Симеон Полоикий

Жизнь и деятельность. Симеон Полоцкий1 (1629-1680) ро­дился в Полоцке. Учился в Полоцкой братской школе, окончил знаменитую Киево-Могилянскую академию. Наряду с семью тра­диционными свободными искусствами в академии изучались сла­вянский, греческий, латинский и польский языки, пиитика (искусство стихосложения), богословие и философия. По неко­торым источникам, учился он и в Виленской академии.

В 1656 г., приняв монашество, Симеон Полоцкий приступает к преподавательской деятельности в братской школе при полоц­ком Богоявленском монастыре. Там он значительно расширил круг преподаваемых предметов, особое внимание уделив поэзии и театру, который создал при школе.

Симеон Полоцкий являлся сторонником союза белорусско­го и русского народов. В 1660 г. он с несколькими своими уче­никами едет в Москву с просьбой о защите православных белорусов от иезуитской экспансии.

В 1664 г. в связи с восстановлением над Полоцком юрис­дикции Речи Посполитой и преследованием сторонников воссо­единения Беларуси и России он вновь уезжает в Москву, надеясь на скорое возвращение. Однако обстоятельства сложи­лись так, что он до конца жизни оставался в Москве, где про­должил свою просветительско-педагогическую деятельность.

В Москве под его руководством была организована школа для подьячих Приказа тайных дел, где он обучает будущих дипломатов латинскому языку. В 1667 г. ему поручили воспитание и обучение царских детей, в том числе и будущего русского царя-реформатора Петра 1. Такая приближенность к царскому двору повысила обще­ственное положение Симеона Полоцкого. Его, как одного из вид­ных ученых богословов-философов, привлекают к теоретической полемике с руководителями церковного раскола — патриархом Ни­коном, протопопом Аввакумом, священником Лазарем.

' Симеон — имя, которое он получил при пострижении в монахи. Мирское имя — Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович.

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой

В 1667 г. по решению собора Русской православной церкви он издал трактат «Жезл правления», осуждающий церковных раскольников.

В 1680 г. по царскому поручению Симеон Полоцкий составля­ет проект устава академии — высшего учебного заведения, с об­ширным кругом преподаваемых дисциплин, в которой учились бы люди всех сословий, получая образование как для духовной, так и для светской деятельности. В устав закладывалось обязательное изучение славянского, греческого, латинского и польского язы­ков, свободных наук, церковного и гражданского права.

Занимается он и издательской деятельностью. В 1678 г. Симе­он Полоцкий в Кремле оборудовал типографию, и напечатал «Букварь» и «Псалтырь рифмованную».

Симеон Полоцкий известен как поэт, драматург, проповед­ник, богослов и философ. В Москве он написал два сборника своих стихов — «Вертоград многоцветный» и «Риф-мологион», ряд пьес. «На всякий же день име залог писати в поддесть по полу тетради, а писание его бе зело мелко иуписисто», — вспо­минал его ученик Сильвестр Медведев.

Широкую известность приобрели его трактаты по искусству иконописи.

Мыслитель прожил в Москве 16 лет. Похоронен в Заико-носпасском монастыре.

О месте философии в жизни человека и государства. Фило­софию Симеон Полоцкий подразделяет на «разумительную» (ло­гику), «естественную» (физику) и «нравную» (этику). Как и древние греки, он понимает философию как мудрость, филосо­фа как мудреца, знающего и умеющего жить в мире/Как пчела^ мед из цветов собирает, не обращая внимания на их красоту, так и философ (мудрец) добывает истину, чтобы нести ее на благо всем людям, подчеркивает ученый.

Философия имеет большое значение в жизни каждого чело­века, особенно в его нравственном становлении. «Яко врачевство

Раздел III

болезнь исцеляет..., — пишет просветитель, — так и «философия нрав зол душы исправляет...» [5.С.257].

I Если бы люди жили по христианским нравственным запове-/ дям (т.е. мудро и справедливо), то философия, утверждает I Симеон Полоцкий, им не была бы нужна. Однако мир и человек тнесовершенны, сущность вещей не находится на поверхности. / Человека же подвинуть к совершенству и знанию может и долж-I на философия, поэтому она ему просто внутренне необходима. Философия учит сосредотачиваться на главном и отвлекаться от J суетного, не бояться сильных, смиренно переносить невзгоды, жить в мире с людьми, дает возможность предвидеть ход событий. Она помогает человеку определить смысл жизни, который, как \думают многие, не в богатстве, а в мудрости, считает Полоцкий.

Удивительно, но факт: являясь глубоко религиозным челове­ком, философию он ставит выше религии. Особенно в том слу­чае, если это касается формирования человека. Природа дает нам жизнь. Но она дает жизнь и животным, пишет он. Если бы не философия, человек был бы вроде животного. С помощью же философии он уподобляется ангелу. Философия полезна не толь­ко для индивидуума, но и для государства. Как и Платон, Полоц­кий считает, что только на философской (мудрой) основе можно строить государство. Она, как никакая другая наука, помогает

«устроять» крепкую государственность. /■ —*

/ Учение о бытии и познании. Согласно философской тради­ции Симеон Полоцкий считал, что мир состоит из трех частей: первообразного мира (бога), макрокосмоса (природы) и микро­космоса (человека). Бог является активным и творящим духов­ным началом, которое «из ничего» творит все. В результате творения Возникают две части мира: вещественная, он ее еще на­зывает стихиями (земля, вода, воздух, огонь) и духовная. Из сти- : хий образуется мир отдельных вещей и тел (макрокосмос — природа), а на основе духовной части — ангелы (бестелесные су­щества) и душа человека. Сочетание материальной и духовной частей образуют человека (микрокосмос). Решая проблему соот-

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой

ношения души и тела, философ отдает предпочтение душе, по­скольку тело смертно, а душа бессмертна. - -^_

Что касается познаваемости мира, то первообразный (бог) непознаваем. В него надо только верить. Другие две части: при­рода и человек - познаваемы. Природу он сравнивает с книгой, которую доступно прочитать и изучить каждому человеку. В по­знании огромную роль играют как органы чувств, так и разум. Чувственное познание является первой и необходимой ступенью в постижении природы и человека. Человек представляет собой, по мнению ученого, город с пятью входными воротами (зрением, слухом, обонянием, осязанием и вкусом), через которые он и приобретает первичные знания. Симеон Полоцкий выступает против учения о врожденных идеях^«Философ умы отрок юных уподобляет скрижали ненаписанной, на ней же учитель что либо хощет написати может; тоже во умех юношеских, что либо хо-щеши вообразится, или доброе или злое» [5.С.262].

Однако чувства присущи и животным. Человек же превос­ходит их своим разумом, который Симеон Полоцкий связывает не со способностью к отвлеченному понятийно-логическому мышлению, а с условием-возможностью поступать нравственно. Поэтому центр разума находится в человеческом сердце. Его за­дача — хранить добрые мысли, так как «от добрых бо помыслов делеса благая производна бывают, от злых паки злая» [5.С.260].

Проблема соотношения и взаимосвязи разума с этикой обо­значилась только в середине XX в. и остро стоит сегодня. Пред­восхищая постановку этого вопроса, С. Полоцкий полемизирует с бэконовским знанием — силой. Разум - этика выглядит в со­временных условиях явно предпочтительнее. Речь идет не об ус­тановлении границ в познавательном процессе, а о внутренних моральных ограничителях, которые должны стать структурными элементами личности ученого.

Симеон Полоцкий утверждал, что рациональное познание не ] безошибочно. В соответствии с рассмотрением разума в связке с I нравственностью ошибки разума он называл грехами [9.С.352]. /

Раздел HI

Пер вы й грех человеческого ума состоит в невежестве. Причины его кроются в нежелании учиться, в отсутствии усло­вий для учебы и настойчивости в преодолении трудностей.

Второй- в нерассудии (в необдуманности, в некритичес­ком заимствовани знаний).

^ Третий- в скоросудии (в поспешных выводах). \J Четвертый — в непостоянстве ума.

\J Пя т ы й- в упрямстве (в нежелании признать свои взгляды ошибочными).

\J Шестой —в мудрствовании плоти (в направленности разу­ма на удовлетворение телесных наслаждений, когда человек жи­вет не разумом-сердцем, а телом).

\ i Седьмой- в желании узнать то, что меньше всего дает человеку пользу.

Симеон Полоцкий отмечает, что интеллектуальные способности совершенствуются в процессе полезной практической деятельности и учебы. Поэтому для познания огромное значение имеют как доб­рые дела, так и книжное слово. Как и для любого ученого, целью познания является истина. Саму истину он рассматривает с гносео­логической, семантической и нравственно-праксиологической (практической) стороны. С гносеологической - истина понимается как мыслительное отражение, адекватное отражаемому. С семан­тической - когда значение слова наиболее точно воспроизводит сам предмет или явление. И с нравственно-праксиологической — если дела человеческие совпадают с моральными законами:

Истина есть трегуба: ума, уст и дела, Сия же неврежденна бывает и цела: Аще ум самой вещи уравнится право; Уста же уму точнее словят, не лукаво, Дела паки закону аще отвечают... [5. С.261].

I Мыслитель является сторонником учения о двойственной / истине. Истина религиозная — предмет веры, философская дос- gj I тигается с помощью разума.

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой

/ Учение о человеке. Философ с христианско-гуманистических и просветительских позиций стремится решать проблему челове­ка, которого он определяет как существо «содружное» (обще­ственное и деятельное). Он выступает за активный, общественно полезный образ жизни. Ему чужд суровый аскетизм (особенно он выступает против постов, которые изматывают человеческий ум, истребляют силу, рождают дух уныния и печали) и бездеятельное времяпрепровождение, ибо человеческая бездеятельность губит время. Человек же должен оставить после себя благие дела, сме-лсМшешиваться в ход событий, стараться изменить их. j Как и другие представители отечественной гуманистическо-; просветительской мысли, Симеон Полоцкий рассматривает че­ловека во взаимосвязи с социальной общностью (семьей, общиной, государством), вне которой не может происходить ста­новление его как личности.

/ Симеон Полоцкий неоднократно подчеркивал и роль само-/ воспитания в формировании гражданина. По наследству ему не j передаются родительские добродетели. Каким он станет в буду-I щем, зависит от самого человека, от его добрых дел:

^-~ Родителей на сына честь не прехождает, Аще добродетелей их не подражает. Лучше честь собою комуждо стяжати, Нежели предков си честию сняти [5.С.263].

/~ Не передаются по наследству и интеллектуальные способнос-I ти. Через усердие, постоянное чтение ум человеческий делается ос­трым, хотя при рождении такового и не было, заявляет ученый. В нравственном формировании человека велика роль семьи, роди­телей. Отец несет прямую ответственность: воспитать ребенка доб­родетельным, прежде всего силой своего нравственного примера. Мыслителя печалит то обстоятельство, что человек ведет себя иногда хуже зверя. Даже звери выручают в беде своих сороди­чей, что не всегда наблюдается в отношениях между людьми, ко­торые «яму друг другу копают, а попавшего в нее стараются не выручить, а быстрее засыпать» [9.С.66]. Поэтому благо, если у человека есть друг, утверждает ученый. Другом может быть да-

Раздел III

леко не каждый, а только тот, кто смело в глаза осуждает твои недостатки, помогает в нужде и добрых делах, не оставляет в дни печали. И, наоборот, надо сторониться людей, которые в весе­лии с тобой, а в трудное время бросают:

Егда краснотеплые весны дни сияют, в то время ластовицы с нами пребывают: Гнезда лепят на домах, сладко воспевают, — зиме же приближшейся, от нас отлетают. Точнее деют лжедрузи, ибо есть доколе благо кому щастие, дружатся дотоле. Блажат, служат, а егда щастие менится, Тогда лжедругов любы к иным отвратится [9. С.76].

Одной из главных добродетелей Симеон Полоцкий считал мудрость, образованность. Но она превращается в свою противо­положность, в безнравственность, если человек мудр и просвещен, а «деланний благих аще есть лишенный». Мудрость, просвещен­ность и образованность необходимо реализовать в делах - таково требование философа. Бездеятельность не только безнравственна, \ но и преступна, считает он.

Человек обладает свободой, которая не зависит ни от судьбы,

|ни от звезд. Он свободен поступать нравственно и безнравствен­но. Если он совершает зло, это зависит не от судьбы или распо­ложения звезд на небе, а от него самого. Поэтому человек ответственен за свои поступки. Для недопущения зла у него с 4 детских лет надо воспитывать добродетели:

Древо старое трудно пресаждати,

такожде правы стариков изменяти.

Древо младое удобно клонится,

тако юноша всяческим учится.

Иже туком сосуд новый исполнится,

чрез многая лета в нем сохранится:

Тако нрав юноши от детства всажденный,

даже до старости бывает храненный [5.С.263].

Просвещенность и добродетель, усердие в труде (как в ин­теллектуальном, так и физическом) на благо людям и отчизне формирует у человека личное достоинство. 170

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой

Социально-политические взгляды. Политический идеал Си­меона Полоцкого — сильная и просвещенная монархия, где «по­читается закон». Мысль о необходимости ограничения царской власти законом, функционировании ее на основе права, как мож­но заметить, характерна для отечественной общественно-полити­ческой мысли. Монарх должен быть мудрецом, но этого явно недостаточно для государственного и гражданского благополу­чия, требуются еще и хорошие, справедливые законы. Если в го­сударстве их нет, это даже непристойно, утверждает автор: «Град без закона, ту бо исчезает истинны благость все ся зло рождает». В системе правового обеспечения мирной государственной жизни у мыслителя видное место занимает судопроизводство, ос­новная задача которого:

Правый суд выну достоит творити, Дабы обидам во мире не быти [5.С.236].

Ученый критически оценивает современную ему судебную практику, разъедаемую дароимством (взяточничеством), ложью, боязнью осудить сильного и богатого, несправедливостью:

Судия некто дароимец бяше,

от прю имущих дары восприяше;

Сосуд елея взя от единого,

а вепра тучно от другого^

И сего судом своим оправдил есть,

Онаго паки винна сотворил есть.

А в деле правды не леть есть хранити,

Хотяшу сильным сущым угодити,

Изгнася правда, а ложь господствует,

попрася благость, злоба торжествует...

Разврат же правды во суде бывает,

четырехкратно, а мир исполняет.

Во первых страхом в суде правда тлится,

егда силнаго судия боится [5.С.236].

Суд, по его мнению, должен вершиться на основе христиан­ской морали и классических юридических норм, невзирая на имущественное и социальное положение подсудимых.

Раздел III

Являясь одним из близких царских советников, в качестве главной внешнеполитической задачи Симеон Полоцкий ставил «злучение Белоруссии, Украины и России», обосновывал необ­ходимость выхода России к Балтийскому и Черному морям.

Внутригосударственная жизнь требует согласия между началь­никами и подчиненными, богатыми и бедными. Одна из причин социальных конфликтов — имущественное неравенство, считал просветитель, и надеялся, что со временем оно исчезнет, так как все будут богаты:

Два местоимения: «мое се, не твое»

кровопролитие деют во мире многое...

Мое и твое, речь да упразднится,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: