Франчайзинг. Франчайзинг представляет собой форму передачи прав другой стороне, с помощью которой владелец товаров или услуг обеспечивает организацию и расширение сети их

Франчайзинг представляет собой форму передачи прав другой стороне, с помощью которой владелец товаров или услуг обеспечивает организацию и расширение сети их продажи. При этом товары и услуги идентифицируются с именем (торговой маркой) продавца. Таким образом, франчайзинговые отношения предполагают наличие двух сторон — продавца (франчайзера) и покупателя (франчай­зи), а также наличие объекта исключительных прав (фран-найза).

Франчайзер обеспечивает франчайзи квалифицирован­ную помощь в обучении персонала, в закупках оборудова­ния и т. п., в аренде помещений и оборудования, в марке­тинговых исследованиях и др.

Франчайзи оплачивает покупку франчайза, а также не­обходимых элементов материально-технического обеспече­ния своего бизнеса. Он также осуществляет периодические


платежи франчайзеру в виде процента от объема продаж (дохода или прибыли), а также обычно вносит определен­ную долю средств в рекламный фонд франчайзера.

Следовательно, в обмен на преимущества уже на деле проверенной концепции или методики ведения бизнеса с хорошо известной и популярной торговой маркой, фран­чайзи делится с франчайзером частью своей прибыли и частью своей независимости.

В настоящее время в мировой практике известно более 60 видов деятельности, в которых эффективно применяет­ся франчайзинг. Так, например, в розничной торговле франчайзинговые отношения применяются при продаже детских товаров, товаров для новобрачных, бытовой хи­мии, товаров для дома, для животных и других видов то­варов. Они эффективно используются при оказании раз­личных услуг (проявка фотопленок и печать фотографий; услуги по перевозкам; услуги, связанные с обслуживанием бизнеса и др.).

Франчайзинг является одним из эффективнейших спо­собов развития бизнеса. Его могут применять фирмы, уже добившиеся успеха и желающие развить свой успех, а также начинающие бизнесмены. Он выгоден как для франчайзера, так и для франчайзи. Так, преимущества системы франчайзинга для франчайзера проявляются, прежде всего, в том, что развитие сети франчайзинговых предприятий позволяет не расширять свою собственную сеть предприятий и значительно экономить не только свой капитал, но и трудовые ресурсы. При этом нет необходимо­сти франчайзеру заниматься будничными управленческими проблемами, он также не имеет проблем с персоналом.

Франчайзи также выгодны отношения, построенные на основе франчайзинга, так как он может начать собствен­ное дело, не являясь работником франчайзера. Он имеет возможность заниматься готовым надежным бизнесом, за­воевавшим определенную нишу на рынке, используя при


этом популярную торговую марку, фирменный знак или стиль. Разумеется, что в этом случае франчайзи имеет воз­можность пользоваться и всей мощью рекламы этой торго­вой марки. Франчайзер обеспечивает франчайзи необходи­мыми консультациями, помогает ему совместно решать возникающие проблемы. Он также может выступать гаран­том при получении франчайзи кредитов, а также оказывать ему помощь в организации более надежной и выгодной сис­темы снабжения расходными материалами и т. д.

Внедрение франчайзинга позволяет повысить общую культуру ведения бизнеса и его правовую защищенность.

Все основные положения франчайзинга отражены в Гражданском кодексе Российской Федерации, ему посвя­щена специальная глава — «Коммерческая концессия». В ней содержатся статьи, регламентирующие вопросы форм и регистрации договора коммерческой концессии, воз­можностей субконцессии, изложены основные обязанности сторон и их права, а также другие вопросы системы франчайзинга.

Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме, в противном случае он считается ни­чтожным. Он должен быть зарегистрирован органом, осу­ществляющим регистрацию юридического лица или инди­видуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя. Если последний зарегистри­рован в иностранном государстве, то регистрация догово­ра коммерческой концессии осуществляется органом, ко­торый зарегистрировал юридическое лицо или индивиду­ального предпринимателя, являющегося пользователем.

Вознаграждение по договору коммерческой концессии Может выплачиваться в форме фиксированных разовых ^и периодических платежей, отчислений от выручки, на­ценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообла­дателем для перепродажи, или в иной форма, предусмот­ренной договором.


В договоре коммерческой концессии должны быть четко сформулированы обязанности правообладателя и пользова­теля. В частности, правообладатель обязан передать пользо­вателю техническую и коммерческую документацию и пре­доставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления его прав, предусмотренных договором коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав. В его обязанность также входит выдача пользователю предусмотренных договором лицен­зий с соответствующим их оформлением в установленном порядке. Если иное не предусмотрено договором коммерче­ской концессии, правообладатель также обязан:

обеспечить регистрацию договора коммерческой кон­цессии;

оказывать пользователю постоянное техническое и кон­сультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;

контролировать качество товаров (работ, услуг), произ­водимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии.

В зависимости от характера и особенностей деятельно­сти, осуществляемой пользователем по договору коммерче­ской концессии, он обязан:

1. Использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре образом.

2. Обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, ока­зываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых не­посредственно правообладателем.

3. Соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, спо-


собов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том чис­ле указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформле­ния коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав.

4. Оказывать покупателям (заказчикам) все дополни­тельные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредст­венно у правообладателя.

5. Не разглашать секреты производства правообладате­ля и другую, полученную от него конфиденциальную ком­мерческую информацию.

6. Предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором.

7. Информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, то­варный знак, знак обслуживания или иное средство инди­видуализации в силу договора коммерческой концессии.

Договором коммерческой концессии могут быть преду­смотрены ограничения прав сторон по этому договору. Например, можно предусмотреть обязательство правооб­ладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздер­живаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории. В качестве ограничения прав пользова­теля может быть его обязательство не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распростра­няется действие договора коммерческой концессии в от­ношении предпринимательской деятельности, осуществ­ляемой "пользователем с применением принадлежащих Правообладателю исключительных прав.

В Гражданском кодексе Российской Федерации преду­смотрены также и другие нормы, в частности, касающиеся


ответственности правообладателя по требованиям, предъ­являемым к пользователю, права пользователя заключить договор коммерческой концессии на новый срок, а также установлен порядок его изменения и прекращения и дру­гие нормы.

Учитывая, что необходимым элементом системы фран­чайзинга является возмездная передача прав на фирмен­ное и (или) коммерческое обозначение правообладателя, указанная передача права регламентируется Законом Рос­сийской Федерации «О товарных знаках, знаках обслужи­вания и наименованиях мест происхождения».

10.4. Некоторые особенности

коммерческой деятельности

при внешнеторговых операциях

Внешнеторговая операция — комплекс действий контр­агентов (иностранных партнеров) разных стран, направ­ленных на совершение торгового обмена и обеспечиваю­щих такой обмен. Различают следующие виды внешне­торговых операций:

• экспортные — продажа товаров и услуг за границу или нерезидентам внутри национальной территории продавцов;

• импортные — приобретение товаров из-за границы или у нерезидентов на территории покупателей;

• реэкспортные — продажа за границу ранее импорти­рованных товаров без их переработки в стране поку­пателя;

• реимпортные — приобретение с ввозом из-за грани­цы ранее проданных товаров без их существенной переработки за границей.


