Георгий конисский

Мысли1

(отрывок)

Лицемер тот и пред Богом и пред Государем, кто или небрежет о должности своей, или превращает оную в добычу себе. Иной гремит указами о хранении государственнаго интереса, а притом имеет ис­кусных кондукторов, которыми сии громы и молнии низводятся, но не в воду, а в карманы его, и там неприметно исчезают. По истине, если с таких людей сорвать личину лицемерия; то правосудный Госу­дарь поступил бы с ними также, как и Давид, который сам говорит: во утрия избивах вся грешныя земли, еже потпребити от града Господня вся делащия беззакония (я).

Говорят многие: почему молитвы наши ни чудес не творят, ни лучшей перемены в нас не производят. Ах, стыдно и воспоминать мо­литвы наши! Об них можно тоже сказать, что сказал некоторый корм­чий одному бывшему на корабле беззаконнику. Когда во время сильной и опасной бури все плаватели обратились к молитве, и вмес­те с ними и оный беззаконник нечто промолвил; то кормчий остано­вил его сими словами: «ты пожалуй, помолчи: не знает де «Бог, что и ты с нами, и потому еще «между отчаянием и надеждою находимся; а «как де услыщит твою молитву, так мы «и погибли» Достойна ли молитва имени своего, когда она в одних устах обращается, а ум не помнит и не знает того, что болтает язык? Читаем: глаголы моя вну­ши, Господи, разумей звание мое (е); а сами ни глаголов своих не внушаем, ни звания нашего не разумем. Такая молитва переменит ли нас, окаянных и грешных, в добрых и богоугодных? Грешными в цер­ковь приходим, грешнейшими выходим.

Радость плотская ограничивается наслаждением: по мере, как за­тихает веселый гудок, затихает и веселость. Но радость духовная есть радость вечная; она не умаляется в бедах, не кончается при смерти, но переходит и по ту сторону гроба.

1 Собрание сочинений Георгия Конисского, архиепископа Белорусско­го. Ч.Н. СПб. 1861. С. 178-182. Тескт оригинальный, шрифт современны Обработка А.А. Козела.

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой

Важны ли добрыя дела наши в деле спасения? Я объясню тебе вопрос сей подобием. Возьми небольшой кусок меди, и понеси его на торжище; там за него ты ничего не купишь: всякой с насмешкою ска­жет тебе известную пословицу: «приложи копейку, то купишь калач». Но ежели тот самый металл будет иметь изображение Государя твоего, или другой знак Его монеты; то купишь за него что тебе надобно. Так точно и дела наши. Ежели ты не имеешь Веры в упования на Христа Спасителя, не сомневайся признать, что они суетны. Но те самыя дела совокупи с Верою и упованием на Него, тогда они будут важны; и если потребно тебе откупиться от грехов, или купить небесныя веч-ныя утехи, — купи ими несомненно.

Спаситель наш благоволил дать нам яси Тело Свое и пить Кровь Свою в Божественном причастии, под видом хлеба и вина, дабы мы сию животодательную пищу вкушали, не только устами Веры, но и естественными устами; и таким образом были истинными членами Главы нашея, возрастая и достигая в мужа совершенна, в миру возра­ста исполнения Христова (v).

Мы познаем разумом души; а телесныя очи суть как бы очки, че­рез кои душевныя очи смотрят.

Ров беззаконий граничит с адскою пропастью.

Храм Христов суть те, кои украшены добродетелями; хлев сатаны — валяющиеся в злодяниях, яко свиньи в кале тинном.

Грехи суть прелюбодейныя порождения духа и плоти нашей с са­таною.

В жизни настоящей мы столь грешны, что хотя бы внутрений че­ловек наш и хотел быть праведным, но внешний к тому неомщен. На­против, в будущей жизни мы столь святы, что уже нее станем грешить, и не захочем.

8 3ак. 2314

Раздел III

Философские заключения из трактата по физике о началах естественного тела1

I

Правильно говорится, что начала естественного тела состоят ни из других, ни из самих себя, но все из всех.

П

Нет ни одного начала естественного тела, которое определялось бы или как известная сущность согласно Пармениду, или как какой-нибудь один из 4 общеизвестных элементов согласно другим авторам; мало того, все 4 элемента не суть таковые начала.

Ш

Панспермия, или источник всех вещей, а также бесконечное ко­личество атомов без основания объявляются своими поборниками та­ковыми началами.

IV

Начал рассматриваемого естественного тела, как оно создано, два: материя и форма, а как в действительности происходит, три: материя, форма и лишение формы.

V

Первичная материя правильно считается первым субъектом все­го, из чего что-либо возникает так, как тому присуще не случайно, и во что последнее переходит, если оно почему-то разрушается.

VI

Первичная материя не создается и не уничтожается, более того, не умножается и не уменьшается.

VII

Первичная материя одинаково стремится к формам более совер­шенным и менее совершенным; при этом формы, соответствующие стремлению, принимаются, не подходящие же — утрачиваются.

VIII

Первичная материя по воле бога может существовать без сякой формы, поэтому в действительности она отлична от форм.

1 Из истории философской и общественно-политической мысли Бело­руссии. Избр. произв. XVI - нач. XIX в. Мн., 1962. С. 350-351.

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполигпой

IX

Кроме материи, создаются субстанциональные формы, которые вообще отличны и противоположны не только материи, но даже ак­циденциям.

X

Известно, что формы выходят из материи; но как выходит и что существует раньше, каким образом они предсуществуют в материи, этого никто до сих пор не постиг.

XI

Единое целое, которое образуют материя и форма, являясь в дей­ствительности отличными от этого единого целого, служит доказа­тельством их отделимости.

XII

То, что целое состоит в действительности из различающихся меж­ду собой частей, не требует доказательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: