double arrow
Принципы административного процесса

Принципы административного процесса базируются на конституционных принципах юридического процесса, конкретизируются в федеральных законодательных актах, регулирующих отдельные виды юридического процесса, и уточняются при правоприменении.

Исходными для административного процесса являются конституционные принципы: законности; приоритета прав и свобод человека и гражданина; равенства прав всех лиц перед законом и судом; а также принцип презумпции невиновности; право каждого на судебную защиту; гласность, открытость, доступность процесса; право каждого на возмещение материального ущерба и морального вреда в связи с незаконным ограничением прав и законных интересов.

Для всех видов административного процесса характерны следующие принципы (рис. 1.4):

1. Принцип законности. В административном процессе он находит реальное воплощение в следующих требованиях, адресованных субъектам административно-процессуальных отношений:

· административно-процессуальную деятельность от имени государства вправе осуществлять лишь тот орган публичной власти, который уполномочен законом либо подзаконным нормативным правовым актом и обязан действовать в пределах определенной для него компетенции. Это требование относится также к должностным лицам, наделенным соответствующими правами и выполняющими возложенные на них обязанности;

· при разрешении в административно-процессуальном порядке индивидуальных дел должен применяться закон или иной нормативный правовой акт, действующий на момент и по месту возникновения административно-процессуальных отношений. При этом акт, ухудшающий процессуальное положение лица, дело которого рассматривает орган публичной власти, обратной силы не имеет;




· любая мера административного принуждения со стороны органа публичной власти, его должностного лица может быть применена только на основании закона и должна быть зафиксирована в конкретном процессуальном документе;

· любой административно-процессуальный акт, фиксирующий результаты административной процедуры, результаты рассмотрения конфликта (спора) с органом публичной власти, результаты рассмотрения дела в порядке административного производства или в порядке производства по делу об административном правонарушении, может быть обжалован в суд в соответствии со ст. 46 Конституции РФ и в порядке, предусмотренном федеральным законом. При этом не исключается возможность предварительного рассмотрения такого акта в административном порядке в соответствии со ст. 33 Конституции РФ;



· при производстве по делам о привлечении к административной или дисциплинарной ответственности действует презумпция невиновности, согласно которой лицо признается виновным в совершении правонарушения, если его вина доказана вступившим в силу юридическим актом судьи либо иного уполномоченного субъекта административной юрисдикции.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина воплощен в требованиях законодательства, устанавливающих:

· обязанность должностных лиц в определенные законом сроки рассматривать обращения граждан, а также их организаций, информировать указанных лиц о ходе рассмотрения обращений;

· обязанность органов публичной власти информировать граждан о своей деятельности через официальные источники информации, в том числе через сеть Интернет;

· ответственность должностных лиц за нарушение сроков рассмотрения обращений граждан, сроков предоставления и качества государственных услуг, в том числе как дисциплинарная и административная, так уголовная и материальная ответственность;

· обязанность государства возместить гражданину или организации причиненный органом публичной власти или его должностным лицом материальный ущерб или моральный вред;

· возложение на орган публичной власти бремени доказывания в процессе рассмотрения дела об оспаривании нормативного или ненормативного акта публичной администрации, при рассмотрении дела об административном правонарушении. При этом представление доказательств по делу, сбор соответствующих доказательств является обязанностью субъекта, представляющего публичную власть.

3. Принцип доступности процесса означает предоставление гражданину или организации реальной возможности обратиться с требованием о реализации или защите своих прав и законных интересов в компетентный орган публичной власти (к должностному лицу), уполномоченный законом или подзаконным нормативным правовым актом на рассмотрение и разрешение конкретной категории дел. В административном процессе не применяется уплата государственной пошлины в случаях обращения граждан за защитой их прав и свобод в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также по вопросам привлечения к дисциплинарной или административной ответственности.

4. Принцип гласности административного процесса заключается в публичности процесса. Процесс ведется, как правило, открыто, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению государственной тайны, а также сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц. Представители общественности, прессы вправе посещать заседания судебных и административных органов, рассматривающих конкретные дела в административном порядке или в порядке административного судопроизводства.

5. Принцип государственного языка и обеспечения права лица, не владеющего государственным языком, на ознакомление со всеми материалами дела. Рассмотрение дел об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, рассмотрение дел об административных правонарушениях ведется на государственном языке Российской Федерации. Лицам, участвующим в деле и не владеющим русским языком, предоставляется возможность использовать родной язык или другой свободно избранный данным лицом язык общения и в связи с этим предоставляются услуги переводчика.

6. Равенство всех субъектов административно-процессуальных отношений перед законом и судом, а также перед органом публичной власти, уполномоченным возбуждать производство по делу или разрешать дела в сфере публичных правоотношений. Этот принцип вытекает из требований ст. 19 Конституции РФ и ст. 7 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., провозгласившей, что все люди имеют право без всякого различия на равную защиту закона.

В административном процессе ко всем лицам применяются одни и те же процессуальные правила, действуют одни и те же нормы, определяющие, например, такие понятия, как «обращение», «заявление», «жалоба», «административное правонарушение», «обстоятельства исключающие ответственность» и т.п. Для рассмотрения обращений граждан установлены процессуальные сроки, одинаковые для всех лиц независимо от их социального и служебного положения. Сроки давности привлечения к ответственности юридических лиц устанавливаются независимо от форм собственности и организационно-правового статуса этих лиц.

7. Принцип объективной истины в административном процессе означает обязанность правоприменителя всесторонне и полно исследовать все обстоятельства индивидуального дела, выявить все поводы и мотивы поведения участников дела и обеспечить принятие беспристрастного, непредвзятого решения по делу.

Рис. 1.4. Принципы административного процесса

Наряду с перечисленными выше принципами административного процесса, характерными для всех его видов, надо учитывать и специфические принципы отдельных видов процесса и административно-процессуальных производств. В частности, при производстве по делам об административных правонарушениях особое место занимает принцип индивидуализации наказаний, в производстве по рассмотрению обращений граждан — принцип оперативности в принятии решений.






Сейчас читают про: