божественных признаков на человека свой­ственно европейской гуманистической философии того времени и в этой связи взгляды Л. Зизания совпадают в целом с ходом общеевропейской философской мысли.

Раздел III

ЦК

3.3. Мелетий Смотриикий

Мелетий (светское имя — Максим) Смотрицкий (1577—1633) родился в местечке Смотричь на Подолии. Учился в братской школе в Остроге под руководством своего отца - известного за­щитника православия Герасима Смотрицкого, и грека, будущего Константинопольского патриарха Кирилла Лукариса. Затем про­должал образование на философском факультете в Виленской академии. Во время учебы М. Смотрицкого в Виленской акаде­мии было два факультета — богословский и философский. В 1641 г. образованы еще два — юридический и медицинский.

После окончания академии М. Смотрицкий по рекоменда­ции князя К. Острожского работал домашним учителем в семье князя Соломорецкого, жил в его имении Боровляны под Минс­ком. Затем с сыном князя Соломорецкого Богданом продолжал учебу в Лейпцигском, Нюрнбергском и Виттенбергском универ­ситетах Германии.

В 1608 г. в Вильно вышел труд М. Смотрицкого «Антиграфи», который сразу сделал его известным защитником православной веры. Посвящалась работа сыну князя К. Острожского Янушу, хотя тот и был к этому времени униатом. М. Смотрицкий пред­принял такой шаг специально, чтобы тираж книги не был скуплен и уничтожен униатами.

В 1610 г. в Вильно выходит самое значительное его произведе­ние - «Тренос» (от слова трены — особый литературный жанр, в котором писались произведения, как правило, на чью-либо смерть. «Тренос» Смотрицкого — плач по Восточной церкви). Издано оно было под псевдонимом Теофила Ортолога (Боголюба Златоустого) и развивало идеи «Антиграфи». «Тренос» свидетельствовал о глу­бокой эрудиции, энциклопедических знаниях М. Смотрицкого. В сочинении он приводит ссылки на 143 различных автора. Цити­рует философов античности — Платона, Сократа, Сенеку. Демон­стрирует блестящее знание патристики, схоластики, зачинателя философии Возрождения Петрарки, Эразма Роттердамского и учений своих современников.

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполигтюй

Воздействие «Треноса» на общественность было столь значи­тельным, что король Сигизмунд III издал приказ — автора наказать, тираж уничтожить, типографию закрыть, а на распространителей накладывать штраф в 5000 червонных золотых. Леонтий Карпо­вич, корректор типографии, известный противник унии, был по­сажен в тюрьму, а шрифты книги уничтожены. М. Смотрицкого спасло от расправы то, что на титульном листе стояла не его фа­милия, а псевдоним - Теофил Ортолог.

Католик Я. Суша так оценивал «Тренос»: «Никогда, никто из еретиков не делал на святой престол таких желчных нападок, ка­ким наполнен «Тренос». Здесь, что ни слово, то язва, что ни мысль, то отрава, тем более пагубные, что автор сотворил их изя­ществом слога, как сладкою приманкою» [10.С.78].

В 1620 г. М. Смотрицкий избирается епископом Полоцким, Витебским и Мстиславским. Идеологическая полемика православ­ных с униатами расшатывала унию, раскрывала перед народом настоящие планы этого единения. Не одержав победы в идейном споре, правящие круги Речи Посполитой обвиняют Мелетия в шпионаже в пользу Турции и отдают приказ об его аресте.

В ответ на обвинения в свой адрес он издает книгу «Верси­фикация невиновности», где на документально-историческом и юридическом материалах доказывает право православной церк­ви на существование. Затем выходят его книги «Защита оправда­ния», «Прибавление» и «Супликация».

В 1618 г. М. Смотрицкий издает «Грамматику». К этому вре­мени он — один из образованнейших людей Речи Посполитой — свободно владел греческим, польским, немецким, латинским и старославянским языками. Философию и риторику он препода­вал на латыни.

Видя бедственное положение, в которое попала культура и язык предков, он издает «Грамматику», стремясь доказать равно­правие языков в сфере рационального освоения мира. Исследова­тель его творчества В. Короткий отмечает: «Языком культуры не может быть язык, внеположный грамматике: в речи нет нормы и нет меры, из-за обилия говоров, местных и индивидуальных откло­нений он как бы оказывается вне науки» [7. С. 121].

Раздел III

«Грамматика» М. Смотрицкого долгие годы служила образ­цом для создания русской, сербской, болгарской и румынской грамматик.

В 1623 г. Мелетий отправляется в далекий Константинополь. Некоторые авторы указывают, что поездка была связана с его идеей учреждения в Речи Посполитой Экзархата и он претендовал на эту высокую церковную должность, что не могло понравиться другим церковным иерархам. Сам он так объясняет цель своего паломничества: «Я ходил на Восток узнать — та ли у нас вера, что была и у отцов наших... Хотел я вызнать все это на верное, а узнав, сообщить все по совести Вам, честные люди русские» [10. С. 135]. В этих строках уже явно сквозит его сомнение в вере.

Позднее, летом 1626 г., в письме князю Хрептовичу М. Смот-рицкий пишет, что он надеялся найти у патриарха верный способ для достижения согласия между униатами и православными. Ко­лебания в вере не могли остаться незамеченными, дома его встре­тили недружелюбно. Ему не разрешили остановиться в Киево-Печерском монастыре. Находясь в непростом материаль­ном положении, Мелетий обращается к Заславскому — потомку князей Острожских, чтобы тот поспособствовал назначению его в Дерманский монастырь (недалеко от Киева). За такую услугу Заславский потребовал от М. Смотрицкого перехода в унию, на что тот и согласился. Было оговорено, что некоторое время его переход в унию не должен подлежать огласке. Так завершается его первый период в жизни и творчестве и начинается новый — униатский. Православные за измену дают ему кличку Мегментий Смердицкий.

Уния: против и за. Два периода в творчестве М. Смотрицко­го представляют два различных мировоззрения. Начинает он свою общественную деятельность как противник унии, в которой ви­дел угрозу для самобытности белорусского и украинского наро­дов. Осуждая униатов и католиков за насильственное отторжение народа от веры предков, дает им сугубо отрицательные характе­ристики: «В жизни вы корчмари и купцы, в обычаях — домоседы,

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой

в разговоре — неучи, в обхождении — двуличные лисы, а в одежде ~ хищные волки. Что же тогда сказать о признаках вашего ума: мудрость ваша, способности, разговор — глупые, бесполезные и развратные, а развлечения непристойные, в которых и сами, и те, кто вас наследует, гибнете.» [7.С.64—65].

Не снимает вины М. Смотрицкий.и с православного духо­венства за образ жизни, не согласующийся с нравственными хри­стианскими заповедями: «О пастыри и учителя разумного стада Христова, <...> наделе вы являетесь хищниками, сами вы ведете плохой образ жизни и позволяете жить распущенно доверенным вашей заботе, разъевшись и растолстев! <...> Вот почему вы вол­ки, а не пастыри» [5.С.157—158]. Далее он сравнивает священни­ков с молью, грызущей невинные души, называет их невеждами, грубиянами, обжорами, пьяницами, бесстыдниками, пустомеля­ми и заносчивыми умниками, надутыми болтунами и вертопраха­ми (легкомысленными людьми), торгашами святости, неумными наставниками, прыткими к своеволию, а не к наукам. Одну из причин унии, таким образом, Мелетий видит в нравственном раз­ложении духовенства и нездоровой нравственной обстановке всего общества.

Сквозной идеей первого периода творчества М. Смотриц­кого является обоснование и отстаивание им мысли о необхо­димости соблюдения верности культуре и вере своего народа. Это отразилось в литературной форме «Треноса», где образ-символ матери-церкви доведен автором до совершенства. Мать-церковь у него — это и родина со своей культурой, языком, и народ с богатым историческим прошлым, которые оказались в бедствен­ном положении: «Горе мне бедной, горе мне несчастной! Ах, со всех сторон ограбленной, горе мне, выставленной на всеобщее поругание, содрав с меня одежды, горе мне обремененной невы­носимой тяжестью. Руки в оковах, ярмо на шее, путы на ногах, цепь на бедрах, обоюдоострый меч над головой, глубокая вода под ногами, неугасимый огонь по сторонам. Отовсюду крики, отовсюду страх, отовсюду преследование. Горе мне в селах и го­родах, горе мне в дубравах и полях... Нигде нет ни спокойного ме­стами безопасного пристанища» [5.С. 163].

Раздел III

М. Смотрицкий причины такого положения видит в преда­тельской политике по отношению к своему народу светской и ду­ховной элиты. Он осуждает за переход в унию и католичество князей Слуцких, Заславских, Збаражских, Вишневецких, Сангу-шек, Чарторыйских, Пронских, Ружинских, Соломорецких, Го-ловчинских, Крошинских, Масальских, Горских, Соколинских, Лукомских, Пузын, а также древние рода — Ходкевичей, Глебо­вичей, Кишек, Сапег, Дорогостайских, Войн, Воловичей, Зено-вичей, Пацов, Халецких, Тышкевичей, Корсаков, Хрептовичей, Тризн, Горностаевых, Бокеев, Мечниковых, Горских, Семашек, Гулевичей, Ярмолинских, Чосанских, Калиновских, Курдеев, Загоровских, Мелешек, Боговитиных, Павловичей, Соснов-ских, Скуминов, Потеев и др.

М. Смотрицкий констатирует, что уния разделила народ на два лагеря и представляет собой наибольшую угрозу для существова­ния самого государства. Он приводит примеры мирного суще­ствования народов различных вероисповеданий в истории Речи Посполитой, что было важным фактором могущества государства. Силовое давление на православных с целью изменения веры, ут­верждает автор, представляет собой стремление уничтожить сам русский народ. Таковы его взгляды до принятия им унии.

Идеологию своего перехода в унию М. Смотрицкий обосно­вывает в «Апологии». Со свойственной ему энергией и литератур­ным талантом автор обвиняет во всевозможных пороках право­славную церквь и говорит о достоинствах римской. Он заявляет, что только уния способна возвратить русскому народу льготы и привилегии, которые у него ранее были. Православная же вера — еретическая и в культурном отношении отсталая, православие и образование несовместимы, Православные посчитали «Апологию» папской ересью. На соборе она была проклята, а М. Смотрицко-го заставили от нее отречься и остаться в Киеве. Он так и посту­пил, но через непродолжительное время тайно уехал из Киева и написал сочинение «Протест на Киевский собор».

Дальнейшую критику православной церкви и оправдание унии он развил в «Паренезисе» и «Экзетисисе», где утверждал

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой бесполезность сопротивления унии, так как за ней - король и римский папа.

Исследователи по-разному объясняют данную метаморфозу его мировоззрения. Одни указывают, что М. Смотрицкий по сво­ей сути никогда не был человеком глубоко религиозным, он был светским, «барочным», для которого главное — слава и извест­ность. Причем слава любая, даже слава Герострата. Другие утвер­ждают, что он руководствовался в жизни принципом эгоизма, жаждой богатства. Третьи говорят, что Смотрицкий всегда в душе был католиком, а личиной православия лишь прикрывался.

М. Смотрицкий неоднократно подчеркивал, что прежде чем достичь славы вечной, надо обрести ее на земле. Но слава не дает­ся всем, а только избранным. К таковым он и относил себя. И в своих произведениях он предстает, скорее, не богословом, а уче­ным-энциклопедистом, философом и литератором-полемистом.

Его антиуниатская деятельность находила поддержку (боль­шей частью) только в среде простого народа, к которому он от­носился пренебрежительно, называя «многоголовым зверем». Социальная же база его единомышленников после принятия унии сузилась и была представлена в основном крестьянами. Это не устраивало честолюбивого Мелетия, привыкшего к по­кровительству князей К. Острожского, Б. Соломорецкого и пред­ставителей других знатных и влиятельных родов Беларуси, перешедших к этому времени в унию или католичество.

Поэтому, с одной стороны, его личностные устремления, а с другой, яростное наступление католицизма поколебали веру М. Смотрицкого и подтолкнули к переходу в унию. Продолжение пропаганды идей, которые не находили поддержки в официаль­ных кругах, вело к нужде и крушению карьеры и материального благополучия. Как правило, такое часто происходит с людьми из­вестными, активными в жизни. Вот почему для них это — своего рода способ выживания в привычном качестве. Православные же увидели в этом предательство и измену.

Учение о свободе. Как и мыслители эпохи Возрождения, М. Смотрицкий считает, что человек имеет право на выбор сво-

Раздел III

ей свободы. Как идеал она предначертана человеку от его рожде­ния Богом. Человек же, творя свою свободу, может приближать­ся к идеалу или, наоборот, отдаляться. Чтобы осуществить правильный выбор, человеку необходимо познать себя. Чело­век, познавший себя и мир, становится мудрым. Одна из задач мудрости - постижение истины, на которую никто не должен иметь монополии. По мнению философа, истина добывается и доказывается в дискуссиях и диспутах.

М. Смотрицкий, хорошо зная древнюю и средневековую фи­лософию, законодательство Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, приводит многочисленные примеры, ссылки на учения известных философов и юридические акты. Касается это как его критики римско-католической церкви, так и его гу­манистических взглядов. Мудрость, однако, не исчерпывается знанием, основное в ней — функциональная направленность на благие дела, выход из того кризисного состояния, в котором оказались вера и культура предков.

Как и А. Волан, М. Смотрицкий свободу понимает как со­блюдение законности. Свобода, подчеркивает он, представляет собой одну из главных человеческих ценностей. В этой связи М. Смотрицкий приводит слова Плутарха, что «сладкая, воисти­ну сладкая есть свобода, ибо взамен не только имущество, не только здоровье, но и сама жизнь может быть с готовностью отдана». Лишение свободы, насилие над ней ведет к нарушению нравственных и правовых норм, переступает закон.

Индивидуальную свободу, таким образом, связывает он со свободой всего народа, с его правом на свою религию, традиции и обычаи.

Учение об обществе. Идеальным государством М. Смотрицкий считал Речь Посполитую во времена Стефана Батория, когда, по его мнению, соблюдались принципы веротерпимости, равнопра­вия народов, населяющих государство, в выборе религии.

Как и другие отечественные мыслители, он рассматривает право и соблюдение законности в качестве главных условий мира

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой

и общественного согласия. Существенным же дополнением к пи­саному праву как основе внутригосударственной гармонии он от­носит необходимость и возможность беспрепятственного следования культурным традициям предков.

Как и Платон, М. Смотрицкий утверждает, что в государстве каждый должен заниматься своим делом: «Кому дань, тому — дань, кому пошлину, тому — пошлину, кому боязнь, тому — боязнь, кому честь, тому - честь». М. Смотрицкий пытался разрешить та­кие сложные проблемы, как воинский долг и личная ответствен­ность, война и справедливость. Он утверждал, что воины, как подданные Речи Посполитой, подчиняются ее приказам, не забы­вая и о личной ответственности за совершаемое зло.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: