Стадии развития групп

Каждая группа формируется и развивается по-своему. Вместе с тем в развитии разных групп могут быть выявлены некоторые общие закономерности. Рассмотрим несколько подходов к формированию и развитию группы.

Любая группа в своем развитии проходит через следующие этапы, которые формируют 5−ти ступенчатую модель развития группы (рис.4):

1. Начальная стадия формирования
2. Притирка
 
3. Обеспечение сплоченности членов группы
 
4. Зрелость
 
5. Заключительная стадия.

Рис.4. Стадии развития группы

Начальная стадия формирования. Эта стадия, как правило, характеризуется неопределенность относительно структуры группы, ее целей. Зачастую неясно, кто является лидером этой группы и какой тип поведения в ней наиболее приемлем. Эта стадия завершается, когда члены группы начинают отчетливо понимать, что они являются частью данной группы.

Притирка. Вторая стадия развития группы обычно характеризуется внутригруппового конфликта. Идет борьба за лидерство и распределение ролей между членами группы. После того как эта стадия будет завершена, становиться ясно, кто лидер данной группе (если это формальная группа, то речь идет о неформальном лидере).

Обеспечение сплоченности членов группы. На этой стадии отношения между членами группы становятся более тесными и сплоченными. Одновременно появляется ясность относительно неформальных норм и распределения ролей в данной группе.

Стадия наивысшей работоспособности и производительности. На данной стадии группа полностью функциональна. Энергия ее членов направлена уже не на распределение ролей и борьбу за власть, а непосредственно на обеспечение эффективной работы и достижение высоких результатов.

Заключительная стадия. Для временных групп, например групп, созданных для осуществления конкретных задач, выполнение этих задач становиться заключительной стадией их существования. Чем ближе к завершению работы над проектом или чем ближе выполнение поставленной перед группой задачи, тем большее ее члены начинают думать о том, данная группа скоро прекратит свое существование.

При исследовании группового поведения часто используется описание развития группы как «биологического» процесса. Примером такого развития является ступенчатая модель, предложенная Б.В. Таменом: формирование Õбурление ÕнормированиеÕ функционирование (рис.5):

• формирование (англ.: forming). Группа еще не является группой как таковой. Это просто скопление отдельных людей. На этом этапе цели группы обсуждаются наряду с названием, руководством, кругом возможных дел. Люди будут стремиться установить свою индивидуальность в группе;

• бурление (шторм, англ.: storming). Группа проходит через конфликтный этап, который следует непосредственно за первичным (обычно ложным) консенсусом. Цели, руководство, роли и нормы могут оспариваться. Скрытые личные цели могут раскрыться, и можно ожидать определенной враждебности. Если эта стадия успешно контролируется, она может привести к формированию более реальных целей (задач) и методов. Этот этап особенно важен в формировании чувства доверия в группе;

• нормирование (англ.: norming). Группа устанавливает нормы и модели работы, в рамках которых она работает. Будет большое количество преднамеренных экспериментов, которые члены группы будут проводить для определения "температуры" группы и установления их уровня ответственности;

• функционирование (англ.: performing). Только после успешного прохождения предыдущих трех этапов группа сможет достичь оптимального уровня работы.

Для группы, в которой задача четко определена и рассматривается всеми членами как чрезвычайно важная, первые три этапа могут быть пройдены буквально в течение первых нескольких часов работы группы. Однако для большинства групп эти этапы растягиваются на более длительный период, что необходимо осознавать при составлении проектов и программ, ради которых комплектуется группа. Например, менеджер новой проектной группы, члены которой собраны из различных отделов организации и которые, возможно, не работали раньше вместе, вынужден отводить определенное время для развития и совершенствования группы.

Если исходить из понятия «жизненный цикл» группы, то Б.В. Такман считает, что существование группы имеет временные ограничения, поэтому заключительной стадии является в данном случае «роспуск».

По мнению психологов, жизненный цикл группы работников проходит четыре стадии: адаптация Õидентификация Õинтеграция Õраспад.

1. Адаптация характеризует начальный этап формирования группы, когда ее члены узнают и принимают друг друга, формируют задачи, вырабатывают нормы поведения, когда начинают проявляться структура, иерархия, статус, роли, лидерство.

2. Идентификация связана с формированием чувства принадлежности индивида к группе. Этот процесс протекает на трех уровнях: эмоциональном − как умение сопереживать; ценностно-мировоззренческом− как способность стать на точку зрения другого человека или всей группы и поведенческом − как стремление подчиниться складывающимся групповым нормам.

3. Интеграция знаменует собой этап, когда уже завершена борьба за власть в группе, окончательно установлены групповые нормы, роли каждого, то есть когда объединение индивидов превратилось в единичный коллектив.

Интеграция приводит к превращению коллектива в саморегулирующийся социальный организм, хорошо приспособленный к совместно-индивидуальной деятельности.

Для данного этапа развития группы характерны следующие признаки:

- четко обозначены цели:

- достигнута совместимость индивидов в группе;

- лидер группы доказал на практике право на лидерство;

- группа успешно выполняет поставленные перед ней задачи;

- размер группы позволяет знать мнение каждого ее члена и оценивать его;

- люди чувствуют свою принадлежность к группе, поддерживают друг друга, преодолевая совместно трудности и решая групповые задачи:

- конфликты и стрессы, проявлявшиеся на первых порах особенно часто и болезненно, возникают все реже и разрешаются наиболее щадящими способами с участием всей группы.

4. Распад. Распад группы начинается с проявления разобщенности между ее членами.

Стадии не являются изолированными друг от друга. Они лишь указывают доминирующие тенденции, которые определяют тот или иной этап жизненного цикла. Время прохождения отдельного этапа при определенной ситуации может быть минимальными, стадии могут происходить одновременно, или при появлении нового лидера, изменении задачи группа может перейти на более низкую ступень.

Психологическая модель жизненного цикла группы показана в табл.9.

Таблица 9. Модель жизненного цикла группы

Причины образования группы Типы группы Стадии развития группы Основные характеристики группы Потенциальные конечные результаты
         
Удовлетворение потребности в: - Общение - Самоуважение - Безопасности - усиление власти - получение определенного общественного статуса достижение социальных, экономических и др. целей Формальные: - административные; - оперативные Неформальные: - группы по интересам; - группы на основе дружбы; 1. Адаптация 2. Идентификация 3. Интеграция 4. Распад 1) структура 2) размер 3) состав 4) статус 5) роли 6) нормы 7) сплоченность 8) коммуникация и взаимопонимание 9) лидерство 10)конфликт - индивидуальная результативность - групповая результативность - организационная результативность
 
 

Рис. 5. Ступени развития команды по Б.В. Такмену


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: