Классификация групп

Существуют разные критерии, по которым классифицируют группы. Например, в зависимости от характера совместной деятельности они могут быть производственные, учебные, семейные и т. п.; в зависимости от длительности существования - постоянные или временные и т.д. Однако большинство ученых в основу типологии групп берут наиболее общий критерий − принцип их создания.

Одни группы создаются директивно по воле руководства организации для выполнения ее целей, другие − добровольно самими работниками для удовлетворения своих различных потребностей.

Первые называют формальными, вторые − неформальными.

Формальные группы бывают двух типов: административные и оперативные. К административным относятся группы, предусмотренные организационной структурой: отделы, участки и т.д. Оперативные включают рабочих и служащих, которые вместе выполняют какое - либо задание или проект. К такому типу относится, например, команда.

Неформальные группы также делятся на два вида: группы по интересам и группы на основе дружбы.

Примером первого типа могут служить объединения людей на основе стремления к саморазвитию, повышению своего профессионального мастерства или коллекционеры.

Источником формирования групп второго типа являются симпатии друг к другу и сходство личностных ценностей и установок. Формальные и неформальные группы имеют много общего.

Во-первых, и те, и другие проходят похожие стадии развития.

Во-вторых, они одинаково организованы − у них есть иерархии, лидеры, роли, нормы (правила), статус, размер. В-третьих, групповой динамике тех и других свойственны одинаковые характеристики: сплоченность и конфликты.

Вместе с тем между ними существуют принципиальные различия. Наиболее важными из них Джон В. Ньюстром и Кейт Дэвис считают следующие (табл. 9):

Таблица 9. Различия формальных и неформальных групп

№ п/п Основа для сравнения Неформальна группа Формальная группа
  Общие взаимоотношения Неофициальные Официальные
  Основные концепции Власть и политика Права и обязанности
  Основное внимание к Человеку Должности
  Источник власти Исходит от группы Делегируется руководством
  Руководство к поведению Нормы Правила
  Источник управления Санкции Вознаграждение и санкции

Как видно из таблицы, в неформальных группах основную роль играют члены групп и их взаимоотношения, в формальных же — официальные роли в соответствии с их должностными правами и обязанностями.

Неформальная власть, таким образом, обращается к человеку как к личности и, следовательно, носит личностный характер; формальная — как к должностному лицу, она устанавливается официально.

Власть эту лидер неформальной группы получает от товарищей по работе, формальный — от руководства организации. Поведение в неформальной группе регламентируется групповыми санкциями, в формальной — правилами и должностными инструкциями.

Наконец в неформальной группе в качестве методов воздействия на управление поведением служат групповые санкции, в формальной — награждения и штрафы

Все эти различия способствуют созданию в неформальных группах особых межличностных отношений, которые оказывают порою более сильное влияние на поведение работников, чем административная власть.

Поэтому, хотя неформальные группы создаются не по воле руководства, каждый менеджер должен считаться с ними. От того, как взаимодействуют неформальные группы с формальными, зависит, в конечном счете, эффективность организации.

Неформальные группы имеют много своих достоинств. Они облегчают управленческую нагрузку менеджмента: если член такой группы разделяют цели организации, то сами осуществляют контроль. Неформальные группы способствуют сотрудничеству и кооперации, получения удовлетворения от труда, служат своего рода клапаном для выхода эмоций работников, улучшают коммуникации в организации. Использование всех этих возможностей для повышения эффективности организации − прямая обязанность менеджмента.

Существует ряд проверенных на практике правил, которых должен придерживаться в своей работе с неформальными группами менеджер. Суть их сводится к тому, чтобы:

1. Признать существование неформальной группы и осознать, что ее подавление повлечет за собой ослабление организации.

2. Выслушать мнение членов и лидеров неформальных групп, чтобы знать их настроение.

3. Перед тем, как предпринимать какие−либо действия, просчитывать их возможные последствия для неформальной группы.

4. Для ослабления сопротивления изменениям в организации со стороны неформальной группы привлекать ее членов к принятию управленческих решений.

5. Своевременно выдавать работникам точную информацию, препятствия тем самым распространению слухов.

В зависимости от степени близости членов группы различают первичные и вторичные группы.

Первичная группа − та, в которой происходит первичная социализация индивидов и отношения носят личностный интимный неформальный характер.

Основной целью группы является взаимное общение.

Чарльз Хортон Кули и Джордж Мид акцентировали внимание на первичных группах, имеющих определяющее значение в жизни общества, вследствие того, что в них формируются индивидуальные межличностные отношения. Первичная группа в их трактовке формирует идеалы, ценностные установки, социальную природу индивида, характеризуется непосредственностью ассоциации, относительной устойчивостью, малой численностью и интимностью: семья, соседство, игровые группы и т. Именно в этих группах формируется язык символов, через которые впоследствии уже взрослый человек читает окружающий мир[1].

Первичные группы выполняют функцию посредника между индивидом и обществом. Каждый индивид испытывает потребность в такой группе, вне зависимости от преследуемых им социальных целей.

Вторичные группы − социальные контакты и отношения носят безличный характер. Направлены в основном на достижение общих целей распадайся при отсутствии таковых.

Для предпринимательской деятельности большое значение имеет классификация групп по численному составу, которая характеризуется понятием «большая» и «малая» группы.

Численность малой группы составляет от 2 до 30 человек, и общественные отношения в ней выступают в форме непосредственных личных контактов.

Наименьшими группами являются диады (два человека) и триады (три). Последние подпадают под особое внимание исследователей в связи со специфическими отношениями между их участниками. Диады строятся на примерном равенстве отношений, обмене и взаимности. Триада − первая ступень социального структурирования, где возникает эффект большинства, способного диктовать свою волю меньшинству.

В качестве примеров малых групп могут рассматриваться семья, друзья, бригада, отдел.

Малая группа всегда является элементом большой группы.

Малые группы отличаются неориентированными на групповые цели действия и высоким уровнем социального контроля и конформизма к групповым нормам

В отношении малых групп отмечаются следующие некоторые закономерности:

1. Размер группы (в пределах указанного выше) варьируется в зависимости от деятельности.

2. Если малая группа превышает верхний предел численности, то распадается на новые малые группы. Средняя численность 7-8 человек.

3. Малым группам, как правило, свойствен стабильный состав за счет повышенного внимания к индивидуальным характеристикам участников.

4. В малой группе заметна ее внутренняя структура.

5. Число межличностных связей внутри группы увеличивается в геометрической прогрессии при арифметическом возрастании числа членов группы.

6. Уменьшение состава усиливает силу взаимодействия и наоборот.

7. По оценке Г. Зиммеля, рост численности групп ведет к усилению индивидуальности ее членов с уменьшением сплоченности и единства между ними.

Большие группы — это классы, нации, народности, коллективы организаций. В больших группах отношения людей безличны, так как общение каждого с каждым носит случайный и поверхностный характер, а часто вообще не происходит. Большая группа всегда вторичная.

Большие группы предполагают следующее:

• рациональные целеориентированные действия;

• организационный контроль;

• конформизм к политике активной части группы.

Кроме рассмотренных объективных различий, группам присуща и субъективная дифференциация. К таким субъективно распознаваемым разновидностям групп относятся: референтная, ингруппа и аутгруппа.

Референтная группа [2] — это реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном.

Ингруппа — группа или социальная категория, по отношению, к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности. Индивид видит членов этой группы как «Мы». Ее антипод — аутгруппа.

Встречаются различные варианты отношений к ингругше и аутгруппе, начиная от обычной сдержанности до ослепления любовью или ненавистью.

Типичные примеры внутренней структуры групп включают: круг, змею (цепочку), штурвал (звезду), паутину (сеть) (рис. 4).

           
     
 

Рис. 4. Примеры групповых структур

Одной из особенно значимых для исследований и для жизни вообще разновидностей групп является трудовой коллектив. Под ним понимается группа, объединенная совместной общественно полезной деятельностью, опосредующей межличностные отношения. Проще говоря, сотрудники любой организации являют собой трудовой коллектив.

Совместная деятельность, − организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство материальных и духовных благ, характеризуется:

• пространственным и временным соприсутствием, возможностью контакта, обмена информацией и деятельностью;

• единством цели − предвосхищением результата, отвечающего общим интересам;

•наличием органов организации и управления;

•возникновением межличностных отношений на основе заданных функционально-ролевых взаимодействий и приобретающих впоследствии относительно самостоятельный характер.

Соприсутствие способствует развитию межличностных отношений;

совместимость целей определяет их характер, групповые нормы и ценности; организация и руководство − формы сотрудничества и взаимной ответственности.

По определению А. В. Петровского, коллектив представляет собой группу людей, где межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием деятельности.

В зависимости от направленности группы на выполнение поставленной задачи (миссии) подчинение личности командной работе, Джон Адэр разработал тройственную концепцию лидерства. Адэр считает, что действенные лидеры и их группы в состоянии удовлетворить и сбалансировать иногда конфликтующие запросы нужд этих трех аспектов. По МОДЕЛИ ДЖОНА АДЭРА выделяют следующие виды групп:

 
 

1) сбалансированная группа, для которой характерно:

обсуждение проблем / вовлечение группы;

совместное принятие решений;

распределение работы обычно в большей степени принадлежит самим членам;

задействованы все умы; поощряется творческое мышление;

люди чувствуют, что они нужны;

высокая степень удовлетворенности команды;

высокая мораль; лидер доступен;

работа выполняется, хороши и эффективно.

Для успеха лидер группы должен быть способным отвечать на следующие нужды:

быть принятым лидером;

быть оцененным лидером;

быть способным вносить свой вклад в решение задач;

быть частью группы;

знать, что ожидается от команды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: