Весоизмерительное и фасовочное оборудование

В зависимости от конструкции используемые на складах весы делятся на:

• гирные;

• шкальные;

• шкально-гирные;

• циферблатные;

• полуавтоматические;

• автоматические.


Кроме того, весы подразделяют на следующие разновид­ности:

• вагонные;

• автомобильные;

• крановые;

• товарные (платформенные);

• настольные (обыкновенные, циферблатные, электрон­ные).

Для оснащения складов чаще всего используют пере­движные и стационарные платформенные весы. Их при­меняют для взвешивания тяжелых и крупногабаритных грузов.

Для взвешивания грузов массой от 50 кг до 3 т приме­няют товарные весы, представляющие собой передвижные напольные весы. Они бывают со следующими пределами взвешивания:

шкально-гирные — 500 кг, 1, 2 и 3 т;

шкальные — 50, 100, 200, 500 кг, 1, 2 и 3 т;

циферблатные — 60, 100, 150, 300, 600 кг, 1, 2 и 3 т.

Наименьший предел взвешивания на всех товарных ве­сах равен 1/20 наибольшего предела взвешивания.

На шкально-гирных весах массу груза определяют сум­мированием значений массы накладных гирь и показаний шкалы. Они являются малопроизводительными. Для опре­деления массы товара необходимо производить подсчет. Вместе с тем они просты по конструкции, надежны и имеют сравнительно невысокую стоимость.

Удобны в эксплуатации шкальные и циферблатные ве­сы.

Весы платформенные стационарные предназначены для взвешивания грузов большой массы. Их механизм монти­руется на специальном фундаменте в углублении (приям­ке). При этом для взвешивания грузов с автомашиной применяют автомобильные весы с наибольшими предела­ми взвешивания 10, 15, 30, 60, 100 и 150^ 252


Для взвешивания грузов вместе с вагонами на складах оптовых баз применяют вагонные весы. Они бывают с пределами взвешивания 7,5-100 и 10-200 т.

Все более широкое распространение получают элек­тронные весы нового поколения (рис. 10).

В настоящее время в России выпускается несколько сот моделей таких весов (от настольных до автомобильных и ва­гонных). Они долговечны и надежны, могут быть исполнены под любые условия эксплуатации (пыле- и влагозащищенные, морозоустойчивые), имеют высокие метрологические харак­теристики. Время взвешивания составляет всего 2-3 секунды.

Весы имеют максимум сервисных функций (исключение массы тары во всем диапазоне взвешивания, счетный ре­жим, удержание веса, тестирование возможных неисправ­ностей и др.). Многие модели весов имеют унифицирован­ные узлы и единый терминал, что обеспечивает их высокую ремонтопригодность.

Так, например, фирма «ПетроВЕС» (г. Санкт-Петербург) выпускает несколько модификаций напольных платфор­менных весов с пределами взвешивания от 15 до 2000 кг, широко применяемых для оснащения складов. Крановые подвесные весы выпускаются с пределами взвешивания 2000-50000 кг.

Автомобильные стационарные весы этой фирмы имеют пределы взвешивания 10, 20, 40, 60 и 100 т. Они не требуют Фундамента и устанавливаются на участок дороги с твердым покрытием, хотя могут быть изготовлены и во врезном испол­нении. Для взвешивания в движении автомобилей и автопо-ездов применяются автомобильные весы поосного взвешива­ния. Взвешивание на них происходит путем определения на­грузки на каждую из осей автомобиля. Такие весы могут Иметь предел взвешивания до 150 т. При наезде автомобиля на Платформы весов электронный терминал фиксирует нагрузку каждого моста, а по окончании взвешивания на табло терми­нала индицируется полная масса автомобиля или автопоезда.







Рис. 10. Весы электронные: 1,2 — настольные, 3 — напольные, 4 — крановые


Вагонные весы предназначены для потележечного (в дви­жении) и повагонного (в статике) взвешивания железнодо­рожных вагонов. Эти весы имеют наибольшие пределы взве­шивания 60-150 т. Для их установки не требуется фунда­мент, а монтаж занимает всего 2-3 дня.

На оптовых базах и складах используется различное фасовочное оборудование.

По назначению оно делится на оборудование для фасо­вания и упаковывания бакалейных товаров (автоматиче­ские дозаторы, механизированные поточные линии) и обо­рудование для фасования и упаковывания картофеля, овощей и фруктов (полуавтоматические весы и линии для фасовки и упаковки).

Для фасования сахарного песка и крупы в бумажные пакеты порциями по 0,5 и 1 кг применяют автоматические весы. Их производительность — 1500 пакетов в час при массе порции 1 кг. Допускаемая погрешность дозирования ±0,5% номинальной массы. Применяют их в цехах центра­лизованного фасования, где монтируют стационарно на полу. Автоматические весы подлежат поверке и клейме­нию органами Госстандарта.

Фасование конфет, пряников и других продовольствен­ных товаров производят с помощью установки для фасо­вания в пакеты из полимерной пленки. Массу порции оп­ределяют на электронных весах.

В крупных цехах централизованного фасования приме­няют автоматы для фасования и упаковывания товаров.

Для изготовления двойных бумажных пакетов, фасова­ния и упаковывания в них сахарного песка порциями до *Кг применяют автоматы производительностью 3600 па­ктов в час с допускаемой погрешностью дозирования ка-^ой порции в пределах ±1,5%.

Промышленность производит автоматы для фасования й Упаковывания в пакеты из полимерной пленки сахарно-^ Песка, круп, поваренной соли и других сыпучих товаров


порциями 0,5-1 кг, производительностью до 2700 пакетов в час при массе порции 1 кг.

Для фасования и упаковывания товаров могут быть ис­пользованы механизированные и автоматизированные поточные линии.

В механизированных линиях почти все технологические операции выполняются с помощью машин, управляемых персоналом. В состав таких линий входят автоматические весы и автоматические укладчики фасованных товаров в тару-оборудование. Механизированная линия имеет произ­водительность до 3000 пакетов в час при массе порции 1 кг.

Автоматизированные поточные линии оснащены ком­плексом машин, автоматически выполняющих все техно­логические операции. Используют их для фасования и упаковывания сахарного песка и круп.

Специальные машины используют для упаковывания овощей, фруктов, картофеля в рукавную хлопчатобумаж­ную и полимерную сетку. Их производительность достига­ет 1200 пакетов в час при массе порции не более 3 кг.

Для автоматического упаковывания овощей, фруктов и картофеля в полимерную сетку применяют автоматы про­изводительностью 780-1200 пакетов в час в зависимости от массы порции.

Имеются также механизированные поточные линии для фасования и упаковывания картофеля в полимерную сет­ку, а также моркови в полиэтиленовые пакеты и др. Их производительность составляет 600 порций в час при мас­се порции картофеля 3 кг и массе порции моркови 1 кг.


ГЛАВА 14

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СКЛАДСКИХ ОПЕРАЦИЙ

14.1. Складской технологический процесс и принципы его организации

На складах осуществляется целый комплекс разнообраз­ных последовательно выполняемых операций по поступле­нию, хранению и отпуску товаров. Эти операции в сово­купности составляют складской технологический процесс. Содержание и объем складского технологического процесса зависят от вида склада, физико-химических свойств товаров, хранящихся на нем, объема грузооборота и других факторов.

Товары на склады поступают различными видами транс­порта. При наличии железнодорожных подъездных путей товары могут поступать в вагонах или контейнерах. Значи­тельная их часть завозится на склады автотранспортными средствами.

Выполнение операций, связанных с поступлением това­ров, предусматривает разгрузку транспортных средств, Доставку товаров в зону приемки, распаковку и приемку **х по количеству и качеству.

Принятые товары доставляют в зону хранения, где их Размещают на стеллажах или укладывают в штабеля. В за-^симости от физико-химических свойств товаров для них с°3дают определенные условия хранения.



Далее следуют операции, связанные с отпуском товаров покупателям: отборка товаров; перемещение их к участку комплектования заказов; комплектование заказов; подго­товка товаров к отпуску (переупаковка, укладка на поддо­ны, в контейнеры); экспедиционные операции по отправке товаров покупателям (формирование маршрутов, погрузка транспортных средств, централизованная доставка това­ров); сдача товаров получателям.

Существенное влияние на общую продолжительность процесса товародвижения оказывает скорость выполнения технологического складского процесса, которая зависит от задач и функций, выполняемых складом, условий постав­ки товаров, степени механизации складских операций. Тех­нология выполнения складских операций в определенной мере зависит от особенностей устройства складских поме­щений и их размеров, внутренней планировки складов, ос­нащения складов оборудованием для хранения товаров.

В основу рациональной организации складского тех­нологического процесса положены следующие важнейшие принципы:

• планомерность и ритмичность;

• рациональная организация товарного потока;

• эффективное использование средств труда;

• механизация и автоматизация складских операций;

• полная сохранность свойств товаров.

Складской технологический процесс должен быть четко спланирован. Для этих целей разрабатываются календар­ные планы и графики поступления и отпуска товаров, ко­торые позволяют заблаговременно подготовиться к выполне­нию операций по разгрузке, приемке, хранению и отпуску товаров, более производительно использовать складские площади, транспортные средства и рабочую силу.

Ритмичность технологического процесса предполагает повторяемость всего цикла и отдельных операций в раб' ные отрезки времени. Соблюдение ритмичности в работе 258


склада способствует равномерному распределению рабоче­го времени, что обеспечивает надлежащий режим труда и отдыха работников, а также позволяет полнее использо­вать транспортные средства и складские помещения.

Рациональная организация товарного потока преду­сматривает внутрискладские перемещения товаров мак­симально короткими, непересекающимися, противопо­ложно направленными путями. Пути движения товаров должны быть максимально выпрямленными как в гори­зонтальном, так и в вертикальном направлениях. Такая организация товарного потока обеспечивает сокращение длительности выполнения отдельных операций и требует меньших затрат на перемещение грузов.

Принцип эффективного использования средств труда предполагает оптимальное использование площади, емко­сти и оборудования складов.

Важную роль в рациональной организации и осуществ­лении технологического процесса играют механизация и автоматизация складских операций. В механизации и ав­томатизации складских операций заложены огромные ре­зервы роста производительности труда складских работ­ников, повышения эффективности использования площа­ди и емкости складов, ускорения погрузочно-разгрузочных операций, сокращения простоев транспортных средств.

Обеспечение полной сохранности свойств товаров — также один из важнейших принципов рациональной орга­низации складского технологического процесса. Оно дос­тигается созданием надлежащего гидротермического ре-Жима хранения товаров, удобной системой их укладки и Размещения, организацией постоянного контроля в про­цессе хранения.

Одним из условий рациональной организации складско­го технологического процесса является четкое распределе­ние обязанностей между работниками, выполняющими соответствующие операции.


14.2. Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров

Начальную стадию складского технологического процес­са составляют операции по поступлению и приемке това­ров. Структура и количество этих операций зависят от места приемки и вида груза, а также вида транспортного средства, которым товары доставлены на склад.

Если товары поступили в железнодорожных вагонах, то выполняются следующие основные опера­ции: проверка целостности пломб и вскрытие вагона; ос­мотр состояния поступившего груза (состояние укладки, тары и т. д.); разгрузка вагонов с укладкой товаров на поддоны или тележки; первичная приемка товаров по ко­личеству (проверка соответствия числа тарных мест со­проводительным документам); доставка сформированных партий товаров на участок приемки, экспедиционный склад или в зону хранения.

При поступлении товаров в железнодорожных контей­нерах операции выполняются по следующей схеме: про­верка целостности пломб и состояния контейнера (отсутст­вие повреждений и поломок); строповка и перемещение контейнера на разгрузочную рампу; перемещение контей­нера в зону приемки товаров.

По следующей схеме будут выполняться операции, если товары доставлены на склад автомобильным транспор­том: проверка целостности упаковки, первичная приемка товаров по количеству; укладка товаров на поддоны или тележки; перемещение сформированных транспортных единиц в зону приемки или хранения.

Штучные, тарно-упаковочные и навалочные грузы транспортируются в вагонах. Длинномерные и крупнога­баритные грузы (лесоматериалы и др.) доставляются в по­лувагонах и на платформах. Для транспортировки жидких


грузов (масло растительное, керосин и др.) используют цистерны. Универсальные контейнеры могут доставляться на склады на железнодорожных платформах или автомо­билях.

Если склад имеет подъездные железнодорожные пути, то вагоны, полувагоны, платформы и цистерны адресуют­ся на близлежащую железнодорожную станцию, а затем подаются на ветку базы. Контейнеры поступают или непо­средственно на склад, или на контейнерную площадку же­лезнодорожной станции, а затем доставляются на склад автомобильным транспортом.

До прибытия груза на складе должна быть проведена подготовительная работа. В зависимости от вида поступ­ления необходимо определить места разгрузки транспорт­ных средств, проверить наличие количества поддонов, ус­тановить, при помощи каких механизмов будет разгру­жаться и перемещаться поступивший товар, и т. д.

При поступлении груза в неисправном вагоне или кон­тейнере или с нарушенной пломбой необходимо произве­сти сплошную проверку количества и качества товаров и обязательно составить коммерческий акт, который являет­ся основанием для предъявления претензии транспортным органам или поставщику. Он должен быть составлен на специальных бланках до получения груза от органов транс­порта. Если вагон имеет течь или обнаружено, что груз ис­порчен вследствие неисправности вагона, то дополнительно к коммерческому акту составляется технический акт.

Для выгрузки товаров из вагонов могут быть использо­ваны конвейеры, транспортеры, электропогрузчики или средства малой механизации. При этом непакетированные Штучные грузы предварительно формируют в пакеты, ис­пользуя поддоны, которые после их загрузки перемещают в зону приемки товаров.

При доставке товаров в контейнерах для снятия их с тРанспортных средств применяют мостовые краны. Кон-


тейнеры массой до 5 т при помощи погрузчиков доставля­ют в экспедицию или зону приемки. Крупнотоннажные контейнеры устанавливают на рампе и разгружают как вагоны.

Пакетированные грузы, доставленные автомобильным транспортом, выгружают с помощью вилочных погрузчиков.

Непакетированные штучные грузы должны быть пред­варительно уложены на поддоны.

Разгрузку транспортных средств необходимо осуществ­лять при строгом соблюдении установленных правил вы­полнения погрузочно-разгрузочных работ. При этом следует обращать внимание на специальную маркировку грузов.

Доставленные в зону приемки товары принимаются по количеству и качеству.

Приемка товаров по количеству предусматривает: отбор тарных мест для вскрытия; вскрытие тары; подсчет коли­чества единиц или взвешивание товаров и сверку с транс­портными и сопроводительными документами; укладку товаров на поддоны.

Приемка товаров по качеству состоит из следующих операций: перемещение товаров к рабочему месту товаро­веда-бракера; вскрытие тары; проверка качества товаров; укладка проверенных товаров на поддоны.

Приемка товаров по количеству и качеству — одно из действенных средств борьбы против проникновения в тор­говлю недоброкачественных товаров. Она является важ­ной составной частью складского технологического про­цесса, предусматривающей проверку выполнения постав­щиками договорных обязательств по количеству, ассорти­менту и качеству товаров, их расфасовке и упаковке.

Приемка товаров должна осуществляться в соответст­вии с правилами, содержащимися в инструкциях «О по­рядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количест­ву» и «О порядке приемки продукции производственно-


технического назначения и товаров народного потребле­ния по качеству». Эти инструкции применяются во всех сдучаях, за исключением тех, когда государственными стандартами, техническими условиями или другими обяза­тельными правилами не предусмотрен иной порядок при­емки товаров по количеству и качеству1.

При приемке груза от органов транспорта следует руко­водствоваться нормативными документами, действующи­ми на соответствующем виде транспорта (Транспортным уставом железных дорог, Воздушным кодексом и т. д.).

Приемка товаров по количеству состоит в сверке фак­тически поступивших товаров с показателями транспорт­ных и сопроводительных документов — счетов-фактур, то­варно-транспортных накладных, кипных карт, упаковоч­ных листов.

Количество поступивших товаров должно определяться в тех же единицах измерения, которые указаны в сопро­водительных документах. Если отправитель указал не только массу товаров, но и количество мест, то при прием­ке следует проверить как массу, так и количество мест. Массу насыпных, наливных и навалочных грузов опреде­ляют путем взвешивания транспортных средств с содер­жащимся в них товаром или путем расчета массы этих грузов по объему и удельному весу.

Если на поступившие товары отсутствуют сопроводи­тельные документы, то необходимо составить акт о факти­ческом количестве прибывших товаров с указанием, какие Документы отсутствуют.

Порядок и сроки приемки товаров по количеству зави­сят от характера тары или упаковки, в которой поступил

В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитраж-н°го Суда Российской Федерации от 22 октября 1997 г. № 18 поря­док приемки товаров по количеству и качеству, установленный дан­ями инструкциями, может применяться только в случаях, когда это РеДусмотрено договором поставки.


товар, его физико-химических свойств, способа доставки и других условий.

Товары, поступившие без тары, в открытой или повре­жденной таре, должны быть приняты по количеству в мо­мент вскрытия (разгрузки) транспортных средств, но не позднее сроков, установленных для их разгрузки. В этот же срок осуществляется приемка по массе брутто и коли­честву мест товаров, поступивших в исправной таре. Окончательная приемка товара (по массе нетто и количе­ству товарных единиц в каждом месте) производится од­новременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящейся продукции — не позднее 24 ч с мо­мента получения продукции от поставщика.

Для районов Крайнего Севера и других районов досроч­ного завоза сроки приемки товаров по количеству удлинены до 60 дней для непродовольственных товаров, 40 дней — для нескоропортящихся продовольственных товаров и 48 ч для скоропортящихся товаров.

Приемку товаров по количеству осуществляют, как пра­вило, путем сплошного подсчета единиц, меры или массы товара в данной партии (за исключением товаров в фаб­ричной упаковке).

Выборочная проверка количества товаров с распро­странением ее результатов на всю партию допускается в случаях, предусмотренных государственными стандарта­ми, техническими условиями или договорами.

При обнаружении недостачи дальнейшая приемка при­останавливается, составляется односторонний акт о выяв­ленной недостаче товаров. Лица, производившие приемку, должны принять меры к обеспечению сохранности посту­пившего товара.

Если выявлено несоответствие массы брутто отдельных мест массе, которая указана в транспортном или сопрово­дительном документе, на трафарете, то покупатель не должен вскрывать тару и упаковку.


Для продолжения работы по приемке товара и состав­ления двустороннего акта необходимо вызвать представи­теля одногороднего отправителя (изготовителя) или, если это предусмотрено договором или другими обязательными документами, представителя иногороднего отправителя (изготовителя). Представитель одногороднего поставщика должен явиться для участия в приемке товаров не позднее чем на следующий день после получения вызова (по скоро­портящейся продукции — не позднее 4 ч после получения вызова); представитель иногороднего поставщика — в те­чение трех дней после получения вызова, не считая време­ни, необходимого для проезда.