Чтобы обеспечить выполнение внешнеторговых опера­ций, производители товаров и услуг, торговые организа­ции проводят маркетинговые исследования, рекламную деятельность, вступают в договорные отношения с посред­никами, банками, т. е. осуществляют коммерческую дея­тельность.

В Российской Федерации в качестве нормативной базы при осуществлении как внутренней, так и внешней тор­говли выступает Гражданский кодекс.

Однако при совершении внешнеторговых операций контрагенты должны учитывать обязательные положения двусторонних межгосударственных договоров в той их части, которая относится к регулированию торговых от­ношений. Эти положения превалируют над нормами на­ционального законодательства.

К числу таких международных договоров относятся «До­говоры о торговом и экономическом сотрудничестве», «Со­глашения о торговле и платежах» и другие подобные доку­менты, подписанные правительствами соответствующих стран. В них могут быть определены взаимный торговый режим, влияющий на таможенное обложение товаров, ко­личественные и иные ограничения торговли, валюта рас­четов по торговым и иным платежам. Могут быть также приняты единые для договаривающихся сторон условия поставок товаров, способы взаимных зачетов при оплате поставок (клиринговые соглашения) и т. д.

Наряду с международными договорами важнейшей формой нормативного регулирования международных тор­говых отношений являются разрабатываемые междуна­родными организациями многосторонние конвенции. Так, основополагающей для составления условий договоров международной купли-продажи и трактования их условий является Венская конвенция 1980 года, принятая ООН. Она применима к торговым партнерам, если их главные торговые предприятия находятся в разных странах-участ-


ницах этой Конвенции. Российская Федерация присоеди­нилась к ней в 1991 году. При этом было оговорено усло­вие, что в торговле с российскими участниками контракты в устной форме не применяются.

К числу других ограничений, которые содержит Кон­венция, относится то, что она не применяется при купле-продаже товаров личного пользования, при аукционных торгах, при торговле ценными бумагами и деньгами, суда­ми воздушного и водного транспорта, электроэнергией, а также при заключении контрактов подрядного характера. Она также предусматривает право продавца и покупателя, страны которых являются участниками Конвенции, вооб­ще исключать ее применение либо отступать от любого из ее положений, внеся соответствующие оговорки в текст контракта.

Главным элементом внешнеторговой операции является контракт — международный коммерческий договор купли-продажи.

Как правило, контракт имеет следующую структуру:

• преамбула (вводная часть);

• предмет контракта;

• объем поставок — количество товара и способы его определения;

• способы определения качества товаров;

• сроки поставки;

• базисные условия поставки;

• цены;

• условия платежа;

• порядок сдачи-приемки товаров;

• условия о гарантиях и санкциях;

• арбитраж:;

• форс-мажорные обстоятельства;

• транспортные условия;

• другие условия.


По соглашению сторон структура контракта может быть иной.

В конце текстовой части контракта указываются сле­дующие его реквизиты:

на каких языках составлен и имеет силу контракт;

на каком языке стороны договорились вести деловую переписку;

количество страниц основного текста контракта и коли­чество приложений с указанием числа страниц в каждом приложении либо общего числа страниц;

юридические адреса сторон, соответствующие адресам, содержащимся в зарегистрированных уставах предпри­ятий;

полное название банка, осуществляющего платежи, его полный адрес, реквизиты связи и номер расчетного счета.

Все страницы основного текста контракта и приложе­ний перед его подписанием парафируются подписантами или их помощниками.

Подписи ставятся на последних страницах основного текста контракта и на каждом его приложении.

Подробное изучение вопросов коммерческой деятельно­сти предприятий при совершении внешнеторговых опера­ций предусмотрено в специальных учебных дисциплинах.



ГЛАВА It

ОПТОВЫЕ ТОРГОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ ФУНКЦИИ, ТИПЫ И ВИДЫ

11.1. Роль и функции оптовой торговли в системе хозяйственных отношений

Важное звено, обеспечивающее необходимую интенсив­ность и ускорение процесса товародвижения в условиях перехода к рыночным отношениям, — оптовая торговля, основной задачей которой является торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием. Организуя движение товаров по каналам распределения, оптовая торговля способствует синхрони­зации производства и потребления товаров.

Являясь неотъемлемым звеном единой системы товаро­движения, оптовая торговля требует коренной перестрой­ки. Поэтому одна из важных долговременных задач госу­дарственной политики в области развития оптовой торговли — ее структурная перестройка, предусматри­вающая распространение таких форм ее организации, ко­торые должны быть максимально сориентированы на ма­лое предпринимательство в среде пользователей услугами оптового звена.

За последние годы произошло резкое сокращение объе­мов оптовых операций. Существенно снизилась роль опто­вых предприятий в снабжении розничных торговых преД"


Приятии товарами. В связи с этим второй важной задачей государственной политики в области развития оптовой торговли является прекращение спада и стабилизация объемов оптовых операций.

Сложившийся потенциал оптового звена должен быть активно использован для стимулирования и всемерного поддержания межрегиональных интеграционных процес­сов на потребительском рынке.

Существующая материально-техническая база оптовой торговли создавалась на протяжении многих десятилетий. Требует обновления складское хозяйство. Это должно про­исходить не только за счет строительства новых современ­ных складов, оснащенных прогрессивным технологиче­ским оборудованием, но и за счет реконструкции и техни­ческого переоснащения действующих складов, рационали­зации имеющейся материально-технической базы.

Среди других задач государственной политики в облас­ти развития оптовой торговли необходимо отметить раз­витие конкурентной среды и преодоление монополизма на рынке оптовой торговой деятельности, а также стиму­лирование работы оптового звена по внедрению активных: форм продвижения на рынок отечественных товаров.

В связи с выдвигаемыми перед оптовой торговлей но­выми задачами целями ее развития должны стать:

• создание развитой структуры каналов товародвиже­ния;

• поддержание должной интенсивности товаропотоков;

• формирование резервных источников финансового обеспечения процесса товародвижения;

• обеспечение экономии совокупных издержек обра­щения.

° рыночно-ориентированной системе хозяйственных отношений изменяются и функции оптовой торговли. Так, По отношению к оптовым покупателям ее функции долж-HbI сводиться к:


оценке потребностей и спроса;

преобразованию промышленного ассортимента в торго­вый;

накоплению и хранению товарных запасов;

доставке товаров;

кредитованию;

информационному и консалтинговому обслуживанию.

Функции оптовой торговли по отношению к поставщи­кам товаров должны состоять в следующем:

концентрация коммерческой деятельности;

поддержка процесса перехода прав собственности на товар;

инвестиционное обеспечение процесса товародвижения;

минимизация коммерческого риска;

маркетинговое обслуживание.

