Стефан и Лаврентий Тустановские родились в начале второй половины XV в. В литературе указываются разные места рождения: Львов, Вильно, Галиция. Происходили они из небогатого шляхетского рода. Псевдоним Зизании братья приняли по обычаю, существовавшему у писателей той эпохи, называть себя греческими или римскими именами. «Зизании» в переводе с греческого означает «куколь» — сорная трава.
Стефан и Лаврентий учились на родине в Острожской братской школе, где велось преподавание на уровне европейских учебных заведений. Братские православные школы возникли в ВКЛ во второй половине XVI в. как форма защиты православной религии, родного языка и культуры в условиях экспансии католицизма. Наиболее крупные братские школы были в Бресте, Вильно, Остроге, Киеве, Луцке, Львове, Минске, Могилеве и Полоцке.
Считают, что братские школы давали высокий уровень образования. Наряду с латинским и семью свободными искусствами, здесь преподавался и родной, как он тогда назывался, «простой русский» или «русский язык», а также философия, история и поэзия. В основе обучения в братских школах лежала довольно оригинальная методика: сначала изучали алфавит и учились составлять слова, затем обучались грамматике, церковному порядку, чтению и пению. Ежедневно учителя следили за тем, чтобы дети обращались друг к другу по-гречески, а отвечали по-словенски (на церковнославянском языке), и также чтобы спрашивали по-словенски, а отвечали на простом (родном разговорном) языке. От учеников требовали, чтобы между собой они разговаривали не на одном простом языке, а в основном на словенском и греческом. Завершали обучение высшие науки: диалектика и риторика.
|
|
Через некоторое время после окончания школы братья в ВКЛ приобрели широкую известность как талантливые преподаватели
Раздел III
православных братских школ и страстные публицисты — противники церковной унии.
Сочинения Зизаниев, как и произведения других преподавателей братских школ, демонстрируют гуманистический характер их взглядов и деятельности.
Стефан Зизаний. Начав учительствовать в Львовской братской школе, С. Зизаний через некоторое время становится ее ректором. В 1593 г. его приглашают на должность ректора Виленской братской школы. Здесь он возглавляет борьбу Виленского православного братства против готовящейся церковной унии. Обладая замечательными ораторскими способностями, великолепным знанием древнебелорусского, польского, церковнославянского и греческого языков, он часто выступает перед простым православным людом, разоблачает измену православных иерархов и далеко идущие тайные планы католического духовенства, пишет ряд полемических сочинений. Наиболее известные из них - «Катехизис» (1595) и «Казанье Святого Кирилла» (1596)-изданы надревнебе-лорусском и польском языках.
|
|
В 1596 г. церковный собор в Новогрудке осудил антиуниатскую деятельность С. Зизания. Несмотря на его отказ явиться на собор, суд заочно объявил его еретиком и проклял. Правда, в этом же 1596 г. в Бресте состоялся новый собор, созванный духовенством, выступающим против унии, на котором его оправдали. Однако проповедовать становилось все труднее: церковная и светская власть обставляла его деятельность все новыми и новыми запретами. В годы митрополитства И. Потея гонения усиливаются и С. Зизаний уходит в Троицкий монастырь. Попытка открыть там школу получила запрет со стороны униатской церкви. За то, что виленцы разрешили ему проповедовать в монастыре, Сигизмунд III оштрафовал их на 3 тысячи коп литовских грошей. В ряде исследований приводятся факты, что С. Зизаний был убит во время паломничества в 1600 г.
Социально-политические взгляды. Так как «Катехизис» С. Зизания, напечатанный в 1595 г., не сохранился (есть предпо-
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой
ложение, что тираж был скуплен униатами и уничтожен), о взглядах автора можно судить только по отрывкам из этого произведения, а также по той критике, которую высказал иезуит Жебровский в брошюре «Куколь, который сеет Стефан Зизаний в русских церквах и Вильно».
Жебровский, обращаясь к Стефану, пишет: «На своих старших, как духовных, так и светских, дерзко направляешь язык; о нашем господине короле и митрополите плохо отзываешься в своих проповедях. Проклинаешь латинников. Подстрекаешь Русь к бунтам и раздорам...» [5. С.135].
Идеи С. Зизания нашли отражение и во втором его произведении - «Казанье Святого Кирилла». Приметной чертой проповеднической деятельности автора является тесная взаимосвязь неприятия им унии и критики феодальных порядков.
В «Казанье Святого Кирилла» С. Зизаний продолжает критику светских и церковных властей, осуждает политику окатоличивания и полонизации, остро критикует церковных иерархов зато, что не выполняют роль духовных лидеров народа, а, руководствуясь корыстью, переходят в унию, силой и обманом тащат туда и народ.
Лаврентий Зизаний. Как и его брат, Л. Зизаний стал известным благодаря своей педагогической деятельности. Учительствовал в Львовской, затем Брестской братских школах. В 1595 г. переезжает в Вильно, где через некоторое время печатает свои «Азбуку» и «Грамматику словенску». После образования унии уезжает из Вильно и работает домашним учителем в семьях Кри-чевского старосты Богдана Соломорецкого, князей Александра Острожского и Якима Корецкого.
В 1619 г. Лаврентий Зизаний переезжает в Киево-Печерскую лавру, где активно функционировал ученый кружок. Здесь он переводит книги с древнегреческого, пишет к ним предисловия, издает свои труды и работает над «Катехизисом». Чтобы издать свои произведения, в 1626 г. он едет в Москву. В Москве было дано указание на выход «Катехезиса» в свет, с многочисленными поправками и исправлениями, внесенными в «Катехизис» Московским патриархом Филаретом и его помощниками. Л. Зиза-
Раздел III
ний, не согласившись с замечаниями, давал согласие на печатание, но с условием не указывать его как автора.
Филарет, по-видимому, хотел все-таки издать «Катехизис». С этой целью 18 февраля 1627 г. в Московской книжной палате было организовано заседание для обсуждения замечаний по «Катехизису». Московская сторона указала на несходность «Катехизиса» с греческими и русскими переводами. С. Зизаний в ответ на замечания в его адрес сослался на свою неученость и, поблагодарив Филарета, вскоре уехал из Москвы. Таким образом, это произведение не вышло в свет.
|
|
Значительно позднее - в 1783, 1787 и 1788 гг. переработанный «Катехизис» был издан в Гродно. Поэтому для исследования мировоззрения Л. Зизания важен не исправленный «Катехизис», а сохранившийся в Московской книжной палате протокол его обсуждения от 18 февраля 1627 г.
Просветительский гуманизм Л. Зизания. В творчестве Л. Зизания довольно четко прослеживаются гуманистические и рефор-мационные идеи. Это выражено как в его педагогической деятельности, так и в творческом богословии. Хотя такое разделение весьма условно.
Л. Зизаний как педагог — продолжатель просветительской христианско-православной традиции в отечественной культуре, он много сделал для развития образования на родном языке. Основная задача, которую ставил Л. Зизаний при издании «Азбуки»: научить детей не только церковнославянскому, но и родному языку. С этой целью «Азбуку» он дополняет «простым русским языком», делает многочисленные пояснения, превращает ее в своеобразную энциклопедию самых различных отраслей знания; права, философии, истории, географии, биологии, зоологии, медицины и др.
Философию Л. Зизаний определял как мудрость, «любление мудрости». Правду - как справедливость. Поступить с другим человеком по правде — значит, обойтись с ним справедливо. Такое соотношение права и морали, их тесной взаимосвязи является традиционным для отечественного Ренессанса. 146
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой
Представляет интерес толкование философом понятия «жизнь». Для Л. Зизания жить - значит владеть имуществом, богатством.
Такой новаторский подход к обучению выводил учащихся за рамки богословия, делая его существенно рациональным.
Идеи гуманизма прослеживаются и в его «Грамматике», которая «письму всех научает»:
Ключем бо ест отворяючи всем ум, К познанию в преправый разум. По которой власне як по всходе пойдет, Каждый если хочет всех наук дойдет.
В богословии Л. Зизаний также являет собой гуманиста-реформатора. Как и С. Будный, он рационализирует Библию, идет дальше ее текстов, интерпретируя их в ренессансно-гуманисти-ческом духе, «дерзостно и зело смело». В вопросе о сущности Христа Л. Зизаний придерживается взглядов антитринитариев. В частности, московские критики упрекали его за то, что автор допускает в «Катехизисе» телесную смерть Христа, разрушает учение церкви о единстве Святой Троицы: «Зело, Лаврентий, смело дерзавши много глаголяти о божестве Святыя Троица. Или мни-шися паче богословцев древних достигнути глубину крайняго богословия» [5.С. 142].
|
|
Он обвинялся и в привлечении к толкованию Библии естественнонаучных знаний. Так, ему ставилось в вину изложение в «Катехизисе» астрономических знаний, объяснение явлений природы (грома, молний и т.п.), что, по мнению его критиков, несовместимо с богословием. На это Лаврентий эмоционально отвечал: «Да как, по вашему, писати о звездах» [5.С.143], утверждая тем самым свое право на рационалистическое объяснение Священного Писания. Не согласны были московские богословы и с утверждением Л. Зизания, что человек есть непостижимая тайна. Распространение божественных признаков на человека свойственно европейской гуманистической философии того времени и в этой связи взгляды Л. Зизания совпадают в целом с ходом общеевропейской философской мысли.
Раздел III
ЦК
3.3. Мелетий Смотриикий
Мелетий (светское имя — Максим) Смотрицкий (1577—1633) родился в местечке Смотричь на Подолии. Учился в братской школе в Остроге под руководством своего отца - известного защитника православия Герасима Смотрицкого, и грека, будущего Константинопольского патриарха Кирилла Лукариса. Затем продолжал образование на философском факультете в Виленской академии. Во время учебы М. Смотрицкого в Виленской академии было два факультета — богословский и философский. В 1641 г. образованы еще два — юридический и медицинский.
После окончания академии М. Смотрицкий по рекомендации князя К. Острожского работал домашним учителем в семье князя Соломорецкого, жил в его имении Боровляны под Минском. Затем с сыном князя Соломорецкого Богданом продолжал учебу в Лейпцигском, Нюрнбергском и Виттенбергском университетах Германии.
В 1608 г. в Вильно вышел труд М. Смотрицкого «Антиграфи», который сразу сделал его известным защитником православной веры. Посвящалась работа сыну князя К. Острожского Янушу, хотя тот и был к этому времени униатом. М. Смотрицкий предпринял такой шаг специально, чтобы тираж книги не был скуплен и уничтожен униатами.
В 1610 г. в Вильно выходит самое значительное его произведение - «Тренос» (от слова трены — особый литературный жанр, в котором писались произведения, как правило, на чью-либо смерть. «Тренос» Смотрицкого — плач по Восточной церкви). Издано оно было под псевдонимом Теофила Ортолога (Боголюба Златоустого) и развивало идеи «Антиграфи». «Тренос» свидетельствовал о глубокой эрудиции, энциклопедических знаниях М. Смотрицкого. В сочинении он приводит ссылки на 143 различных автора. Цитирует философов античности — Платона, Сократа, Сенеку. Демонстрирует блестящее знание патристики, схоластики, зачинателя философии Возрождения Петрарки, Эразма Роттердамского и учений своих современников.
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполигтюй
Воздействие «Треноса» на общественность было столь значительным, что король Сигизмунд III издал приказ — автора наказать, тираж уничтожить, типографию закрыть, а на распространителей накладывать штраф в 5000 червонных золотых. Леонтий Карпович, корректор типографии, известный противник унии, был посажен в тюрьму, а шрифты книги уничтожены. М. Смотрицкого спасло от расправы то, что на титульном листе стояла не его фамилия, а псевдоним - Теофил Ортолог.
Католик Я. Суша так оценивал «Тренос»: «Никогда, никто из еретиков не делал на святой престол таких желчных нападок, каким наполнен «Тренос». Здесь, что ни слово, то язва, что ни мысль, то отрава, тем более пагубные, что автор сотворил их изяществом слога, как сладкою приманкою» [10.С.78].
В 1620 г. М. Смотрицкий избирается епископом Полоцким, Витебским и Мстиславским. Идеологическая полемика православных с униатами расшатывала унию, раскрывала перед народом настоящие планы этого единения. Не одержав победы в идейном споре, правящие круги Речи Посполитой обвиняют Мелетия в шпионаже в пользу Турции и отдают приказ об его аресте.
В ответ на обвинения в свой адрес он издает книгу «Версификация невиновности», где на документально-историческом и юридическом материалах доказывает право православной церкви на существование. Затем выходят его книги «Защита оправдания», «Прибавление» и «Супликация».
В 1618 г. М. Смотрицкий издает «Грамматику». К этому времени он — один из образованнейших людей Речи Посполитой — свободно владел греческим, польским, немецким, латинским и старославянским языками. Философию и риторику он преподавал на латыни.
Видя бедственное положение, в которое попала культура и язык предков, он издает «Грамматику», стремясь доказать равноправие языков в сфере рационального освоения мира. Исследователь его творчества В. Короткий отмечает: «Языком культуры не может быть язык, внеположный грамматике: в речи нет нормы и нет меры, из-за обилия говоров, местных и индивидуальных отклонений он как бы оказывается вне науки» [7. С. 121].
Раздел III
«Грамматика» М. Смотрицкого долгие годы служила образцом для создания русской, сербской, болгарской и румынской грамматик.
В 1623 г. Мелетий отправляется в далекий Константинополь. Некоторые авторы указывают, что поездка была связана с его идеей учреждения в Речи Посполитой Экзархата и он претендовал на эту высокую церковную должность, что не могло понравиться другим церковным иерархам. Сам он так объясняет цель своего паломничества: «Я ходил на Восток узнать — та ли у нас вера, что была и у отцов наших... Хотел я вызнать все это на верное, а узнав, сообщить все по совести Вам, честные люди русские» [10. С. 135]. В этих строках уже явно сквозит его сомнение в вере.
Позднее, летом 1626 г., в письме князю Хрептовичу М. Смот-рицкий пишет, что он надеялся найти у патриарха верный способ для достижения согласия между униатами и православными. Колебания в вере не могли остаться незамеченными, дома его встретили недружелюбно. Ему не разрешили остановиться в Киево-Печерском монастыре. Находясь в непростом материальном положении, Мелетий обращается к Заславскому — потомку князей Острожских, чтобы тот поспособствовал назначению его в Дерманский монастырь (недалеко от Киева). За такую услугу Заславский потребовал от М. Смотрицкого перехода в унию, на что тот и согласился. Было оговорено, что некоторое время его переход в унию не должен подлежать огласке. Так завершается его первый период в жизни и творчестве и начинается новый — униатский. Православные за измену дают ему кличку Мегментий Смердицкий.
Уния: против и за. Два периода в творчестве М. Смотрицкого представляют два различных мировоззрения. Начинает он свою общественную деятельность как противник унии, в которой видел угрозу для самобытности белорусского и украинского народов. Осуждая униатов и католиков за насильственное отторжение народа от веры предков, дает им сугубо отрицательные характеристики: «В жизни вы корчмари и купцы, в обычаях — домоседы,
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой
в разговоре — неучи, в обхождении — двуличные лисы, а в одежде ~ хищные волки. Что же тогда сказать о признаках вашего ума: мудрость ваша, способности, разговор — глупые, бесполезные и развратные, а развлечения непристойные, в которых и сами, и те, кто вас наследует, гибнете.» [7.С.64—65].
Не снимает вины М. Смотрицкий.и с православного духовенства за образ жизни, не согласующийся с нравственными христианскими заповедями: «О пастыри и учителя разумного стада Христова, <...> наделе вы являетесь хищниками, сами вы ведете плохой образ жизни и позволяете жить распущенно доверенным вашей заботе, разъевшись и растолстев! <...> Вот почему вы волки, а не пастыри» [5.С.157—158]. Далее он сравнивает священников с молью, грызущей невинные души, называет их невеждами, грубиянами, обжорами, пьяницами, бесстыдниками, пустомелями и заносчивыми умниками, надутыми болтунами и вертопрахами (легкомысленными людьми), торгашами святости, неумными наставниками, прыткими к своеволию, а не к наукам. Одну из причин унии, таким образом, Мелетий видит в нравственном разложении духовенства и нездоровой нравственной обстановке всего общества.
Сквозной идеей первого периода творчества М. Смотрицкого является обоснование и отстаивание им мысли о необходимости соблюдения верности культуре и вере своего народа. Это отразилось в литературной форме «Треноса», где образ-символ матери-церкви доведен автором до совершенства. Мать-церковь у него — это и родина со своей культурой, языком, и народ с богатым историческим прошлым, которые оказались в бедственном положении: «Горе мне бедной, горе мне несчастной! Ах, со всех сторон ограбленной, горе мне, выставленной на всеобщее поругание, содрав с меня одежды, горе мне обремененной невыносимой тяжестью. Руки в оковах, ярмо на шее, путы на ногах, цепь на бедрах, обоюдоострый меч над головой, глубокая вода под ногами, неугасимый огонь по сторонам. Отовсюду крики, отовсюду страх, отовсюду преследование. Горе мне в селах и городах, горе мне в дубравах и полях... Нигде нет ни спокойного местами безопасного пристанища» [5.С. 163].
Раздел III
М. Смотрицкий причины такого положения видит в предательской политике по отношению к своему народу светской и духовной элиты. Он осуждает за переход в унию и католичество князей Слуцких, Заславских, Збаражских, Вишневецких, Сангу-шек, Чарторыйских, Пронских, Ружинских, Соломорецких, Го-ловчинских, Крошинских, Масальских, Горских, Соколинских, Лукомских, Пузын, а также древние рода — Ходкевичей, Глебовичей, Кишек, Сапег, Дорогостайских, Войн, Воловичей, Зено-вичей, Пацов, Халецких, Тышкевичей, Корсаков, Хрептовичей, Тризн, Горностаевых, Бокеев, Мечниковых, Горских, Семашек, Гулевичей, Ярмолинских, Чосанских, Калиновских, Курдеев, Загоровских, Мелешек, Боговитиных, Павловичей, Соснов-ских, Скуминов, Потеев и др.
М. Смотрицкий констатирует, что уния разделила народ на два лагеря и представляет собой наибольшую угрозу для существования самого государства. Он приводит примеры мирного существования народов различных вероисповеданий в истории Речи Посполитой, что было важным фактором могущества государства. Силовое давление на православных с целью изменения веры, утверждает автор, представляет собой стремление уничтожить сам русский народ. Таковы его взгляды до принятия им унии.
Идеологию своего перехода в унию М. Смотрицкий обосновывает в «Апологии». Со свойственной ему энергией и литературным талантом автор обвиняет во всевозможных пороках православную церквь и говорит о достоинствах римской. Он заявляет, что только уния способна возвратить русскому народу льготы и привилегии, которые у него ранее были. Православная же вера — еретическая и в культурном отношении отсталая, православие и образование несовместимы, Православные посчитали «Апологию» папской ересью. На соборе она была проклята, а М. Смотрицко-го заставили от нее отречься и остаться в Киеве. Он так и поступил, но через непродолжительное время тайно уехал из Киева и написал сочинение «Протест на Киевский собор».
Дальнейшую критику православной церкви и оправдание унии он развил в «Паренезисе» и «Экзетисисе», где утверждал
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой бесполезность сопротивления унии, так как за ней - король и римский папа.
Исследователи по-разному объясняют данную метаморфозу его мировоззрения. Одни указывают, что М. Смотрицкий по своей сути никогда не был человеком глубоко религиозным, он был светским, «барочным», для которого главное — слава и известность. Причем слава любая, даже слава Герострата. Другие утверждают, что он руководствовался в жизни принципом эгоизма, жаждой богатства. Третьи говорят, что Смотрицкий всегда в душе был католиком, а личиной православия лишь прикрывался.
М. Смотрицкий неоднократно подчеркивал, что прежде чем достичь славы вечной, надо обрести ее на земле. Но слава не дается всем, а только избранным. К таковым он и относил себя. И в своих произведениях он предстает, скорее, не богословом, а ученым-энциклопедистом, философом и литератором-полемистом.
Его антиуниатская деятельность находила поддержку (большей частью) только в среде простого народа, к которому он относился пренебрежительно, называя «многоголовым зверем». Социальная же база его единомышленников после принятия унии сузилась и была представлена в основном крестьянами. Это не устраивало честолюбивого Мелетия, привыкшего к покровительству князей К. Острожского, Б. Соломорецкого и представителей других знатных и влиятельных родов Беларуси, перешедших к этому времени в унию или католичество.
Поэтому, с одной стороны, его личностные устремления, а с другой, яростное наступление католицизма поколебали веру М. Смотрицкого и подтолкнули к переходу в унию. Продолжение пропаганды идей, которые не находили поддержки в официальных кругах, вело к нужде и крушению карьеры и материального благополучия. Как правило, такое часто происходит с людьми известными, активными в жизни. Вот почему для них это — своего рода способ выживания в привычном качестве. Православные же увидели в этом предательство и измену.
Учение о свободе. Как и мыслители эпохи Возрождения, М. Смотрицкий считает, что человек имеет право на выбор сво-
Раздел III
ей свободы. Как идеал она предначертана человеку от его рождения Богом. Человек же, творя свою свободу, может приближаться к идеалу или, наоборот, отдаляться. Чтобы осуществить правильный выбор, человеку необходимо познать себя. Человек, познавший себя и мир, становится мудрым. Одна из задач мудрости - постижение истины, на которую никто не должен иметь монополии. По мнению философа, истина добывается и доказывается в дискуссиях и диспутах.
М. Смотрицкий, хорошо зная древнюю и средневековую философию, законодательство Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, приводит многочисленные примеры, ссылки на учения известных философов и юридические акты. Касается это как его критики римско-католической церкви, так и его гуманистических взглядов. Мудрость, однако, не исчерпывается знанием, основное в ней — функциональная направленность на благие дела, выход из того кризисного состояния, в котором оказались вера и культура предков.
Как и А. Волан, М. Смотрицкий свободу понимает как соблюдение законности. Свобода, подчеркивает он, представляет собой одну из главных человеческих ценностей. В этой связи М. Смотрицкий приводит слова Плутарха, что «сладкая, воистину сладкая есть свобода, ибо взамен не только имущество, не только здоровье, но и сама жизнь может быть с готовностью отдана». Лишение свободы, насилие над ней ведет к нарушению нравственных и правовых норм, переступает закон.
Индивидуальную свободу, таким образом, связывает он со свободой всего народа, с его правом на свою религию, традиции и обычаи.
Учение об обществе. Идеальным государством М. Смотрицкий считал Речь Посполитую во времена Стефана Батория, когда, по его мнению, соблюдались принципы веротерпимости, равноправия народов, населяющих государство, в выборе религии.
Как и другие отечественные мыслители, он рассматривает право и соблюдение законности в качестве главных условий мира
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой
и общественного согласия. Существенным же дополнением к писаному праву как основе внутригосударственной гармонии он относит необходимость и возможность беспрепятственного следования культурным традициям предков.
Как и Платон, М. Смотрицкий утверждает, что в государстве каждый должен заниматься своим делом: «Кому дань, тому — дань, кому пошлину, тому — пошлину, кому боязнь, тому — боязнь, кому честь, тому - честь». М. Смотрицкий пытался разрешить такие сложные проблемы, как воинский долг и личная ответственность, война и справедливость. Он утверждал, что воины, как подданные Речи Посполитой, подчиняются ее приказам, не забывая и о личной ответственности за совершаемое зло.