Заключительную часть складского технологического процесса составляют операции по отпуску товаров со склада. К ним относят:
• оформление продажи товаров оптовым покупателям;
• отборку товаров с мест хранения;
• перемещение товаров в зону комплектования заказов покупателей;
• комплектование заказов и упаковку (укладку в тару-оборудование);
• помаршрутное комплектование партий товаров;
• перемещение укомплектованных партий товаров в зону погрузки;
• погрузку автотранспорта, контейнеров, вагонов.
Оформление продажи товаров оптовым покупателям
производится в зале товарных образцов.
Основанием для отборки товаров с мест хранения служат отборочный лист или счет-фактура, которые должны быть оформлены таким образом, чтобы последовательность записи в них товаров соответствовала порядку размещения их в секциях стеллажей, в штабелях или на вешалах. Такой порядок оформления отборочного листа (счета-фактуры) значительно облегчает отборку товаров работниками склада.
|
|
Различают механизированную и ручную отборку товаров с мест хранения.
Механизированная отборка применяется в основном на крупных складах. При этом груз, спакетированный на под-
доне, снимается с помощью механизма с места укладки и в виде целой транспортной единицы перемещается в зону комплектования заказов.
При отборке ящиков и кип, уложенных в штабеля, необходимо убедиться, что лежащий рядом груз занимает устойчивое положение и не может упасть.
Ручная отборка осуществляется при отпуске небольшого количества товаров, мелкоштучных товаров сложного ассортимента, хранимых на стеллажах.
Существуют два метода отборки товаров: индивидуальный (для одного покупателя) и комплексный (для группы покупателей).
Комплексная отборка предусматривает отбор товаров с мест хранения одновременно для нескольких покупателей по сводному отборочному листу, что позволяет рациональнее организовать документооборот, более эффективно использовать технику, повысить производительность труда работников склада.
Отобранные товары доставляются в зону комплектования заказов покупателей, где проверяется правильность отборки товаров в соответствии с заказами покупателей. Затем товары укладывают в инвентарную тару. В качестве инвентарной тары используются специальные разборные ящики, брезентовые мешки и т. д. В последнее время широкое распространение получили контейнеры на роликах грузовместимостью 0,5 и 1,25 т. Контейнеры приспособлены для захвата их вилочными погрузчиками. Их погрузка и выгрузка может производиться бортподъемником грузовой автомашины.
|
|
Контейнеры можно использовать для укладки и транспортировки различных видов товаров, а также для высадки и продажи товаров в торговом зале магазина.
В каждую единицу тары вкладывают упаковочный лист, наличие которого повышает ответственность работников склада за правильность комплектования партии и Ускоряет процесс приемки товаров в магазинах.
Загруженную инвентарную тару пломбируют и перемещают в экспедицию, где осуществляется помаршрутное комплектование партий товаров в соответствии с размещением конкретных покупателей. При формировании по-маршрутных отправок учитывается грузоподъемность используемых автотранспортных средств.
Для учета сформированных партий товаров в экспедиции! имеется специальный журнал, в котором указываются наименование покупателя, номер, дата оформления и сумма счета-фактуры, количество мест, подлежащих отправке, номера тары. Заведующий экспедицией расписывается в приеме товара к отправке. После возврата счета-фактуры с распиской получателя товара в журнале делается соответствующая отметка.
Экспедиция заказывает автотранспорт и организует отправку товаров покупателю.
Подготовленный к отправке груз доставляется в зону погрузки. В кузове автомобиля груз размещают с учетом эффективного использования его площади, а также с учетом расположения магазинов и других пунктов продажи товаров на маршруте.
Водитель, получивший товар для доставки, расписывается в журнале, в котором указывается номер путевого листа. Выезд загруженного автомобиля с территории оптового предприятия разрешается только при наличии соответствующего пропуска.
Доставив товар на место назначения, водитель сдает его заведующему магазином, предварительно проверив у него наличие доверенности на получение товара.
Заведующий магазином проверяет количество доставленных мест, исправность тары и пломб, соответствие номеров тары записям в счете-фактуре и расписывается 0 получении товара на всех его экземплярах, на которых оН также указывает номер и дату своей доверенности и ставит штамп магазина. Один экземпляр счета-фактуры остается у заведующего, два других — возвращают на базу.
14.5. Технико-экономические показатели работы складов
Для оценки эффективности использования складов применяется система технико-экономических показателей.
Одним из важнейших показателей, характеризующих работу склада, является оптово-складской товарооборот, который отражает не только общий объем реализации товаров со склада, но и продажу их по отдельным товарным группам.
Вторым важным показателем является грузооборот склада, который выражается количеством переработанных тонн груза по отпуску товаров. Может быть выражен и в других единицах (кубических метрах и т. д.).
Годовой грузооборот склада в тоннах рассчитывается по формуле
Т
где Г г — годовой грузооборот, т;
Тос — годовой оптово-складской товарооборот, руб.;
С т — средняя стоимость 1 т груза, руб.
Этот показатель служит исходным показателем для расчета себестоимости переработки 1 т груза, для определения производительности труда складских работников.
Себестоимость складской переработки 1 т груза можно определить по формуле
гДе С i — себестоимость переработки 1 т груза, руб.;
Рэ — эксплуатационные расходы, связанные с переработкой грузов, руб.;
Г г — годовой грузооборот, т.
При этом эксплуатационные расходы включают затраты на заработную плату работников склада, электроэнергию или топливо, различные вспомогательные материалы, амортизацию и ремонт складских помещений и оборудования, а также расходы, связанные с хранением товаров.
Производительность труда складских работников определяется количеством тонн груза или размером оптово-складского товарооборота, приходящегося на одного работника за какой-либо период времени (год, месяц, смену и т. д.).
|
|
Определить эффективность использования складской площади можно при помощи расчета оптово-складского товарооборота на 1 м2 и коэффициента полезной площади склада. Последний определяется по формуле
с
TV- _ ^ПОЛ
где К — коэффициент полезной площади склада;
SnOA — полезная (для хранения товаров) площадь склада, м2;
S-общ— общая площадь склада, м2.
В зависимости от типа складского помещения, его планировки и других факторов этот показатель может иметь значения от 0,25 до 0,6. Чем выше коэффициент использования полезной площади склада, тем эффективнее используется складская площадь.
Эффективность использования емкости склада можно определить путем расчета коэффициента использования полезного объема склада. Он определяется как отношение объема стеллажей и штабелей с товарами к общему склаД' скому объему. В зависимости от способа хранения товар00 и характера груза этот показатель может иметь значения от 0,3 до 0,5.
Определить эффективность использования средств, затраченных на строительство склада, можно путем расчета показателей удельных капиталовложений на единицу складской площади, единицу объема, единицу грузооборота и оптово-складского товарооборота. Они рассчитываются как отношение общей суммы капиталовложений на строительство и оснащение склада соответственно к складской площади, емкости склада, объему грузооборота и товарооборота.
Срок окупаемости склада определяется как отношение суммы единовременных капиталовложений к годовой сумме прибыли.
Для определения уровня механизации складских работ можно использовать формулу
Ум =-^м_.Ю0,
@общ
где У м — уровень механизации складских работ, %;
QM — объем механизированных работ, т;
Фобщ — общий объем работ, т.
Применение перечисленных технико-экономических показателей позволяет судить о рациональности использования складского хозяйства и дает возможность выявлять резервы повышения качества и эффективности работы складов.
|
|
ГЛАВА 15
УПРАВЛЕНИЕ
ТОРГОВСМТШЮЛОГИЧЕСКИМ
ПРОЦЕССОМ
И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА СКЛАДАХ