Переориентация оптовой торговли в целевом и функ­циональном отношении позволит не только создать усло­вия для углубления реформ в торговле, но и обеспечит стратегическую стабильность потребительского рынка в целом.

11.2. Типы и виды оптовых предприятий и их роль в процессе товародвижения

Оптовая торговля располагает обширной сетью пред­приятий, осуществляющих куплю-продажу товаров с це­лью их последующей перепродажи, а также оказывающих услуги по организации оптового оборота товаров. В на­стоящее время сеть оптовых торговых предприятий представлена предприятиями различных форм собствен­ности и ведомственной принадлежности.

Проводимая в стране структурная политика развития оптовой торговли долговременной целью ставит обеспе-


чение рыночного разнообразия структур, осуществляю­щих оптовую торговую деятельность, что позволит напол­нить потребительский рынок товарами, создаст условия ддя беспрепятственного их продвижения по каналам рас­пределения, активизации отечественных товаропроизво­дителей.

Существенно расширяются права оптовых предпри­ятий. Они самостоятельно определяют свою специализа­цию, сферу и зону деятельности, уровень автономности функционирования и функциональную ориентацию.

Оптовая торговля в рыночных условиях должна быть более гибкой и способной оптимально реагировать на лю­бые изменения экономических условий. Это может быть обеспечено на основе последовательного развития типово­го и видового разнообразия оптовых структур на потреби­тельском рынке.

В основу типового разнообразия оптовых предприятий положены масштабы их деятельности, с учетом чего следу­ет выделять крупные оптовые предприятия общенацио­нального (федерального) уровня и оптовые предприятия регионального уровня.

Оптовые предприятия общенационального (федераль­ного) уровня призваны стать стержнем всей внутриот­раслевой структуры оптовой торговли. Они должны га­рантировать ее устойчивость и стратегическую стабиль­ность. Важнейшей их задачей является создание необхо­димой структуры каналов товародвижения, предназна­ченной для обслуживания крупных отечественных товаро­производителей, а также зарубежных производителей и поставщиков товаров.

Оптовые предприятия общенационального уровня реа­лизуют товары по всей территории страны. Сюда включа­йся предприятия, обеспечивающие федеральные нужды, а также оптовые структуры межрегионального характера, Суживающие районы Крайнего Севера, Дальнего Вос-





тока и местности досрочного завоза, а также оптовые предприятия, обслуживающие исторически сложившиеся центры производства текстильных товаров, хрусталя, кера­мики, мебели и других товаров. С учетом этого и должен раз­виваться товарный ассортимент оптовых предприятий обще­национального масштаба и межрегионального характера.

Основной организационно-правовой формой оптовых предприятий общенационального уровня являются акцио­нерные общества открытого типа с заметной долей уча­стия государства в их уставных капиталах. Это могут быть и государственные концерны.

Оптовые предприятия общенационального уровня в перспективе должны составить основу формирования тор-гово-финансово-промышленных, торгово-финансовых групп и транснациональных компаний.

Процесс оптовой реализации товаров завершают опто­вые предприятия регионального уровня. Они закупают то­вары непосредственно у товаропроизводителей и у опто­вых предприятий федерального уровня, доводят их до любых оптовых покупателей в зоне своей деятельности.

Главной задачей их функционирования является обес­печение товарами региональных товарных рынков.

В эту группу оптовых предприятий могут включаться автономные оптовые структуры и сбытовые подразделения промышленных предприятий, а также оптовые структуры крупных розничных предприятий. Эти предприятия функционируют преимущественно в виде хозяйственных товариществ и акционерных обществ.

На региональном уровне должны получить распростра­нение различного рода объединения. Они могут формирс ваться как в виде цепных оптовых торговых компаний» так и в виде добровольных оптово-розничных цепей.

Каждый тип оптовых, предприятий может существо­вать в различных видах. При этом оптовые предприятия могут быть следующих видов:


• специализирующиеся на оптовой торговой деятельно­сти, осуществляющие полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену. Это так называемые не­зависимые оптовые торговцы;

• посреднические оптовые структуры, не использую­щие в своей деятельности переход к ним права соб­ственности на товар (дистрибьюторы);

• организаторы оптового оборота.

Специализирующиеся на оптовой торговле предпри­ятия (независимые оптовые торговцы) должны составить основу системы оптовых структур на потребительском рынке. Их главной задачей является создание в среднем звене товародвижения необходимых условий для выхода на рынок преимущественно крупных товаропроизводите­лей и розничных торговцев. Это могут быть как специали­зированные на отдельных товарах, так и универсальные оптовые торговцы. Они могут иметь различный набор ока­зываемых услуг.

Посреднические оптовые структуры могут выступать в качестве предприятий-брокеров, предприятий-агентов (ди­стрибьюторов). Действуют они по поручению клиента и преимущественно за его счет. В качестве основного пред­мета их деятельности выступает информационное обеспе­чение.

Организаторы оптового оборота — товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые продовольственные Рьщки. Они — важный элемент оптовой инфраструктуры, и основной их задачей является создание условий для ор­ганизации оптовой торговли. Но они не выступают в каче-отве субъектов оптовой торговой деятельности.



ГЛАВА 12

ТОВАРНЫЕ СКЛАДЫ, ИХ УСТРОЙСТВО И ПЛАНИРОВКА

12.1. Назначение и функции складов, их классификация

Склады представляют собой важнейшие подразделения оптовых баз. Они предназначены для накопления и хране­ния товарных запасов, комплектования торгового ассор­тимента товаров и составляют основной комплекс соору­жений предприятий оптовой торговли, а также значи­тельную часть материально-технической базы розничной торговли. Кроме того, товарные склады могут функциони­ровать и как самостоятельные структуры (организации), выполняющие весь комплекс торгово-технологических опе­раций, связанных с поступлением, хранением и отпуском товаров оптовым покупателям.

Большинство складов выполняет следующие ос­новные функции:

• получение товаров от поставщиков и осуществление контроля за их качеством;

• накопление товарных запасов и обеспечение надле" жащих условий их хранения;

• подсортировку и подготовку товаров к продаже;

• комплектование заказов оптовых покупателей;

• товароснабжение розничной торговой сети.


Контролируя качество поступающих товаров, склады оптовых баз служат заслоном проникновению недоброка­чественных товаров в розничную торговую сеть.

С целью обеспечения сохранности товарных запасов на складах создаются необходимые условия хранения товаров с учетом их самых разнообразных физико-химических свойств.

Одной из важных функций складов является подсорти­ровка товаров, поступающих на склады в узком ассорти­менте от большого количества поставщиков. Осуществляя преобразование промышленного ассортимента в торговый, склады оптовых баз стремятся максимально удовлетворить заявки розничных торговых предприятий на завоз товаров.

Складам оптовых баз принадлежит также важная роль в подготовке товаров к продаже и товароснабжении роз­ничной торговой сети.

В зависимости от характера выполняемых функций склады оптовых баз подразделяют на подсортировочно-распределительные, транзитно-перевалочные, сезонного хранения, досрочного завоза и накопительные.

Подсортировочно-распределительные склады предназначены для накопления текущих запа­сов товаров. Поскольку товары хранятся на этих складах непродолжительное время, то к их основным функциям следует отнести приемку товаров по количеству и качест­ву, подсортировку и подготовку их к отпуску и отправку в Розничную торговую сеть. Сюда относят склады оптовых торговых баз, которые расположены в районах потребле­ния, а также склады розничных торговых организаций. Здесь формируют товарные потоки в удобном для рознич­ных торговых предприятий ассортименте и направляют их в торговую сеть.

Транзитно-перевалочные склады раз­мещаются на железнодорожных станциях, водных приста-**нх. Они служат для принятия грузов на партионное хра-


нение в связи с необходимостью перегрузки их с одного ви­да транспорта на другой. Эти склады осуществляют прием­ку грузов, краткосрочное хранение и отправку их целыми тарными местами.

К складам сезонного хранения относят хранилища для картофеля и овощей, а также другие скла­ды, на которых осуществляются обработка и хранение то­варов сезонного характера.

На складах досрочного завоза товары хранятся в течение продолжительного времени. Они созда­ются в районах Крайнего Севера и других районах, доставка товаров в которые затруднена в определенные периоды года.

Накопительные склады осуществляют при­емку мелких партий товаров от промышленных предпри­ятий и в виде крупно-партионных отправок направляют их в районы потребления.

Одним из важных классификационных признаков явля­ется ассортимент товаров, который оказывает влияние на характер выполняемых складами функций, на построение складского технологического процесса.

По ассортиментному признаку склады делят на уни­версальные и специализированные.

Универсальные склады предназначены для концентрации широкого ассортимента непродовольствен­ных или продовольственных товаров. К этой группе следу­ет также относить склады для хранения основных групп непродовольственных и продовольственных товаров с вы­делением для этих целей специальных кладовых или сек­ций. Такие склады составляют основную часть складской сети потребительской кооперации.

Специализированные склады служат для хранения товаров одной или нескольких родственных то­варных групп.

Широкое разнообразие физико-химических свойств то­варов требует дифференцированного подхода к условиям


ЛХ хранения и вызывает необходимость наличия соответ­ствующей складской сети.

С учетом создаваемых режимов хранения склады под­разделяют на общетоварные и специальные.

Общетоварные склады являются основным видом складов в торговле и предназначены для хранения непродовольственных и продовольственных товаров, не нуждающихся в создании особого режима.

К специальным складам относятся овоще­хранилища, холодильники и т. д.

Для организации и осуществления централизованного товароснабжения розничных торговых предприятий, а также приемки поступающих на базу товаров и кратко­временного их хранения предназначены экспеди­ционные склады, которые занимают важное ме­сто в технологическом процессе предприятий оптовой торговли.

К другим признакам классификации складов следует отнести этажность и высоту складских помещений, сте­пень механизации технологических процессов, внешние транспортные связи.

В зависимости от этажности и высоты складских по­мещений различают одноэтажные (высотой 6, 12, 16 и 32 м) и многоэтажные склады. С точки зрения наиболее рациональной организации технологического процесса предпочтение отдается одноэтажным складам.

По степени механизации технологических процессов склады подразделяют на комплексно-механизированные и автоматизированные, а также склады с применением средств малой механизации.

С учетом внешних транспортных связей бывают скла-Дь* с причалами (пристанские) и рельсовыми подъездными пУтями (прирельсовые).

В зависимости от устройства склады подразделяют на °Ткрытые, полузакрытые и закрытые.


Открытые склады устраиваются в виде грун­товых площадок и площадок на столбах или ленточных фундаментах. Эти склады предназначены для хранения строительных материалов, топлива, товаров в контейне­рах и др. Полузакрытые склады представля­ют собой навесы для хранения строительных материалов и других изделий, требующих защиты от атмосферных осадков.

Закрытые склады — это одно- или многоэтаж­ные здания, которые могут быть отапливаемыми и неотап­ливаемыми (утепленные и неутепленные). Отапливаемые склады имеют отопительное оборудование и устройства для вентиляции воздуха. Они предназначены для хранения товаров, требующих поддержания температуры и относи­тельной влажности воздуха в определенных пределах. В неотапливаемых складах хранят товары, которые не теря­ют своих свойств при температуре ниже 0°С.

Особую разновидность складов представляют собой склады временного хранения, которые уч­реждаются таможенными органами или российскими ли­цами при наличии лицензии таможни Российской Федера­ции. Порядок выдачи лицензии на учреждение склада временного хранения и срок ее действия определяются Го­сударственным таможенным комитетом Российской Феде­рации.

Склады временного хранения, учреждаемые таможен­ными органами, являются складами открытого типа и служат для использования любыми лицами. Склады закры­того типа предназначены для хранения товаров опреде­ленных лиц.

Устройство складов временного хранения должно быть подчинено обеспечению таможенного контроля и невоз­можности доступа третьих лиц к хранимым товарам ** транспортным средствам. При необходимости они должны быть оборудованы двойными запорными устройствами,


одно из которых должно находиться в ведении таможенно­го органа.

Общий срок хранения товаров и транспортных средств на складе не должен превышать двух месяцев, за исклю­чением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом.

12.2. Технологические и общетехнические требования к устройству складов

Строительство складских зданий осуществляется пре­имущественно из типовых сборных железобетонных эле­ментов. Наиболее широкое распространение получило строительство одноэтажных зданий складов, основное преимущество которых заключается в уменьшении стои­мости строительства и эксплуатационных расходов при внутрискладской переработке грузов.

Основными конструктивными элементами складского здания являются: фундамент, стены, опорные колонны, междуэтажные перекрытия, полы, кровля, рампы и ко­зырьки над ними, двери и окна.

Фундамент сооружается из прочных и долговечных ма­териалов. Его конструкция должна выдерживать опреде­ленную нагрузку. Для строительства фундамента широко Применяются железобетонные блоки.

Стены склада могут быть кирпичными, из железобетон­ных панелей и блоков. Они должны быть достаточно проч­ными и выдерживать необходимую нагрузку, обладать ми­нимальной массой, быть огнестойкими и способными под­держивать необходимый режим температуры и влажности ноздуха.

Опорные колонны являются одним из несущих элемен­тов складского здания, они могут быть кирпичными, желе­зобетонными и металлическими.


В многоэтажных складских зданиях для междуэтажных перекрытий применяются железобетонные панели, спо­собные выдерживать большие нагрузки.

Полы складских помещений также должны выдержи­вать большие нагрузки, обладать высокой прочностью. Для покрытия полов в основном используются асфальт и бетон.

Кровля складских зданий должна быть из огнестойких материалов, способных надежно защищать помещения от атмосферных осадков.

Для удобства проведения погрузочно-разгрузочных ра­бот вдоль складов устраивают рампы, представляющие со­бой платформы шириной от 2,5 до 6 м. Их высота зависит от вида транспортных средств, в которых поступают или отправляются грузы. Над рампами делаются козырьки для защиты грузов от атмосферных осадков.

Двери складских помещений могут иметь различные размеры. Их ширина и высота в основном зависят от вида транспортных средств, применяемых для внутрискладско-го перемещения грузов.

Для естественного освещения складских помещений служат окна. В одноэтажных складах их размещают выше уровня стеллажей.

Для характеристики объемно-планировочных и конст­руктивных решений складских зданий используют такие показатели, как шаг, пролет и высота.

Шаг — расстояние между основными поперечными не­сущими конструкциями (колоннами, стенами и т. д.).

Пролетом называется расстояние между продольными несущими конструкциями.

Высота этажа — расстояние между уровнем пола и по­толком.

В одноэтажных складских зданиях принимаются: шаг колонн — 6 и 12 м; длина пролета — 12, 18 и 24 м; высота складских помещений — не менее 6 м.


На складах выполняется довольно сложный комплекс торгово-технологических операций с товарами, успешное осуществление которых может быть достигнуто только в том случае, если устройство складов будет отвечать ряду технологических требований.

Одним из важнейших технологических требований яв­ляется соответствие площади и емкости складских по­мещений характеру и объему технологических операций. На размеры площади, емкость склада, структуру складских помещений оказывают влияние объем и структура товаро­оборота и товарных запасов.

При проектировании новых и реконструкции дейст­вующих складов следует также исходить из целесообразно­сти выделения помещений или зон для выполнения основ­ных операций внутрискладского технологического процес­са, размеры которых должны соответствовать объемам то­варных потоков.

Второе важное требование, предъявляемое к устройству складов, — соответствие параметров и конфигураций складских зданий требованиям рациональной технологии выполняемых операций. Наиболее удобной с точки зрения этого требования для большинства видов складов является прямоугольная форма здания, которая позволяет рацио­нально расположить погрузочно-разгрузочные рампы и подъездные пути и в значительной степени избежать пере­сечения внутрискладских товарных потоков.

Здания крупных складов могут иметь П-образное распо­ложение. В этом случае между параллельно располагаемы­ми линиями здания устраивают дебаркадер и укладывают Железнодорожные подъездные пути.

Для того чтобы складское здание отвечало требованиям Рациональной технологии выполняемых операций, оно Должно иметь определенное соотношение длины и шири-Нь*- Наиболее оптимальными считаются соотношения 1:2; Ц5; 1:3; 1:5.





Создание условий поточной организации технологиче­ского процесса предусматривает сведение к минимуму внутрискладских перегородок. С учетом этого требования в складских зданиях должно быть как можно меньше ка­питальных перегородок, чтобы по мере необходимости можно было бы без дополнительных затрат осуществить перепланировку склада.

Устройство складов должно отвечать требованиям, предъявляемым к правилам их эксплуатации, соблюде­нию условий охраны труда и техники безопасности, а также противопожарной безопасности. Для выполнения этих требований склады оснащают вентиляционными устройствами и проводят центральное отопление. Водо­снабжение должно обеспечивать потребность как в пить­евой воде, так и в воде для противопожарных и других нужд. Освещение складов должно соответствовать уста­новленным нормам.

Особые требования предъявляются к планировке склад­ских участков, которая должна обеспечивать необходимое количество выездов, проездов и подъездов. Между отдельны­ми складскими зданиями и сооружениями следует установить в зависимости от их огнестойкости необходимое расстояние.

Таковы общие требования, которым в основном должно отвечать устройство общетоварных складов.

Устройство специальных складов должно быть.подчинено рациональной организации технологиче­ского процесса по приемке, хранению и отпуску товаров, имеющих специфические физико-химические свойства. Например, при строительстве складов-холодильников ис­пользуют различные изоляционные материалы. Такие склады имеют только искусственное освещение и осна­щаются необходимыми холодильными установками. В со­временных складах-холодильниках отводятся специаль­ные помещения (камеры) для дефростации замороженных продуктов и хранения дефектных продуктов.


При строительстве керосинохранилищ предусматривают максимальное расстояние между ними и другими склад­скими помещениями. Их устройство должно отвечать осо­бым требованиям противопожарной безопасности.

Устройство хранилищ для картофеля, овощей и фруктов должно обеспечивать условия дифференцированного гид­ротермического режима хранения товаров.

12.3. Виды складских помещений и их планировка

Складские помещения делят на следующие группы:

• основного производственного назначения;

• вспомогательные;

• подсобного назначения.

К помещениям основного производственного назначения относят помещения для хранения товаров (секции хране­ния), холодильные камеры, экспедиции по приему и отпус­ку товаров, цеха фасовки, комплектовочные.

Вспомогательные помещения предназначены для размещения аппарата управления. Это служебные по­мещения аппарата управления, пункты питания, здрав­пункт, санитарно-бытовые помещения, вестибюли, лест­ничные клетки, тамбуры. Сюда же относится зал товар­ных образцов.

Складские помещения подсобного назначения использу­ются для хранения упаковочных и обвязочных материа­лов, для размещения технологического оборудования, ин-нентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки, мой­ки инвентаря и производственной тары.

Для выполнения технологических операций по приемке, хранению и отправке товаров покупателям на складах вы­деляются соответствующие зоны.


Зона приемки товаров

| Железнодорожная рампа

Экспедиция по гцшему

На общетоварных складах выделяются следующие ос­новные зоны: разгрузки транспортных средств; приемки товаров по количеству и качеству; хранения; фасовки то­варов; отборки и комплектования заказов покупателей; погрузки автомобильного транспорта.

Перечисленные операционные зоны склада должны быть связаны между собой необходимыми проходами и проездами.

Зона разгрузки транспортных средств должна примы­кать к зоне приемки товаров по количеству и качеству, где размещаются рабочие места товароведов-бракеров.

Под зону хранения товаров отводится основная часть площади склада. Она состоит из площади, занятой това­рами, и площади проходов.

К зоне хранения должны примыкать зоны фасовки и упаковки товаров, комплектования заказов оптовых поку­пателей. В свою очередь, зона комплектования заказов должна находиться рядом с экспедицией по отправке то­варов.

Такой принцип внутренней планировки помещений (зон) складов позволяет обеспечить поточность и непре­рывность складского технологического процесса. Схема размещения основных операционных зон общетоварного склада приведена на рис. 2.

Специальные требования предъявляются к планировке зала товарных образцов. Для основных производственных процессов здесь должны быть выделены функциональные зоны, обеспечивающие, прежде всего, возможность раз­мещения необходимого набора оборудования и мебели, а также удобство действий товароведов-коммерсантов во время обслуживания оптовых покупателей. Кроме того, должен быть обеспечен свободный подход ко всем образ­цам товаров. Количество таких зон и их расположение оп­ределяются структурой представленных в зале товарных групп и численностью работников.


ODD
CD CD CD
о.

II 'd as CCDC
(ZD CD cd
 


Зона хранения

Зарядная станция

CD
CD
CD CD

C=J

-;:,y.'

__L
_____ JL. ,._______ Эксп едиция по отпр а вке __ J| Автомобильная рампа |[

Холодиль­ник

Зона комп- г

лектования\

заказов

Главные проходы (проезды) Боковые проходы (проезды)

Рис. 2. Схема размещения основных операционных зон общетоварного склада

Обычно в зале товарных образцов выделяют рабочие зо­ны, зону экспозиций, а также зоны ожидания и отдыха, информации и проходов.

Рабочие зоны служат для размещения рабочих мест товароведов-коммерсантов. Они оборудуются кон­торскими столами и рабочими креслами, счетной техникой или персональным компьютером, передвижной картоте­кой, стульями для покупателей и мебелью для хранения Документации. Число таких зон зависит от количества ас­сортиментных групп товаров, экспонирующихся в зале то-варных образцов.

Зона экспозиций разделяется на отдельные Подзоны, оснащаемые пристенными и островными горка-





ми с приспособлениями для показа товаров (полками, кон­солями, штангами и т. д.). Подзоны выделяются для экспо­нирования отдельных ассортиментных групп товаров. Здесь, помимо рабочей выкладки образцов товаров данной группы, предусматривают и специальные выставки сезон­ных товаров и т. п.

Товарные образцы выставляются таким образом, чтобы покупатели могли свободно ориентироваться в предложен­ном им ассортименте.

Зона ожидания и отдыха предназначена для самостоятельной работы покупателей с альбомами, ка­талогами и списками товаров, а также для их отдыха после отбора товаров. Желательно, чтобы эта зона была отделена от основной экспозиции товаров и рабочих мест товарове­дов-коммерсантов. Основное оборудование зоны ожида­ния и отдыха — журнальные столы, кресла или банкетки, цветочницы. Здесь же могут быть сосредоточены различ­ные рекламные материалы (листовки, проспекты, катало­ги) и другая информация о реализуемых товарах, норма­тивно-техническая документация (стандарты и т. д.). Таким образом, зона ожидания и отдыха может быть со­вмещена с зоной информации.

Зона проходов служит для передвижения в зале товарных образцов и для прохода в другие помещения оп­товой базы. Основные проходы должны иметь ширину не менее 2 м, другие — не менее 1 м.

Организация функциональных зон в зале товарных об­разцов, их обособленность решаются с помощью подбора и расстановки торгового оборудования и мебели, размеще­ние которых должно отвечать не только функциональной целесообразности, но и благоприятному восприятию ин­терьера. Общий вид зала товарных образцов, разделенного на укрупненные функциональные зоны, представлен на рис. 3.


12.4. Определение потребности в складской площади и емкости складов

При решении вопросов нового строительства или рекон­струкции действующих складов определяется потребность в складских площадях и емкостях. Она рассчитывается по формуле

Sn = NQ,

где Sn — потребность в складской площади (емкости);

N — норматив складской площади (емкости) на 1 тыс. руб.товарного запаса;

Q — товарный запас, подлежащий хранению на складе, тыс. руб.

Определение потребности в конкретных объемах строи­тельства может проводиться по различным методикам.

Расчет площади склада производится по показателю то­варных запасов, выраженному в условных двухосных вагонах (для общетоварных складов) и в кубических метрах, а также в условных тоннах (для холодильников и плодоовощехранилищ).

При этом сначала определяют максимальный товарный запас по каждой группе товаров, подлежащей хранению на складе, по формуле

Vmax 365C'

где Qmax — максимальный запас товаров в условных вагонах;

О — годовой складской товарооборот по соответствую­щей группе товаров, тыс. руб.;

К — коэффициент неравномерности образования то­варных запасов, равный 1,2-1,3;

С — средняя стоимость одного вагона товаров, тыс. руб-


Затем рассчитывают площадь хранения по каждой то­варной группе с учетом способа хранения товаров. При этом исходят из того, что для хранения товаров, уложен­ных в штабеля, установлена норма площади 25 м2 на каж­дый условный вагон, а для товаров, хранимых в распако­ванном виде на стеллажах при высоте укладки 2,5 м, — 40 м2.

Емкость склада определяется в условных поддонах или вагонах. За условный поддон принят поддон объемом 1 м3 (800x1200x1050 мм). Двухосный вагон грузоподъемностью 20 т вмещает 42 условных поддона, условный контейнер (универсальный контейнер полезным объемом 6 м3) вмеща­ет шесть условных поддонов.

Располагая данными о площади склада и соответствую­щими нормами объема, несложно рассчитать потребную емкость склада.

Второй способ определения потребной площади для хранения товаров основан на расчете с использованием следующей формулы:

" K2h'

где Sn — потребная площадь для хранения товаров, м2;

Q — необходимый объем хранения, м3;

Ку — коэффициент неравномерности поступления то­варов;

К2 — коэффициент использования объема складских Помещений;

h — высота складских помещений, м.

Необходимый объем хранения товаров соответствующей гРуппы рассчитывается путем деления суммы средних то­варных запасов, подлежащих хранению на складе, на стоимость 1 м3 товаров.



После определения потребной складской площади для хранения товаров рассчитывают общую площадь помеще­ния (камеры), предназначенного для хранения товаров. При этом наряду с площадью, занимаемой непосредствен­но товарами на поддонах, расположенных в стеллажах или штабелях (грузовая площадь), учитывают зазоры между под­донами и расстояния, отделяющие грузы от стен, приборов отопления, а также площади, занимаемые магистральными проездами и проходами между стеллажами и штабелями. Сюда же включают площадь, отводимую под зону приемки, отборки и комплектации товаров и т. д.

Площади экспедиционных и административно-бытовых помещений, фасовочных цехов, залов товарных образцов, кладовых для тары, грузовых коридоров и коридоров, со­единяющих административно-бытовые помещения, опре­деляются по специальным нормативам.

При определении грузовой площади холодильника учи­тывают показатель запасов скоропортящихся продуктов, выраженный в кубических метрах, фактических и услов­ных тоннах хранения. Ее можно рассчитать по формуле

о тс зап

хол " Nh '

где SXOA — грузовая площадь холодильника, м2;

Q3an — запасы по соответствующей группе скоропортя­щихся товаров, фактические тонны;

N — нормы загрузки холодильника по данной группе то­варов, т/м3;

h — высота укладки товаров, м.

Для определения площади камер хранения холодильни­ка следует грузовую площадь разделить на коэффициент грузовой площади, который показывает соотношение гру­зовой и общей площади камер хранения.


