Мысли1
(отрывок)
Лицемер тот и пред Богом и пред Государем, кто или небрежет о должности своей, или превращает оную в добычу себе. Иной гремит указами о хранении государственнаго интереса, а притом имеет искусных кондукторов, которыми сии громы и молнии низводятся, но не в воду, а в карманы его, и там неприметно исчезают. По истине, если с таких людей сорвать личину лицемерия; то правосудный Государь поступил бы с ними также, как и Давид, который сам говорит: во утрия избивах вся грешныя земли, еже потпребити от града Господня вся делащия беззакония (я).
Говорят многие: почему молитвы наши ни чудес не творят, ни лучшей перемены в нас не производят. Ах, стыдно и воспоминать молитвы наши! Об них можно тоже сказать, что сказал некоторый кормчий одному бывшему на корабле беззаконнику. Когда во время сильной и опасной бури все плаватели обратились к молитве, и вместе с ними и оный беззаконник нечто промолвил; то кормчий остановил его сими словами: «ты пожалуй, помолчи: не знает де «Бог, что и ты с нами, и потому еще «между отчаянием и надеждою находимся; а «как де услыщит твою молитву, так мы «и погибли» -г Достойна ли молитва имени своего, когда она в одних устах обращается, а ум не помнит и не знает того, что болтает язык? Читаем: глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое (е); а сами ни глаголов своих не внушаем, ни звания нашего не разумем. Такая молитва переменит ли нас, окаянных и грешных, в добрых и богоугодных? Грешными в церковь приходим, грешнейшими выходим.
|
|
Радость плотская ограничивается наслаждением: по мере, как затихает веселый гудок, затихает и веселость. Но радость духовная есть радость вечная; она не умаляется в бедах, не кончается при смерти, но переходит и по ту сторону гроба.
1 Собрание сочинений Георгия Конисского, архиепископа Белорусского. Ч.Н. СПб. 1861. С. 178-182. Тескт оригинальный, шрифт современны Обработка А.А. Козела.
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой
Важны ли добрыя дела наши в деле спасения? Я объясню тебе вопрос сей подобием. Возьми небольшой кусок меди, и понеси его на торжище; там за него ты ничего не купишь: всякой с насмешкою скажет тебе известную пословицу: «приложи копейку, то купишь калач». Но ежели тот самый металл будет иметь изображение Государя твоего, или другой знак Его монеты; то купишь за него что тебе надобно. Так точно и дела наши. Ежели ты не имеешь Веры в упования на Христа Спасителя, не сомневайся признать, что они суетны. Но те самыя дела совокупи с Верою и упованием на Него, тогда они будут важны; и если потребно тебе откупиться от грехов, или купить небесныя веч-ныя утехи, — купи ими несомненно.
|
|
Спаситель наш благоволил дать нам яси Тело Свое и пить Кровь Свою в Божественном причастии, под видом хлеба и вина, дабы мы сию животодательную пищу вкушали, не только устами Веры, но и естественными устами; и таким образом были истинными членами Главы нашея, возрастая и достигая в мужа совершенна, в миру возраста исполнения Христова (v).
Мы познаем разумом души; а телесныя очи суть как бы очки, через кои душевныя очи смотрят.
Ров беззаконий граничит с адскою пропастью.
Храм Христов суть те, кои украшены добродетелями; хлев сатаны — валяющиеся в злодяниях, яко свиньи в кале тинном.
Грехи суть прелюбодейныя порождения духа и плоти нашей с сатаною.
В жизни настоящей мы столь грешны, что хотя бы внутрений человек наш и хотел быть праведным, но внешний к тому неомщен. Напротив, в будущей жизни мы столь святы, что уже нее станем грешить, и не захочем.
8 3ак. 2314
Раздел III
Философские заключения из трактата по физике о началах естественного тела1
I
Правильно говорится, что начала естественного тела состоят ни из других, ни из самих себя, но все из всех.
П
Нет ни одного начала естественного тела, которое определялось бы или как известная сущность согласно Пармениду, или как какой-нибудь один из 4 общеизвестных элементов согласно другим авторам; мало того, все 4 элемента не суть таковые начала.
Ш
Панспермия, или источник всех вещей, а также бесконечное количество атомов без основания объявляются своими поборниками таковыми началами.
IV
Начал рассматриваемого естественного тела, как оно создано, два: материя и форма, а как в действительности происходит, три: материя, форма и лишение формы.
V
Первичная материя правильно считается первым субъектом всего, из чего что-либо возникает так, как тому присуще не случайно, и во что последнее переходит, если оно почему-то разрушается.
VI
Первичная материя не создается и не уничтожается, более того, не умножается и не уменьшается.
VII
Первичная материя одинаково стремится к формам более совершенным и менее совершенным; при этом формы, соответствующие стремлению, принимаются, не подходящие же — утрачиваются.
VIII
Первичная материя по воле бога может существовать без сякой формы, поэтому в действительности она отлична от форм.
1 Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Избр. произв. XVI - нач. XIX в. Мн., 1962. С. 350-351.
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполигпой
IX
Кроме материи, создаются субстанциональные формы, которые вообще отличны и противоположны не только материи, но даже акциденциям.
X
Известно, что формы выходят из материи; но как выходит и что существует раньше, каким образом они предсуществуют в материи, этого никто до сих пор не постиг.
XI
Единое целое, которое образуют материя и форма, являясь в действительности отличными от этого единого целого, служит доказательством их отделимости.
XII
То, что целое состоит в действительности из различающихся между собой частей, не требует доказательства.