В случае неявки представителя поставщика или если его вызов не обязателен, приемка товара производится с уча­стием:

представителя другого предприятия, выделенного руко­водителем этого предприятия;

представителя общественности предприятия-получателя, который назначается руководителем предприятия из числа лиц, утвержденных решением профсоюзного комитета.

С согласия отправителя (изготовителя) приемка товаров может быть произведена односторонне предприятием-получателем.

Представитель, выделенный для участия в приемке то­варов, должен иметь удостоверение, которое выдается на каждую приемку в отдельности.

После завершения окончательной приемки товаров Должен быть составлен акт, в котором указывают: дату и номер, место приемки и составления акта; время начала и окончания приемки; наименование получателя и его адрес; фамилию, имя и отчество лиц, участвующих в приемке, Место работы и занимаемые должности; дату и номер до­веренности на участие в приемке, а также сведения о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки товаров Яо количеству. В нем следует указать наименование и ад-


pec отправителя (изготовителя), дату и номер телеграфного вызова, дату и номер транспортного документа, счетов-фактур, время доставки груза на склад. Если при поступ­лении груза был составлен коммерческий акт, то в акте о недостаче товара указывают дату и его номер. Здесь же должны содержаться сведения о том, какой массой или за чьими пломбами отгружены товары; об общей фактиче­ской массе и массе, значащейся по документам; о массе каждого места, в котором обнаружена недостача; каким способом определено количество недостающих товаров; каковы точное количество недостающих товаров и их стоимость. Очень важно дать в акте заключение о причи­нах и месте образования недостачи.

Если в процессе приемки товаров выявлены излишки, то в акте следует отразить точные данные о них. Акт о приемке товаров по количеству должен быть подписан всеми лицами, принимавшими в ней участие, и утвержден руководителем предприятия-получателя не позднее чем на следующий день после его составления.

К акту о недостаче или излишках товаров должны быть приложены копии сопроводительных документов, упако­вочные ярлыки, этикетки и пломбы тарных мест, в кото­рых установлена недостача, удостоверение представителя, выделенного для участия в приемке, односторонний и коммерческий акты, а также другие документы, которые могут свидетельствовать о недостаче.

Приемка товаров по качеству является важнейшей операцией технологического процесса складской перера­ботки грузов. Она проводится с целью выявления качества и комплектности поступивших на склад товаров и соот­ветствия их требованиям государственных стандартов, технических условий, утвержденным образцам (эталонам).

Сроки приемки товаров по качеству могут быть преду­смотрены договорами поставки, ГОСТами или техниче­скими условиями. Во всех остальных случаях приемка то-


варов по качеству и комплектности проводится в следую­щие сроки:

при иногородней поставке — не позднее 20 дней, а по скоропортящейся продукции — 24 ч после поступления то­варов на склад;

при одногородней поставке — не позднее 10 дней, а по скоропортящейся продукции — 24 ч после поступления то­варов на склад.

Сроки приемки товаров по качеству удлинены для рай­онов Крайнего Севера и других районов досрочного завоза до 48 ч по скоропортящимся товарам и до 40 дней по не­скоропортящимся продовольственным товарам. Непродо­вольственные товары должны быть приняты по качеству не позднее 60 дней с момента их поступления на склад. Одновременно с товаром осуществляется приемка тары.

Приемка товаров по качеству проводится материально ответственными лицами с участием товароведов. На складах должны быть созданы необходимые условия для квалифици­рованной приемки товаров. С этой целью соответствующим образом оснащаются рабочие места товароведов-бракеров. Здесь должны быть в наличии необходимые ГОСТы, техни­ческие условия, образцы (эталоны) и т. п. Обычно произво­дится сплошная проверка качества и комплектности това­ров. Выборочная проверка допускается лишь в тех случаях, когда это оговорено в договоре, предусмотрено государст­венными стандартами или техническими условиями.

Приемке и оприходованию подлежат только доброкаче­ственные товары. Товары, не отвечающие установленным требованиям или кондициям, должны быть перемещены в экспедицию или карантинную камеру на временное ответ­ственное хранение, а поставщик в течение 10 дней должен Распорядиться этими товарами.

В случае обнаружения несоответствия качества, ком­плектности, маркировки товаров, тары или упаковки уста­новленным требованиям составляется акт, приемка товаров


приостанавливается. Для участия в дальнейшей приемке вызывается представитель поставщика, о чем ему должно быть направлено уведомление (по телеграфу или телефону) не позднее 24 ч, а по скоропортящимся товарам — сразу же после обнаружения несоответствия качества товаров уста­новленным требованиям.

Представитель иногороднего отправителя (изготовителя) должен явиться для участия в окончательной приемке то­варов не позднее чем в трехдневный срок после получения вызова. При этом время, необходимое для проезда, в этот срок не включается.

Представитель одногороднего поставщика обязан явить­ся не позднее чем на следующий день (по скоропортящимся товарам — не позднее 4 ч) после получения вызова.

Если представитель поставщика не явился в установ­ленный срок или если его вызов был не обязателен, про­верка качества товаров может производиться с участием представителя общественности предприятия-получателя.

С согласия поставщика приемка товаров по качеству мо­жет быть произведена получателем в одностороннем порядке.

Документом, подтверждающим недоброкачественность, некомплектность товара, отсутствие надлежащей маркиров­ки, а также недоброкачественность тары и упаковки, являет­ся акт, который должен быть составлен в день окончания приемки, но не позднее установленных сроков. В нем приво­дятся точные сведения об обнаруженных недостатках, дается их характеристика, перечисляются основания, по которым товары переведены в более низкий сорт. Здесь же должно быть заключение о причинах утраты качества товаров. Над­лежаще оформленный акт с приложенными к нему соответст­вующими документами утверждается руководителем -пред­приятия в трехдневный срок с момента его составления.

Акты об установлении расхождения в количестве или качестве поступивших товаров служат основанием дл51 предъявления претензии поставщику.


В претензии указывается наименование оптового пред­приятия, предъявившего претензию, а также наименова­ние предприятия, к которому предъявляется претензия, их адреса, номер претензии, дата предъявления. В ней долж­ны быть сформулированы обстоятельства, послужившие основанием для предъявления претензии, доказательства, подтверждающие изложенные в претензии обстоятельства, а также сумма требований заявителя и расчет этих требо­ваний. Претензия должна содержать ссылки на норматив­ные акты, договор или иные правоустанавливающие до­кументы, а также почтовые, платежные реквизиты заявителя претензии. К ней должны быть приложены: акт о недостаче или недоброкачественности товаров, счет-фактура, транспортный документ, акт отбора проб, дого­вор, на основании которого производилась поставка това­ров, и другие документы, удостоверяющие недостачу, пор­чу и некомплектность товара.

Претензия должна быть подписана руководителем или заместителем руководителя оптового предприятия.

Ответ на претензию дается в письменной форме и под­писывается руководителем или заместителем руководителя предприятия, к которому она предъявлена.

В ответе на претензию должно быть указано: при полном или частичном удовлетворении претензии — признанная сумма, номер и дата платежного поручения на перечисление этой суммы или срок и способ удовлетворения претензии, если °на не подлежит денежной оценке; при полном или частич­ном отказе в удовлетворении претензии — мотивы отказа со ссылкой на соответствующее законодательство и доказатель­ства, обосновывающие отказ; перечень прилагаемых к отве-ТУ на претензию документов, других доказательств.

При удовлетворении претензии, подлежащей денежной °Ценке, к ответу на претензию прилагается поручение с-анку на перечисление денежных средств с отметкой об исполнении (принятии к исполнению).


При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии заявителю должны быть возвращены подлин­ные документы, которые были приложены к претензии, а также направлены документы, обосновывающие отказ если их нет у заявителя претензии.

Ответ на претензию отправляется заказным или ценным письмом, по телеграфу, телетайпу, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование отправ­ления ответа на претензию, либо вручается под расписку.

В случае полного или частичного отказа в удовлетворе­нии претензии или неполучения в срок ответа на претен­зию заявитель вправе предъявить иск в арбитражный суд. Он предъявляется в виде искового заявления.

Исковое заявление — это требование к компетентному органу о защите нарушенного права организации, пред­приятия, учреждения. Оно подлежит оплате государствен­ной пошлиной. Направляется в арбитражный суд области, края, республики по месту нахождения ответчика. От­правляют его заказной корреспонденцией или передают непосредственно в канцелярию суда.

В исковом заявлении указываются дата и номер заявле­ния, наименования и адреса заявителя, ответчика и арбит­ражного суда. В нем должны быть сформулированы обстоя­тельства, послужившие основанием для предъявления иско­вого заявления, а также доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. Должна быть приведена сумма неустой­ки или стоимости недостающей продукции (товара).

К исковому заявлению должны быть приложены:

копия претензии и доказательство отсылки ее ответчику;

копия ответа на претензию (если имеется);

копия договора;

выписка из спецификации;

расчет неустойки или суммы претензии;

акт приемки продукции;

другие документы, обосновывающие исковые требования-


Исковое заявление должно быть подписано руководите­лем предприятия или его заместителем.

14.3. Технология размещения, укладки и хранения товаров

Принятые по количеству и качеству товары укладывают в тару, пакетируют и перемещают в зону хранения. Здесь их укладывают на стеллажи или в штабеля.

Для предотвращения порчи и обеспечения полной со­хранности товаров на складе должны быть созданы соот­ветствующие условия их хранения. При этом важное зна­чение имеют разработка рациональной схемы размещения товаров и выбор оптимальных способов их укладки, созда­ние необходимых режимов хранения товаров, организация повседневного наблюдения и ухода за ними.

Большое значение для осуществления оперативного контроля и ухода за товарами, быстрой их отборки и от­пуска имеют разработка и соблюдение рациональной схе­мы размещения товаров, которая предусматривает закре­пление за товарами определенных групп, подгрупп и наименований постоянных мест хранения (секций, участ­ков, стеллажей и т. д.). При разработке таких схем необхо­димо учитывать объем и порядок поступления товаров на склад, условия их реализации, правильное товарное сосед­ство и возможность повседневного наблюдения за их со­хранностью.

Товары, которые длительное время хранятся на складе, °Тносительно редко поступают на склад, размещают даль­не от входов и выходов и, наоборот, товары с высокой °борачиваемостью, крупногабаритные, с большим объемом Поступления и отпуска размещают ближе к выходу и зоне Комплектования заказов.


Каждому месту хранения присваивается индекс или код, обозначающий номер стеллажа (штабеля), номер сек­ции и номер яруса.

Номера стеллажей, секций и ярусов наносятся на конст­рукции стеллажей яркой краской. Кодирование мест хране­ния существенно упрощает технологию отборки товаров.

Схемы размещения стеллажей (штабелей) с указанием индексов вывешиваются на складах и в зале товарных об­разцов.

Вместе с тем снижение объема товарных запасов на специализированных участках хранения приводит к нера­циональному использованию определенных складских пло­щадей. Поэтому в отдельных случаях может иметь место свободный выбор места хранения товаров, что позволит бо­лее эффективно маневрировать складской площадью.

На хранение товары укладывают различными способа­ми, выбор которых зависит от формы товара и тары, мас­сы каждого тарного места, физических свойств товаров и других факторов. Предпочтение отдается такому способу укладки, при котором не допускается повреждение товара и тары, более рационально используются складские поме­щения и оборудование, создаются удобства для контроля за состоянием товарных запасов.

Различают следующие способы хранения товаров:

• штабельное;

• стеллажное;

• навалом;

• в подвешенном виде.

Штабельное хранение применяют для раз­личных продовольственных и непродовольственных това­ров, затаренных в мешки, кипы, кули, ящики, бочки, а также товаров на поддонах и в малогабаритных контейнерах.

При формировании штабеля необходимо следить за тем, чтобы он был устойчивым, соответствовал определенным нормам по высоте и обеспечивал свободный доступ к то-272


варам. Высота штабеля зависит от свойств товара и его упаковки, применяемых средств механизации, предельной нагрузки на 1 м2 пола, высоты складских помещений.

Определяется допустимая высота штабеля отношением максимальной высоты штабеля к меньшей стороне осно­вания тары: для неразборной тары эта величина должна быть не более 6, для складной — не более 4,5.

При ручной укладке затаренных грузов в ящиках мас­сой до 50 кг, в мешках до 70 кг, в бочках с экстрактами и сыпучими материалами высота штабеля не должна пре­вышать 2 м, в бочках с жировыми товарами — 1,5 м. При механизированной укладке высота штабеля из грузов в ящиках должна быть не более 3,6 м, в мешках — 3,8 м, в бочках с экстрактами — 2,5 м, в бочках с сыпучими мате­риалами — 3 м.

Различают три способа штабельной укладки товаров: прямую, в перекрестную клетку, в обратную клетку.

При прямой укладке расположение каждого верхнего затаренного места совпадает с расположением каждого места в нижнем ряду. Такой способ применяется при шта­белировании товаров, затаренных в ящики. Для повышения устойчивости штабеля может применяться прямая пирами­дальная кладка, при которой в каждом верхнем ряду число затаренных мест сокращается на единицу и каждое место, расположенное в верхнем ряду, опирается на два нижних. Этот способ укладки удобен при штабелировании бочек.

В перекрестную клетку осуществляется укладка това­ров, затаренных в ящики различных размеров. При этом ящики верхнего ряда укладываются поперек ящиков ниж-него ряда.

Товары, затаренные в мешки, укладывают, как прави­ло, в обратную клетку, т. е. каждый следующий ряд меш­ков размещают на предыдущий в обратном порядке.

При ручной укладке мешков в штабель может быть уло­жено не более 8 рядов, при механизированной — не более 12.


Для устойчивости штабеля через каждые 5 рядов мешков должны быть проложены доски. При укладке грузов в бу­мажных мешках доски необходимо прокладывать между каждым рядом.

При складировании ящиков с плодами на поддонах длина штабеля должна быть не более 10 м, высота — не бо­лее 4 м. Штабель из ящиков с овощами и фруктами при ручной укладе не должен превышать 1,5 м в высоту.

Бочки должны быть уложены в штабеля в горизонталь­ном положении (лежа) не более чем в 3 ряда в виде усечен­ной пирамиды с прокладкой досок между каждым рядом и подклиниванием всех крайних рядов При установке бочек стоя допускается укладка их не более чем в 2 ряда в пере­вязку с прокладкой равных по толщине досок между ря­дами.

При укладке товаров в штабеля необходимо следить за тем, чтобы в складском помещении обеспечивалась нор­мальная циркуляция воздуха и выполнялись санитарные требования. С этой целью штабеля должны размещаться не ближе чем 0,5 м от внешней стены и 1,5 м от отопитель­ных приборов. Между штабелями должны быть проходы шириной не менее 1 м и проезды, ширина которых опре­деляется габаритами транспортных средств, транспорти­руемых грузов и погрузочно-разгрузочных механизмов.

Товары, доставленные в места хранения не на поддонах, укладывают в штабеля на подтоварники, что обеспечивает нормальную циркуляцию воздуха. Более эффективным яв­ляется штабельное хранение товаров, уложенных на раз­личные виды поддонов, что позволяет не только рациональ­нее использовать складские помещения, но и широко при­менять для внутрискладскои переработки грузов средства механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Широкое распространение получил стеллажный способ укладки товаров на хранение. При этом способе распакованные товары, а также товары во


внешней таре различными способами (рядами, десятками и т. д.) размещают на полках стеллажей. Наиболее эффек­тивно стеллажное хранение товаров, уложенных на поддо­ны. Оно обеспечивает широкое применение подъемно-транспортных механизмов, создает хорошие условия для повседневного оперативного учета товаров. Стеллажное хранение товаров позволяет более рационально использо­вать емкость склада, так как при помощи вилочных по­грузчиков или кранов-штабелеров товары можно уклады­вать на полках, расположенных на максимальной высоте. Укладка товаров на стеллажи осуществляется по вертика­ли, что позволяет рационализировать процесс их отборки. На нижних полках размещают товары, отпускаемые не­большими партиями, отборка которых осуществляется вручную, на верхних — товары, отпускаемые партиями не менее одного поддона.

При укладке товаров на хранение необходимо придер­живаться следующих основных требований:

• однородные товары должны быть уложены в стелла­жи по обе стороны одного прохода;

• при укладке товаров вручную их следует размещать в ячейках стеллажей по вертикали, с тем чтобы они нахо­дились в одной или в нескольких рядом расположенных секциях;

• на верхних ярусах стеллажей должны размещаться товары длительного хранения, а также товары, от­пускаемые со склада крупными партиями;

• тарные места должны укладываться (при любом спо­собе хранения) маркировкой наружу.

Для хранения верхней одежды в подвешенном в и д е используют механизированные вешала. Для перевоз­ки и хранения одежды все более широкое применение нахо­дят передвижные вешала. Это позволяет повысить произво­дительность труда складских работников. Хранимые и Перевозимые в них изделия лучше сохраняют товарный вид.


Картофель, овощи, соль и другие насыпные грузы хра­нятся навалом.

Для хранения керосина, бензина, олифы, растительного масла используются цистерны, баки и бочки.

За товарами, хранящимися на складах, должны быть обеспечены постоянное наблюдение и уход. Необходимо регулярно проверять состояние товаров, обращая при этом внимание на появление признаков порчи, следов грызунов и насекомых. Товары, уложенные в штабеля, должны пе­риодически перекладываться: верхние — вниз, нижние — вверх. Сыпучие товары следует перелопачивать. Изделия из шерсти, меха необходимо предохранять от повреждения молью, отсыревшие товары следует просушивать и про­ветривать.

На складе должен быть налажен постоянный контроль за поддержанием оптимальной температуры и влажности воздуха. Нельзя допускать их резких перепадов. Контроль за температурой воздуха осуществляют при помощи тер­мометров или универсальных блочных систем дистанцион­ного контроля, представляющих переносные приборы, при помощи которых в течение 3-4 мин можно определить температуру в 12 точках хранилища.

Для измерения влажности воздуха на складах применя­ется психрометрический метод, с помощью которого опре­деляется относительная влажность воздуха. Она рассчиты­вается как процентное отношение абсолютной влажности к максимальной. При этом под абсолютной влажностью следует понимать количество граммов водяных паров, со­держащихся в 1 м3 воздуха, а под максимальной — коли­чество граммов водяных паров, которые могут насытить 1 м3 воздуха при данной температуре.

Регулирование температуры и относительной влажности воздуха проводится при помощи отопления и вентиляции. Для понижения относительной влажности можно также использовать влагопоглощающие вещества.


Работники складов должны обеспечивать поддержание оптимальных режимов хранения (табл. 1).

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: