ЦК
Жизнь и деятельность. К. Лыщинский (1634-1689) - видны» белорусский представитель материалистической философии атеизма XVII в. Родился он в родовом имении Лыщицы (недалеко от Бреста) в шляхетской семье. Учился в местной школе, Брестском иезуитском коллегиуме и четырехгодичной студии, готовившей преподавателей для иезуитских учебных заведений. Уже в годы учебы приводил в замешательство преподавателей сверстников своими суждениями о Боге. Попытки переубедить К. Лыщинского успеха не имели. Тем не менее после окончания студии его направляют на преподавательскую работу во Львовский коллегиум, затем — в Брестский.
Склонность к самостоятельному, свободному мышлению впоследствии стала причиной его разрыва с иезуитами и прекращения преподавательской деятельности. С 1666 г. он уже занимается юридической практикой, четырежды (в 1669, в 1670, в 1672 и в 1674) избирался послом сейма от Брестского воеводства. В 1682 г. назначается на должность помощника судьи в Бресте, некоторое время работает писарем Королевского суда. В это же время он вступает в открытый конфликт с костелом. В 1686 г. К. Лыщинский был отлучен от костела за то, что выдал замуж свою дочь за близкого родственника.
|
|
После этого он целенаправленно занимался научными изысканиями в области религии. Результатом его научных раздумий стал знаменитый трактат «О несуществовании Бога», который и явился причиной его трагической судьбы. Рукопись была выкрадена его близким приятелем Я. Бжоски, который руководствовался, скорее, не религиозными, а более прозаическими чувствами — он был должником К. Лыщинского. Его долг был ра^ вен ста тысячам талеров, что составляло по тем временам крупную сумму [11.С.35]. Вследствие этого доноса К. Лыщинский был арестован, обвинен Варшавским сеймом в атеизме и приговорен к смертной казни.
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой
Дело Лыщинского было далеко не простое, рассматривалось оно более двух лет на 19 заседаниях сейма, начиная с 31 декабря 1686 г. Кроме того, он обвинялся в пренебрежении к церковным обрядам и в скупости в пожертвованиях на «богоугодные дела». Только три человека выступили в защиту К. Лыщинского - брестский земский писарь Людвик Константин Потей, литовский писарь Андрей Казимир Гелгут и смоленский воевода Стефан Константин Пясечинский. Они, а также адвокат Илевич, назначенный королем Яном III, в качестве аргументов в защиту К.Лыщинского выдвигали следующие тезисы: во-первых, давность написания трактата (он был написан 15 лет назад, где-то около 1570 г.), во-вторых, арест подзащитного до доказательства его вины противоречил уголовному законодательству. Остальные послы, среди которых своей активностью выделялись духовные иерархи, требовали смертной казни. Епископ Киевский Залусский, например, предложил саму процедуру казни: сначала отсечь руку, писавшую это неслыханное богохульство, затем живым сжечь его на костре, а прах развеять по ветру.
|
|
После оглашения приговора К. Лыщинский обратился к королю с просьбой смягчить меру наказания для избавления его от мук мгновенным ударом меча. Просьба его была удовлетворена. Имущество К. Лыщинского конфисковали, а усадьба, по суду, должна была пустовать вечно.
Сам трактат не сохранился. Имеются только отдельные фрагменты. К источникам, по которым можно судить об идеях К. Лыщинского, относятся также «Историческое и подробное сообщение о заключении в тюрьму и смерти Казимира Лыщинского», письма и речи Залусского, одного из главных организаторов судебного процесса, а также «Подробный отчет о жизни, произведениях и судьбе пресловутого польского атеиста Казимира Лыщинского» Г. Сейле-ра, «Манифест» Я. Бжоски, речь обвинителя С. Куровича, речь защитника Илевича, «Суплика» Лыщинского.
Атеизм К. Лыщинского вытекал из философского материализма. Обосновывал он его следующими причинами.
6 Зак. 2314
Раздел III
Во-первых, натурализмом явлений природы, которая, как он утверждал, вечна во времени, бесконечна в пространстве и развивается по своим законам без какого-нибудь сверхъестественного вмешательства.
Во-вторых, невозможностью логического доказательства бытия Бога. Он считал, что «нет и не может быть никакого доказательства существования Бога». «Учение, будь то логическое или философское, которое кичится тем, что оно учит истине о Боге, ложно» [5.С.286]. К. Лыщинский, безусловно, знал знаменитые пять доказательств бытия Бога Фомы Аквинского. Однако Аквин-ский исходил из безусловной посылки-аксиомы, что Бог есть, необходимо только аргументированно доказать его существование. К. Лыщинский же считал, что Бога как реальности нет. Поэтому и доказательств быть не может. Никакая логика не способна, подчеркивает он, совместить такие теологические догматы, как троичность Бога и его природную единственность.
В-третьих, происхождением религии, которая, с одной стороны, является результатом невежественности простого народа, а с другой, — особым социальным институтом, тесно связанным, с властью, защищающим и оправдывающим несправедливость существующих в обществе порядков: «Лжемудрецы обманывают простой народ, опутывая его лживой верой в Бога и поддерживают ее таким образом, что даже если бы мудрецы захотели его освободить с помощью истины от этого угнетения, то их подавляют при помощи самого же народа» [5.С.286].
В-четвертых, несводимостью истин откровения к велению разума. Если бы это было так, «...то все бы согласились, не сомневались и не возражали бы против писания Моисея и Евангелия (которое ложно) и не было бы различных изобретателей разных сект и их приверженцев-магометан и т. д. и т. п. Однако об этом не знают и подвергают это сомнению, а также высказывают противоречивые мнения не только несмышленые, но и мудрецы, которые путем правильного рассуждения, также как и я, доказывают противоположное. Следовательно, Бога нет» [5. С.286].
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой
Атеизм К. Лыщинского вытекает из философии эпохи Возрождения и материализма Нового времени. Это выражено как в его рационалистическом доказательстве несуществования Бога, так и в исследовании социальных функций религии, где он близок к идеям утопического социализма XV - XVII вв. К. Лыщинский не соглашался с установленными в обществе порядками и мечтал о том времени, когда человек будет свободен и от религии, и от несправедливой светской власти.
|
|
В Беларуси широкую известность приобрели также атеисты Каспер Бекеш (1520-1579) и Стефан Лован (вторая половина XVI века). К. Бекеш — венгр по национальности, занимал в Гродно должность воеводы. Отрицал существование Бога и бессмертие души. О взглядах Бекеша можно судить по сохранившемуся стихотворению на его смерть, написанному им самим:
Всего добился сам: не верил в Бога;
В рай не тороплюсь, ада не боюсь,
Милосердия не прошу, о суде не забочусь;
У меня нет грехов, также как нет и долгов.
Всю жизнь я надеялся только на себя и трудился
не покладая рук.
Поэтому я не тревожусь относительно моего тела,
а тем более моей души;
Она умерла вместе со мною, я это смело утверждаю.
С. Лован - мозырский земский судья, который отрицал идею сотворения мира, так как он «стоит от века» и будет существовать вечно. В своих взглядах он придерживался идеи саморазвития мира живого из неживого. Нет принципиального различия между животным и человеком, считал он. В обществе видел два класса - малочисленных богатых, для которых уже наступил рай, и многочисленных бедных, которые при жизни живут в аду.
В целом материализм и атеизм не были характерными для в философской мысли в Беларуси данного периода, скорее всего, они были исключением, так как все учебные заведения функционировали под эгидой церкви.
Раздел III