Расчет площади для хранения картофеля и плодоовощ­ной продукции основан на данных об объеме единовре­менной закладки соответствующей продукции, о площади и расчетной вместимости одного контейнера (при контей­нерном способе хранения), количестве ярусов в штабелях и коэффициенте использования грузовой площади.

Необходимая длина фронта погрузочно-разгрузочных работ (длина автомобильной и железнодорожной рамп) может быть определена по формуле

Ьфр =nl + (n-l)lu

где L фр — длина фронта погрузочно-разгрузочных работ, м;

п — количество транспортных единиц, одновременно подаваемых к складу;

/ — длина транспортной единицы, м;

I1 — расстояние между транспортными средствами, м.



ГЛАВА В

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СКЛАДОВ

13.1. Оборудование для хранения товаров

Оборудование этой группы подразделяют на следующие подгруппы:

• для укладки и хранения тарно-штучных товаров;

• для хранения навалочных и насыпных товаров;

• для хранения наливных товаров.

Для укладки и хранения тарно-штучных грузов широко применяются стеллажи и поддоны.

Стеллажи по назначению делят на универсальные и специальные. В зависимости от конструктивных особенно­стей различают сборно-разборные и неразборные стелла­жи. Сборно-разборные стеллажи собирают из унифициро­ванных деталей и узлов, что обеспечивает большое коли­чество вариантов их компоновки.

Универсальные стеллажи используют для хранения различных продовольственных и промышленных то­варов в таре или на поддонах. Они бывают полочными, кле­точными, ящичными, каркасными и гравитационными. Са­мыми распространенными являются полочные стеллажи, которые представляют собой несколько рядов горизонтальных полок, укрепленных на вертикальных стойках. В клеточных стеллажах полки разделены вертикальными перегородками. Их


используют для хранения мелкоштучных товаров в коробках или пачках, а также для размещения товаров по сортам, видам и другим признакам. Ящичные стеллажи служат для хранения мелкоштучных товаров — радиодеталей, светочувствительных фотографических материалов и т. д. Ячейками в них служат ящики. Каркасные стеллажи состоят из вертикальной металли­ческой рамы и горизонтальной обрешетки. С помощью перфо­рации в стойках можно переставлять обрешетку и изменять высоту ячейки стеллажа. Используют каркасные стеллажи для хранения товаров на поддонах с применением средств механи­зации. В гравитационных стеллажах грузовые полки наклоне­ны, и груз перемещается под действием своей силы тяжести.

Специальные стеллажи служат для хранения определенных товаров. Их подразделяют на стоечные, кон­сольные и механические стеллажи-вешала. Стоечные стеллажи состоят из горизонтальной рамы и укрепленных на ней стоек. В консольных стеллажах грузонесущая поверхность выполнена в виде консолей. На стоечных и консольных стеллажах разме­щают для хранения длинномерные грузы (трубы, сортовой ме­талл и т. д.). Механические стеллажи-вешала используют для хранения верхней одежды, костюмов на плечиках.

На выбор того или иного типа стеллажа влияет ассорти­мент хранимых товаров, габариты тарных мест, используемое Для обработки грузов подъемно-транспортное оборудование.

Потребность в стеллажном оборудовании можно опреде­лить по формуле

г^е Qct — количество стеллажей;

QT — количество товаров, подлежащих хранению в стел-Л£*жах, м2;

^ст — емкость стеллажа, м3.





Поддоны (рис. 4) представляют собой устройства, пред­назначенные для формирования грузовых пакетов, штабе­лирования и транспортирования товаров. По своему ис­пользованию они универсальны. Изготовляются в основном из дерева. По конструкции различают плоские, стоечные и ящичные поддоны. Плоские поддоны применяют для паке­тирования товаров в ящиках, мешках и другой таре. Сто­ечные поддоны имеют четыре стойки, позволяющие про­изводить многоярусную их укладку с грузами, которые не обеспечивают устойчивость штабеля (товары в картонных коробках и др.). Ящичные поддоны имеют съемные или несъемные стенки. В них укладывают товары в коробках связках, свертках и легкоповреждаемые грузы.

Рис. 4. Поддоны:

1 — ящичный для картофеля, капусты, кор­неплодов; 2 — стоечный для телевизоров


Использование поддонов на складах создает необходи­мые условия для комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ, сокращения тру­довых затрат, более эффективного использования площади и емкости складских помещений. При этом в 3-4 раза воз­растает производительность труда, в 2-3 раза сокращается простой транспортных средств.

Хранение навалочных и насыпных грузов (поваренной соли, жмыха, строительных материалов, зерна и т. д.) осу­ществляют в бункерных устройствах и закромах.

Бункерные устройства представляют собой специально оборудованные вместилища для временного хранения на­валочных и сыпучих грузов.

Они бывают прямоугольной, круглой или конической формы. Сверху имеют загрузочные устройства, снизу — вы­сыпной люк с затвором. По материалу изготовления делятся на деревянные, железобетонные и металлические. Могут иметь емкость от 20 до 100 м3 и более.

Закрома — отгороженные вертикальной перегородкой места для насыпки навалочных грузов. Могут иметь ячей­ки, образуемые внутренними перегородками. Чаще всего встречаются железобетонные и деревянные закрома.

Наливные грузы (растительные масла, нефтепродукты и т. п.) хранят в резервуарах (баках), а также в бочках, би­донах и т. п.

Резервуары чаще изготовляют из стали. Могут иметь емкость 5, 10, 25, 50, 75, 100 м3. Снабжены люками для замеров, чистки и ремонта, а также приспособлениями для слива и налива нефтепродуктов и для выпуска воздуха.

Для хранения и перевозки наливных грузов могут ис­пользоваться специализированные контейнеры массой брутто 30, 20, 10, 5 и 1,25 т. Их применение является эко­номически выгодным, так как позволяет максимально ме-Ханизировать и упростить операции, связанные с хране­нием и перевозками наливных грузов.





13.2. Подъемно-транспортное оборудование

Применение подъемно-транспортного оборудования в складском технологическом процессе способствует облег­чению тяжелых и трудоемких работ, ускоряет выполнение погрузочно-разгрузочных операций, сокращает время про­стоя транспорта. Механизация складских работ повышает производительность труда работников в 3-5 раз.

Подъемно-транспортное оборудование классифицируют по следующим основным признакам:

• функциональному назначению;

• принципу периодичности действия;

• роду перерабатываемого груза;

• видам привода;

• степени механизации труда.

Рассмотрим классификацию подъемно-транспортного оборудования по одному из важнейших признаков — функциональному назначению. По этому признаку оно подразделяется на три группы:

грузоподъемные машины и механизмы;

транспортирующие машины и устройства;

погрузочно-разгрузочные машины.

К грузоподъемным машинам и меха­низмам относят краны, грузовые лифты, лебедки и электрические тали.

Краны предназначены для перемещения грузов в вер­тикальном и горизонтальном направлениях. Их подразде­ляют на мостовые и консольные, козловые и автомобиль­ные, краны-штабелеры.

Мостовые краны представляют собой грузО" подъемные машины, передвигающиеся по рельсам, закре" пленным на выступах стен склада или специальных колон­нах. Применяются для перемещения тяжеловесных грузо0 и контейнеров в закрытых складских помещениях, под **а'


весами или на открытых площадках. На складах применя­ет мостовые краны грузоподъемностью 5-10 т, способные поднимать груз на высоту 8-16 м.

Консольные краны используются на комплек-товочно-сортировочных площадках и рампах складов. Они предназначены для работы с грузами небольшой массы и малых габаритов. Бывают напольные и настенные, могут крепиться к колонне складского помещения. Дуга поворо­та консоли крана достигает 360°.

Рис.5. Грузоподъемный козловый кран

Электрические козловые краны (рис. 5) грузоподъемностью до 30 т широко применяются при про­изводстве погрузочно-разгрузочных работ на открытых площадках складов и баз. Перемещаются по подкрановым рельсам, уложенным на земле. Обладают высокой произ­водительностью.





Автомобильные краны применяют для по-грузочно-разгрузочных работ на рассредоточенных объек­тах. Они представляют собой самоходные погрузочно-раз-грузочные механизмы, смонтированные на автомобильных шасси. Их грузоподъемность — от 3 до 45 т. Поднимают груз на высоту более 7 м.

Краны-штабелеры предназначены для механи­зации погрузочно-разгрузочных работ в закрытых складах для переработки тарно-штучных грузов. Подразделяются на мостовые и стеллажные.

Мостовой кран-штабелер представляет со­бой механизм, состоящий из кранового моста, вертикаль­ной колонны и грузового захвата. Перемещается по рель­совым путям, смонтированным на строительных конструк­циях здания склада.

Стеллажный кран-штабелер — подъемно-транспортная машина, состоящая из тележки и смонтиро­ванной на ней вертикальной рамы, а также передвигаю­щейся по раме подъемной платформы, на которой установ­лен грузовой захват. Стеллажные краны-штабелеры в зави­симости от конструкции могут передвигаться по рельсовым путям, уложенным на полу или на стеллажах.

Краны-штабелеры используют для укладки грузов в штабеля и стеллажи значительной высоты, а также для комплектования ассортимента товаров при их отборке с мест хранения.

Грузовой лифт представляет собой грузоподъемное уст­ройство прерывистого действия для подъема и спуска гру­зов. Грузоподъемность — от 150 кг до 5 т.

Лебедки используются для вертикального (подъемные лебедки) и горизонтального (тяговые лебедки) перемещения грузов. Выпускаются с ручным и электрическим привода­ми. Могут иметь тяговые усилия от 1 до Ют.

Электрическая таль (рис. 6) — механизм с электропри­водом для вертикального и горизонтального перемещения


груза, подвешенного на крюк. Горизонтальное перемеще­ние осуществляется вдоль подвесного однорельсового пути. Управляют ею с помощью кнопочного механизма. Выпус­кается грузоподъемностью 0,5; 1; 5 и Ют. Рассчитана на высоту подъема груза от 4 до 30 м.

Рис. 6. Электрическая таль

К транспортирующим машинам и уст­ройствам относятся конвейеры, гравитационные уст­ройства, грузовые транспортные тележки, электротягачи и др.

Конвейеры (транспортеры) — транспорти­рующие машины непрерывного действия. В зависимости °т конструктивных особенностей их грузонесущих органов °ни бывают ленточные, пластинчатые и роликовые. При­меняются для горизонтального и слабонаклонного переме­щения сыпучих и штучных грузов.

К гравитационным устройствам отно­сятся гравитационные конвейеры и вертикальные спуски. РУз при помощи этих устройств перемещается под дейст­вием своей силы тяжести.


Грузовые транспортные тележки (рис. 7) используются для горизонтального и слабонаклонного пе­ремещения грузов. Они бывают электрические и ручные. Электротележки применяют для перемещения грузов на расстояние до 1 км. Их грузоподъемность — 500, 750, 1000 и 2000 кг. Ручные тележки выпускают на трех-четырех ко­лесах, грузоподъемностью 0,25-1 т. Грузовые транспорт­ные тележки грузоподъемностью до 50 кг применяют для перемещения отдельных легковесных грузов.

Тележки-штабелеры с ручным гидравлическим рычаж­ным приводом подъема груза позволяют производить мно­гоярусное складирование, укладку в стеллажи и переме­щение грузов в производственной таре. Тележки могут иметь подъемную платформу или подъемные вилы.

Рис. 7. Тележка электрическая

Электротягачи применяют для горизонтального пе­ремещения прицепных тележек и тары-оборудования на коле­сах. Общая масса перевозимых грузов составляет до 1500 кг.

Погрузочно-разгрузочные машины Щ вилочные погрузчики и штабелеры — предназначены РА& выполнения погрузочно-разгрузочных работ, внутрисклаД"


ского перемещения и складирования грузов. Вилочные по­грузчики делятся на электропогрузчики и автопогрузчики.

Электропогрузчики (рис. 8) — машины на­польного безрельсового электрифицированного транспор­та, приводимые в движение электродвигателем с питани­ем от аккумуляторных батарей.

Основным рабочим органом являются вилы, служа­щие для подхвата груза, его подъема, транспортирова­ния и укладки. Выпускаются грузоподъемностью от 0,5 до 5 т, высота подъема груза — от 2,0 до 5,6 м. Элек­тропогрузчики обладают высокой маневренностью.

Вилочные электропогрузчики используются для про­изводства погрузочно-разгрузочных и транспортных операций на открытых складских площадках, в склад­ских и производственных помещениях. Они широко применяются для погрузки и разгрузки железнодорож­ных вагонов, бортовых автомобилей и автоприцепов.

Автопогрузчики приводятся в действие при помощи двигателя внутреннего сгорания, в связи с чем применяются для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на открытых площадках. Выпускаются грузоподъ­емностью от 3,2 до 10 т, высота подъема груза — до 8,2 м.

Электроштабелеры (рис. 9) также относятся к машинам напольного безрельсового транспорта. Служат Для выполнения складских работ в закрытых помещениях с твердым и ровным покрытием пола. Их используют, как правило, для работы в стесненных условиях при штабели­ровании грузов в высокие ярусы стеллажей. Загрузка гру­за в стеллажи и его выгрузка производится выдвижением гРУзоподъемника с вилочными захватами. Рама грузо­подъемного механизма может наклоняться вперед и назад, ^о и обеспечивает возможность взятия груза из штабеля и Укладку его в штабель. Выпускаются грузоподъемностью °>8; 1; 1,25; 1,6 и 2т.





Рис.9. Электрический штабелер

Рис. 8. Электрический погрузчик

При оснащении складов подъемно-транспортным обо­рудованием учитывают: устройство складов; ассортимент и габариты подлежащих п


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow