Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Лекция 1. НАУЧНЫЙ СТАТУС СОЦИОЛОГИИ




Изучение любой науки начинается с определения ее объекта и предмета исследования. Эти понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Объект науки— это сфера реальности, на которую направлен исследовательский поиск в целом. Предмет науки— это такие элементы, аспекты, свойства объекта, которые непосредственно изучаются данной наукой и определяются ее спецификой. Различные науки, исследующие один и тот же объект, могут иметь разные предметы познания (например, анатомия изучает строение организма человека, физиология — функции его органов, медицина — его болезни и т.д.).

Определение объекта социологии, как правило, не вызывает особых затруднений. Принято считать, что объектом социологического познания является общество. Сам термин «социология» в буквальном переводе означает «наука об обществе». Более сложным представляется вопрос о предмете социологии, по­скольку ответ на него во многом зависит от исходных методологических принципов исследователя, его принадлежности к той или иной научной школе, тому или иному научному направлению.

При определении предмета социологии ключевым является понятие социальное, которое выражает социальный аспект, присущий всем сферам жизнедеятельности людей. Социальное возникает в ходе взаимодействия людей и отражает все многообразие их связей и отношений, образующих общественную жизнь. Изучение этой реальности и определяет специфику предмета социологического познания. Современные социологи расходятся в понимании того, что конкретно считать предметом социологии. Одни ученые считают, что это социальные общности и социальные системы, другие — закономерности социальных действий и массового поведения, третьи — законы и формы проявления социальной жизни и т.д. Каждое из этих определений отражает тот или иной аспект социологического познания, поэтому они не столько противоречат друг другу, сколько взаим­но дополняют, формируя целостное представление о предмете социологии.

Обобщая разнообразные подходы к рассмотрению предмета социологии, можно заключить, что в самом широком смысле предметную область социологического познания составляет вся совокупность социальных явлений и процессов, их причин, закономерностей и взаимосвязей, социальных отношений и взаи­модействий, социальных общностей и институтов, структурных элементов и факторов, определяющих функционирование общества как целостной системы. Социология призвана раскрывать природу социальных связей и отношений, механизмы воспроизводства и изменения социальных взаимодействий, законы разви­тия социальных общностей и массового поведения людей. Социологи могут также изучать экономические, политические, трудовые, духовные, семейно-бытовые и другие отношения, анализируя их в социальном аспекте, с точки зрения потребностей и интересов людей, их мотивов и ожиданий.




Таким образом, социология не ограничивается изучением одной из сфер общественной жизни, в том числе узко соци­альной, ибо область ее интересов охватывает весь комплекс проблем бытия человека, социальных групп, слоев и общностей. В центре внимания социологов находится человек как активный субъект любых социальных отношений, социальных структур и организаций. Анализ социального поведения людей, массового сознания, общественного мнения, ценностных ориентации, нравственных мотивов становится в современных условиях интегральной частью характеристики всего процесса развития общества как целостной социокультурной реальности.

Предметом изучения социологии являются социальные системы, элементы и условия их существования, закономерности социальной жизни, все способы взаимодействия и формы объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. Данное определение, как, впрочем, и любое другое, не может быть исчерпывающим, поскольку в рамках одной дефиниции трудно передать все особенности со­циологического знания. Следует также иметь в виду, что предмет социологии не является стабильным, зафиксированным раз и навсегда. Представления о нем постоянно меняются, что связано как с прогрессом самого научного знания, так и с потребностями развития современного общества.

Выделение объекта и предмета социологии позволяет опре­делить ее как науку о законах функционирования и развития общества и его структурных элементов, механизмах и формах проявления социальных процессов и отношений, закономерностях социального поведения людей, групп и общностей.



Современная социология представляет собой сложную раз­ветвленную систему научного знания, которая может быть структурирована по различным основаниям. В зависимости от объекта исследования социология подразделяется на общетеоре­тическую, отраслевую и микросоциологию.

Общетеоретическая социологиякак макросоциологическое исследование ориентирована на выявление общих закономерностей функционирования и развития общества как целостной со­циальной системы. Отраслевая социологиякак социологическое исследование среднего уровня занимается изучением отдельных сфер социальной жизни. В ней выделяют три раздела: исследо­вание социальных институтов (социология семьи, образования, науки, политики, права и т.д.); исследование социальных общ­ностей (социология социально-профессиональных групп, толпы, публики, этнических общностей, территориально-региональных образований и др.); исследование социальных процессов (соци­ология конфликтов, урбанизации, процессов массовой коммуни­кации и т.д.). Микросоциологияизучает социальные явления и процессы сквозь призму конкретных взаимодействий людей в их повседневной жизни.

В зависимости от уровня получаемого знания социология подразделяется на теоретическуюиэмпирическую. Для теоре­тического социологического исследования первостепенное зна­чение имеют глубокое обобщение накопленного фактического материала и создание на этой основе теорий и концепций, объясняющих закономерности развития социальных явлений и процессов. Эмпирическая социология занимается сбором факти­ческих данных и их первичной обработкой. Следует отметить, что в социологическом исследовании нельзя разрывать эмпири­ческое и теоретическое, поскольку это две стороны единого це­лостного процесса познания социальной реальности.

В зависимости от целей и задач социологические исследова­ния подразделяются на фундаментальныеиприкладные. Цель фундаментального исследования — получение нового научного знания, открытие новых социальных законов, обогащение мето­дологических основ самой социологической науки. Задачи при­кладного социологического исследования связаны с изучением конкретных вопросов социальной жизни, поисками решения ак­туальных общественных проблем. Как теоретические, так и эм­пирические социологические исследования могут иметь и фун­даментальную, и прикладную направленность.

В научной и учебной литературе можно встретить также другие трактовки структуры социологии. Одни исследователи при­держиваются традиционного трехуровневого варианта: общая социологическая теория, специальные (частные) социологичес­кие теории и конкретные (эмпирические) социологические ис­следования. Другие пытаются модернизировать этот подход, вы­деляя социальную инженерию как уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных систем и моделей общественного развития. Третьи включают в структуру социологического знания такие элементы, как соци­альная философия, теоретическая социология, конкретно-социо­логические дисциплины (специальные теории), прикладная со­циология, практическая социология. Все это свидетельствует о том, что представление о структуре социологии постоянно эволюционирует, меняется и уточняется по мере развития самой социологической мысли.

Социология реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описатель­ную, прогностическую, практически-преобразовательную, идео­логическую.

Теоретико-познавательнаяфункция социологии проявляется в наиболее полном и конкретном познании социальной реально­сти. Выполняя эту функцию, социология накапливает знания о тех или иных сторонах социальной жизни, систематизирует их, стремится дать целостное представление о проблемах развития современного общества. К теоретико-познавательной функции социологии относится также раскрытие природы социального бытия людей, особенностей их поведения и сознания, духовной деятельности, образа жизни. Очевидно, что без конкретных зна­ний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей, групп или объединений, обеспечить эффективное социальное управление невозможно.

Критическая функциясоциологии заключается в изучении негативных явлений в жизни общества и поиске путей их устра­нения. Социология показывает, с одной стороны, то, что нужно сохранить в социальной жизни, а с другой — то, что требует ра­дикальных преобразований. Исследуя процессы социальной дезорганизации, социология ставит им своеобразный соци­альный диагноз и дает рекомендации для восстановления соци­ального здоровья общества.

Описательная функциясоциологии заключается в системати­зации, описании полученного исследователями материала в виде различных аналитических записок, научных отчетов, ста­тей, книг. Они должны отражать реальные характеристики изу­чаемого социального объекта. Естественно, данная работа предполагает высокий уровень профессиональной этики ученого, потому что на основе полученных материалов делаются практи­ческие выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы послужат точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений исследователей.

Прогностическая функциясоциологии — составление науч­ных прогнозов развития социальных процессов во всех сферах жизни общества. Такие прогнозы носят долговременный или те­кущий характер. Особенно большое значение они имеют в пере­ходный период развития общества. И здесь социология способ­на:

- определить, каков диапазон возможностей, открывающих­ся перед участниками событий;

- представить альтернативные сценарии вероятных процес­сов, связанных с каждым из выбранных решений;

- рассчитать возможные потери по каждому из альтерна­тивных вариантов.

Практически-преобразовательная функциясоциологии состоит в том, чтобы на основе эмпирических и теоретических исследований разрабатывать практические рекомендации, направ­ленные на повышение эффективности механизмов социального управления. Эти рекомендации могут быть использованы как для социального планирования жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов, так и для совершенствования эко­номических и политических отношений и деятельности соот­ветствующих социальных институтов. Роль этой функции соци­ологии постоянно возрастает, ибо усложнение современного общества требует более целенаправленного воздействия на со­циальные процессы.

Идеологическая функциясоциологии связана с тем, что со­циологические теории и концепции в той или иной степени выражают интересы определенных социальных групп, полити­ческих партий и движений. Выбор темы исследования, разра­ботка проблемы, интерпретация полученных результатов не­редко определяются социально-политической позицией социо­лога и зависят от его ценностных ориентации и политических интересов. По мнению ряда ведущих социологов, социологи­ческая наука должна быть идеологически нейтральна. Поэтому задача социолога — не подменять научный подход идеологическим, а проводить объективный анализ общественных явле­ний и процессов.

Социология занимает особое место в системе общественных наук. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, социология в отличие от большинства других общественных наук изучает общество в целом как единую социальную систему; во-вторых, социология выступает в качестве теоретической и методологической основы для специальных общественных наук; в-третьих, социология разрабатывает методы социального измерения, технику и методику изучения жизнедеятельности человека, которые используются другими общественными и гуманитар­ными науками. В то же время социология не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками. Особенно тесные связи сложились у социологии с философией, историей, политологией, экономической наукой.

Изначальной целостностью социальной мысли определяется общее между социологией и философией. Обе эти науки рассматривают общество в целом как интегральное образование, не сводимое к простой сумме составляющих его элементов. Однако социология изучает законы меньшей степени общнос­ти, нежели философия. Совершенно очевидно, что понятия и категории социологии более конкретны по сравнению с понятийным аппаратом философии: если философия изучает такие понятия, как материя и сознание, то социология — социальную структуру, социальные институты, социальную организацию общества. Целью философии выступает выработка ми­ровоззрения, а социологии — получение достоверных данных о жизни общества.

Диалектическое взаимодействие между философией и социологией проявляется в том, что первая из них формулирует основополагающие принципы понимания общества, а вторая уточняет и конкретизирует эти положения на основе анализа социальной жизни людей во всем ее реальном многообразии.

Социология тесно связана с исторической наукой. Их взаимо­отношения определяются прежде всего тем, что социологические положения и выводы опираются на обобщение исторических фактов, исторического опыта. Именно поэтому социологи широко используют ретроспективный анализ в эмпирических исследованиях, что в свою очередь обогащает историческую науку, вооружая ее количественными методами анализа явлений. Обращение к методам социологических исследований помогает историкам преодолевать описательный подход к изучению исторических фактов. Углубление взаимосвязи социологии и истории проявилось в возникновении новой научной дисциплины — исторической социологии, призванной осуществить социологи­ческий анализ социального опыта прошлого.

Важным представляется вопрос о соотношении социологии и политологии: с одной стороны, закономерности политической жизни нельзя выявить без учета особенностей развития общества в целом, а с другой — общество нельзя понять и изменить, не учитывая того влияния, которое оказывают на него различ­ные политические структуры, институты и организации. И соци­ология, и политология обладают способностью быстро реагировать на любые события в обществе, при помощи пилотажных или зондажных исследований оперативно изучать общественное мнение, его динамику в зависимости от политической ситуации. Не случайно на стыке социологии и политологии возникла но­вая научная дисциплина — политическая социология.

В то же время социология и политология – это разные науки; одна исследует социальную реальность, другая – политическую сферу общества. Поскольку закономерности политической жизни общества могут быть правильно поняты лишь с позиции знания общих социальных законов, социология выступает в качестве общетеоретической основы по отношению к политологии. В свою очередь политологические исследования дают необходимый материал для относительно более широких социологических обобщений.

Эффективное взаимодействие существует между социологией и экономической наукой. Социологические исследования не могут не опираться на экономическую теорию, так как процессы, происходящие в сфере материального производства и экономи­ческой деятельности людей, оказывают большое воздействие на развитие общества. Но и сами экономические процессы все больше оказываются в зависимости от социальных условий и факторов, потребностей и интересов людей, их мотивации, от­ношения к труду, ценностных ориентации. Поэтому социология помогает экономистам анализировать роль человеческого факто­ра на производстве, его влияние на рост производительности труда, повышение качества продукции, решение технологичес­ких и управленческих проблем современного предприятия.

Органическим проявлением такого сотрудничества стало возникновение нового научного направления — экономической социологии, предметом изучения которой выступают соци­альные закономерности функционирования и развития экономи­ки, воздействие социальных факторов на сферу экономических отношений.

Существуют определенные связи социологии с естественными и точными науками. Именно в процессе взаимодействия социологии с биологией нашел выражение системный подход в науке, получили развитие социальная экология и социальная медицина. Особое значение имеет взаимодействие социологии с математикой, поскольку развитие конкретных социологических исследований невозможно без широкого применения специаль­ных математических методов.

Лекция 2. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Методв социологии – это основной способ сбора, обработки и анализа данных. Совокупность специальных приемов, повышающих эффективность использования метода, называется техникой. Упорядоченная и взаимосвязанная совокупность приемов, реализующая тот или иной метод, называется методикой. Процедуройназывают последовательностьопераций, общую систему действий и способов организации исследования.

Социологическое исследование (СИ) —это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью — получить объ­ективно-достоверные данные об изучаемом социальном процессе или явлении для их последующего практического использования.

Из определения следует, что СИ состоит из трех уровней: методологический, методический и процедурный.

Под методологическим уровнемследует понимать основанную на определенной позиции автора теоретическую точку зрения исследователя, являющуюся основой объяснения социальных проблем, предмета и результатов исследования.

Методический уровеньвыражается в теории измерения социальных явлений и процессов и основанных на ней методах сбора и обработки первичной информации.

Процедурный уровеньхарактеризует непосредственную организацию проведения самого исследования.

Один из главных мотивов обращения к СИ — потребность получения информации о той или иной социологической проблеме, требующей решения. Проблема— это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных прак­тических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему — значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное яв­ление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.

Исходя из полученного заказа на изучение проблемной ситуации, социолог должен определить именно такой вид СИ, который по своим характеристикам мог бы обеспечить в нужном объеме и нужное время получение необходимой информации для решения поставленных задач. Исходя из целей, глубины и специфики требуемого анализа предмета исследования и различаются виды СИ.

I. Классификация по цели:

- теоретические СИ ориентированы в основном на разработку теорий, выявление социальных тенденций развития системы, ана­лиз общих противоречий;

- эмпирическиеСИ касаются изучения конкретных социальных проблем, часто связанных с решением практических задач, регулированием межгрупповых и внутригрупповых отношений и социа­льных процессов.

II. Классификация по задачам:

- разведывательное исследование (его иногда называют пилотажным, или зондажным) — наиболее простой вид СИ, преследующий цель получить оперативную социологическую информацию. В нем используют сжатый по объему инструмент, а изучению подвергается небольшая группа респондентов. Респодент – лицо, выступающее в качестве источника первичной информации в процессе опроса или наблюдения конкретного социального явления. Разведывательное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных СИ либо для сбора начальных сведений об объекте исследования для общей ориентации. В этом случае можно говорить о такой разновидности разведывательного исследования, как экспресс-опрос, цель которого — выявить отношение людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения), а также степень эффективности только что проведенных мероприятий;

- описательное исследование преследует цель получения сведений целостного характера об изучаемом явлении. Результатом описательного исследования оказывается общая картина состояния его объекта. Здесь ставится задача целостного восприятия проблемы, но без очень глубокого проникновения в су­щество дела;

- в ходе проведения аналитического исследования требуется выя­вить причины, противоречия, характер и способы разрешения про­блем. Устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления, определяются факторы, влияющие на него изнутри и извне. Это самый сложный и глубокий вид СИ. Разновидность аналитического исследования — эксперимент, наиболее сложный вид СИ. В социологии эксперимент служит не столько методом сбора информации, сколько проверкой выдвинутой гипотезы не­посредственно на практике.

III. Классификация по частоте проведения:

- разовое исследование дает возможность получить знания о со­циальных явлениях и процессах на текущий момент;

- повторные исследования исследуют явления, проблемы в динамике, изменении, развитии. Различают: а) панельные повторные исследования, изучающие одну и ту же социальную проблему с определенным интервалом времени по единой программе и методике; б) лонгитюдные повторные исследования, т.е. повторное изу­чение одной и той же совокупности людей в течение ряда лет по единым или близким проблемам.

IV. Классификация по масштабности:международные; общенациональные; региональные; отраслевые; локальные и другие виды СИ.

Наряду с основными критериями различия видов СИ (по глубине, степени сложности эмпирического анализа и т.д.) могут использоваться и другие критерии, например, особенности метода сбора информации, формы и характера проведения СИ. Так, в зави­симости от применяемого метода сбора эмпирических данных раз­личают три вида СИ: опрос, наблюдение, анализ документов.

Из этого не следует, что социолог волен свободно выбирать любой вид СИ. Предопределенность такого выбора обусловлена как минимум двумя обстоятельствами: цель, практическая либо научная целесообразность исследования, а также сущность и особенности того явления, которое предстоит изучить.

В классическом (полном) эмпирическом СИ можно выде­лить три основных этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур: 1) подготовительный(разработка программы исследования); 2) основной (проведение эмпирического исследо­вания); 3) завершающий (обработка и анализ данных, формирова­ние выводов и рекомендаций).

Выбрав вид СИ,переходят к его непосредственной подготовке, т.е. к разработке программы, рабочего плана и вспомогательных документов исследования.

Программа СИ— теоретико-методологический документ, дающий теоретическое обоснование методологическим подходам, методики и техники изучения объекта и предмета анализа. Иначе говоря, программа включает теоретическое обоснование методоло­гических подходов и методических приемов изучения конкретного социологического явления или процесса.

Методологическая часть программы включает в себя формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; методическая часть — определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ.

Рассмотрим наиболее значимые из указанных элементов.





Дата добавления: 2015-03-08; просмотров: 4353; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8655 - | 8197 - или читать все...

Читайте также:

  1. COBPEMEННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
  2. А) Научный стиль
  3. Административно-правовой статус граждан
  4. Административно-правовой статус граждан. Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления
  5. Административно-правовой статус гражданина
  6. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  7. Административно-правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, мигрантов
  8. Административно-правовой статус предприятий, учреждений, организаций
  9. Акцентный статус (профилированность) субстандартных семантических дериватов (на материале английских субстандартных зооморфизмов)
  10. Банк России: правовой статус, цели деятельности, организационная структура
  11. Банковская система Российской Федерации. Правовой статус и функции Центрального банка РФ
  12. Безъядерный статус Украины, Белоруссии и Казахстана


 

3.233.221.149 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.009 сек.