Организация и технология отпуска товаров со склада

Заключительную часть складского технологического процесса составляют операции по отпуску товаров со склада. К ним относят:

• оформление продажи товаров оптовым покупателям;

• отборку товаров с мест хранения;

• перемещение товаров в зону комплектования заказов покупателей;

• комплектование заказов и упаковку (укладку в тару-оборудование);

• помаршрутное комплектование партий товаров;

• перемещение укомплектованных партий товаров в зону погрузки;

• погрузку автотранспорта, контейнеров, вагонов.
Оформление продажи товаров оптовым покупателям

производится в зале товарных образцов.

Основанием для отборки товаров с мест хранения служат отборочный лист или счет-фактура, которые должны быть оформлены таким образом, чтобы последовательность запи­си в них товаров соответствовала порядку размещения их в секциях стеллажей, в штабелях или на вешалах. Такой по­рядок оформления отборочного листа (счета-фактуры) зна­чительно облегчает отборку товаров работниками склада.

Различают механизированную и ручную отборку това­ров с мест хранения.

Механизированная отборка применяется в основном на крупных складах. При этом груз, спакетированный на под-


доне, снимается с помощью механизма с места укладки и в виде целой транспортной единицы перемещается в зону комплектования заказов.

При отборке ящиков и кип, уложенных в штабеля, необ­ходимо убедиться, что лежащий рядом груз занимает ус­тойчивое положение и не может упасть.

Ручная отборка осуществляется при отпуске небольшого количества товаров, мелкоштучных товаров сложного ас­сортимента, хранимых на стеллажах.

Существуют два метода отборки товаров: индивидуаль­ный (для одного покупателя) и комплексный (для группы покупателей).

Комплексная отборка предусматривает отбор товаров с мест хранения одновременно для нескольких покупателей по сводному отборочному листу, что позволяет рациональ­нее организовать документооборот, более эффективно ис­пользовать технику, повысить производительность труда работников склада.

Отобранные товары доставляются в зону комплектования заказов покупателей, где проверяется правильность отборки товаров в соответствии с заказами покупателей. Затем това­ры укладывают в инвентарную тару. В качестве инвентарной тары используются специальные разборные ящики, брезенто­вые мешки и т. д. В последнее время широкое распростране­ние получили контейнеры на роликах грузовместимостью 0,5 и 1,25 т. Контейнеры приспособлены для захвата их ви­лочными погрузчиками. Их погрузка и выгрузка может про­изводиться бортподъемником грузовой автомашины.

Контейнеры можно использовать для укладки и транс­портировки различных видов товаров, а также для вы­садки и продажи товаров в торговом зале магазина.

В каждую единицу тары вкладывают упаковочный лист, наличие которого повышает ответственность работ­ников склада за правильность комплектования партии и Ускоряет процесс приемки товаров в магазинах.


Загруженную инвентарную тару пломбируют и переме­щают в экспедицию, где осуществляется помаршрутное комплектование партий товаров в соответствии с разме­щением конкретных покупателей. При формировании по-маршрутных отправок учитывается грузоподъемность ис­пользуемых автотранспортных средств.

Для учета сформированных партий товаров в экспедиции! имеется специальный журнал, в котором указываются наиме­нование покупателя, номер, дата оформления и сумма счета-фактуры, количество мест, подлежащих отправке, номера та­ры. Заведующий экспедицией расписывается в приеме товара к отправке. После возврата счета-фактуры с распиской полу­чателя товара в журнале делается соответствующая отметка.

Экспедиция заказывает автотранспорт и организует от­правку товаров покупателю.

Подготовленный к отправке груз доставляется в зону погрузки. В кузове автомобиля груз размещают с учетом эффективного использования его площади, а также с уче­том расположения магазинов и других пунктов продажи товаров на маршруте.

Водитель, получивший товар для доставки, расписыва­ется в журнале, в котором указывается номер путевого листа. Выезд загруженного автомобиля с территории опто­вого предприятия разрешается только при наличии соот­ветствующего пропуска.

Доставив товар на место назначения, водитель сдает его заведующему магазином, предварительно проверив у него наличие доверенности на получение товара.

Заведующий магазином проверяет количество достав­ленных мест, исправность тары и пломб, соответствие но­меров тары записям в счете-фактуре и расписывается 0 получении товара на всех его экземплярах, на которых оН также указывает номер и дату своей доверенности и ста­вит штамп магазина. Один экземпляр счета-фактуры ос­тается у заведующего, два других — возвращают на базу.


14.5. Технико-экономические показатели работы складов

Для оценки эффективности использования складов при­меняется система технико-экономических показателей.

Одним из важнейших показателей, характеризующих ра­боту склада, является оптово-складской товарооборот, кото­рый отражает не только общий объем реализации товаров со склада, но и продажу их по отдельным товарным группам.

Вторым важным показателем является грузооборот склада, который выражается количеством переработанных тонн груза по отпуску товаров. Может быть выражен и в других единицах (кубических метрах и т. д.).

Годовой грузооборот склада в тоннах рассчитывается по формуле

Т

где Г г — годовой грузооборот, т;

Тос — годовой оптово-складской товарооборот, руб.;

С т — средняя стоимость 1 т груза, руб.

Этот показатель служит исходным показателем для рас­чета себестоимости переработки 1 т груза, для определе­ния производительности труда складских работников.

Себестоимость складской переработки 1 т груза можно определить по формуле

гДе С i — себестоимость переработки 1 т груза, руб.;

Рэ — эксплуатационные расходы, связанные с перера­боткой грузов, руб.;

Г г — годовой грузооборот, т.


При этом эксплуатационные расходы включают затраты на заработную плату работников склада, электроэнергию или топливо, различные вспомогательные материалы, амор­тизацию и ремонт складских помещений и оборудования, а также расходы, связанные с хранением товаров.

Производительность труда складских работников опре­деляется количеством тонн груза или размером оптово-складского товарооборота, приходящегося на одного ра­ботника за какой-либо период времени (год, месяц, смену и т. д.).

Определить эффективность использования складской площади можно при помощи расчета оптово-складского товарооборота на 1 м2 и коэффициента полезной площади склада. Последний определяется по формуле

с

TV- _ ^ПОЛ

где К — коэффициент полезной площади склада;

SnOA — полезная (для хранения товаров) площадь скла­да, м2;

S-общ— общая площадь склада, м2.

В зависимости от типа складского помещения, его пла­нировки и других факторов этот показатель может иметь значения от 0,25 до 0,6. Чем выше коэффициент исполь­зования полезной площади склада, тем эффективнее ис­пользуется складская площадь.

Эффективность использования емкости склада можно определить путем расчета коэффициента использования полезного объема склада. Он определяется как отношение объема стеллажей и штабелей с товарами к общему склаД' скому объему. В зависимости от способа хранения товар00 и характера груза этот показатель может иметь значения от 0,3 до 0,5.


Определить эффективность использования средств, за­траченных на строительство склада, можно путем расчета показателей удельных капиталовложений на единицу склад­ской площади, единицу объема, единицу грузооборота и оп­тово-складского товарооборота. Они рассчитываются как отношение общей суммы капиталовложений на строительст­во и оснащение склада соответственно к складской площади, емкости склада, объему грузооборота и товарооборота.

Срок окупаемости склада определяется как отношение суммы единовременных капиталовложений к годовой сумме прибыли.

Для определения уровня механизации складских работ можно использовать формулу

Ум =-^м_.Ю0,

@общ

где У м — уровень механизации складских работ, %;

QM — объем механизированных работ, т;

Фобщ — общий объем работ, т.

Применение перечисленных технико-экономических показателей позволяет судить о рациональности использо­вания складского хозяйства и дает возможность выявлять резервы повышения качества и эффективности работы складов.



ГЛАВА 15

УПРАВЛЕНИЕ

ТОРГОВСМТШЮЛОГИЧЕСКИМ

ПРОЦЕССОМ

И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА СКЛАДАХ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: