double arrow

Лекция 3. ПРЕДЫСТОРИЯ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ. КЛАССИЧЕСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

Первые в истории европейской мысли теории общества возникли в рамках античной философии.

Платон (428/427 - 348/347 г. до н.э.) в диалоге «Государство» считал, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности. Стабильным следует считать общество, поделённое на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих государство от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян. Принадлежность к классу обусловлена только происхождением. Каждый гражданин должен заниматься своим делом (разделение труда) и не вмешиваться в дела других классов (социальное разделение).

У Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.) («Политика») опорой порядка выступает зажиточное среднее сословие. Кроме него существуют ещё 2 сословия: богатая плутократия и лишённые собственности бедняки. Государство лучше всего управляется в том случае, когда бедняки не отстранены от участия в управлении; интересы богатых ограничены; а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других. Он считал, что частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. Когда они есть, люди не ропщут друг на друга, т.к. каждый занят своим делом. При коллективной собственности все или большинство бедны или озлоблены. При частной - появляются богатство и неравенство. Но только частная собственность даёт гражданам возможность проявить щедрость и милосердие. Чрезмерное неравенство в собственности опасно для государства.

Никколо Макиавелли (1469 - 1527), итальянский философ, первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал свою теорию сильного государства, где в народе не развиты гражданские добродетели, акцент делается не на структуру общества, а на поведение политического лидера («Государь»). Макиавелли сформулировал законы поведения правителя, желающего добиться успеха.

Первый закон: действиями людей правит честолюбие и стремление к власти. Для поддержания стабильности оправдана любая жестокость.

Второй закон: умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Чтобы завоевать власть, надо быть добрым, но чтобы удержать её, надо быть жестоким.

Третий закон: творить зло надо сразу, а добро - постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах.

Томас Гоббс (1588 - 1679), английский философ, сделал следующий шаг: он разработал историю общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Гоббс поставил вопрос: «Как возможно общество?» - и ответил на него так: во-первых, люди рождаются неспособными к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания (социализации); во-вторых, гражданское общество порождено страхом одних перед другими. Именно страх заставляет людей создать гражданское общество, т.е. такое общество, которое на договорной основе гарантирует каждому своему члену относительную защищённость от враждебных действий других.

Джон Локк (1632-1704) — английский философ, в работе «Два трактата о правлении» рассматривал проблему природы человека, условия устойчивости либерального порядка и желаемое государственное устройство. В отличие от Гоббса Локкобосновывал человеческую склонность к координации совместных действий. Все прежние политические объединения, включая средневековые государства и абсолютные монархии, Локк именует «естественными государствами», поскольку они не гарантировали права человека на жизнь, свободу и частную собственность. Реакцией людей на данную си­туацию является общественный договор по поводу объединения в гражданское общество, в котором устанавливается государство нового типа, способное гарантировать эти права. Общественным идеалом Локка было интегрированное гражданское общество, порядок в котором поддерживается гражданским согласием и политической системой с разделением властей

Жан-Жак Руссо (1712-1778) —французский философ, автор конфликтологический теории общества. Руссо рассматривал проблему природы человека, причины социальных конфликтов в ранних и в современных обществах и модель возможного общественного неравенства людей. Руссо не принял взгляда Гоббса, что в естественном состоянии люди агрессивны, по двум причинам: 1) гармоничности родового человека и среды вследствие примитивности желаний и доста­точности внешних ресурсов; 2) наличие конвенциональных поряд­ков, обычаев. Социальные конфликты между людьми возникают с появлением социального неравенства, которое в отличие от естественного неравенства узаконено в виде привилегий. Конфликты актуализируют потребность в коренном изменении социального порядка посредством нового общественного договора. Общественным идеалом Руссо полагал народный суверенитет и переход, через выражение общей воли, к гражданскому и имущественному равенству. Народ выступает хранителем обычаев и обеспечивает возвращение к естественной свободе человека от привилегий.

Шарль Луи де Монтескье (1689—1755) особенно плодотворно исследовал различные типы политического устройства общества. Он выделял монархии, деспотии и республики, разделяя последние на демократические и аристократические в зависимости от того, в чьих руках — «всего народа или части его» — находится верховная власть. Основная заслуга Монтескье в этой области исследования состояла в том, что он установил зависимость форм правления от природно-климатических и географических условий, отразмера территории страны, численности ее населения, степени развитости торговли, денежного оборота, а также религии, нравов, обычаев, традиций и т.д. Республика, согласно Монтескье, требует небольшой территории, малочисленного населения и преобладания «чувства добродетели». Монархия более вероятна в странах со средней величиной территории и численности населения, она предполагает существование чинов, преимуществ сословного неравенства, предпочтений, что порождает преобладание «чувства чести». Деспотическое правление возникает на обширных территориях с многочисленным населением, среди которого преобладает «чувство страха» перед властью и друг перед другом.

Клод Анри де Сен-Симон (1760—1825), французский философ, был первым мыслителем, заявившим о необходимости синтезирования социально-философских и эмпиричес­ких подходов к изучению общества. Он считал, что общество представляет собой живой и целостный организм, функциони­рующий по объективным законам, которые необходимо исследовать с помощью методов, аналогичных точным методам естественных наук. Эти идеи Сен-Симона в дальнейшем получили развитие в работах его ученика О. Конта, которого и принято считать основоположником социологии в ее современном понимании.

Социология возникает в конце 30-х — начале 40-х годов XIX в. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844 г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 г. во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе.

Решающее значение для становления социологии как науки имели научные открытия, кото­рые были сделаны в 30-40-х годах XIX в. В этот период на первый план развития науки выходят химия и биология. Наиболее значи­тельными открытиями того времени, как вы помните, являются от­крытие клетки немецкими учеными Шлейденом и Шванном (1838-1839), на основе которого была создана клеточная теория строения живого вещества, и создание Ч. Дарвином теории эволюции видов.

Задолго до этого в Европе закладывались основы эмпирической базы социологии и ее методов познания. Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII-XVIII вв. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного ис­следования социальных процессов. В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности. А работа известного физика и математика Лапласа «Философские очерки о вероятности» постро­ена на количественном описании динамики народонаселения.

Особенно активно эмпирические социальные исследования в Европе начали развиваться в начале XIX века под влиянием опреде­ленных социальных процессов. Интенсивное развитие капитализма в начале XIX в. вело к быстрому росту городов — урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальная дифференци­ация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличение пре­ступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ус­коренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, все­гда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общест­венных движений, выступающих за социальные реформы. Таким об­разом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой—объективно созрели те силы, которые были за­интересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».

Особенно интенсивно развитие капитализма в то время происходило в Англии и Франции. Видимо, этим объясняется, что именно в этих странах появляется наибольшее количество работ, посвященных социальным проблемам развития общества. Среди этих работ особо следует отметить «Статистическое описание Шотландии» Джо-Сиклера, «Положение рабочего класса в Англии» Фридриха Энгельса, «Жизнь и труд людей в Лондоне» Чарлза Бута, «Очерки моральной статистики Франции» Андре Герри, «Европейские рабочие» Фредерика Ле Пле.

Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 г.).Некоторые исследователи считают, что именно с этой работы можно начи­нать отсчет времени существования социологии, или, как выразился А. Кетле, «социальной физики». Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверен­ных законов истории к эмпирическому выведению статистически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур.

Огюст Конт (1798-1857) считается основателем социологии, он ввёл в научный оборот сам термин «социология». Он подчёркивал, что изучение общества должно быть научным, и настоятельно рекомендовал социологам использовать систематические наблюдения, эксперимент и сравнительный исторический анализ в качестве базовых социологических методов. Он создал даже «иерархию наук» (табл.1), в которой социологии отводилась роль «королевы».

Таблица 1 - Иерархия наук по О.Конту

Наука Метод
Абстрактные (математика) Логика
Конкретные (геометрия, механика) Наблюдение
Астрономия Наблюдение
Физика Наблюдение + эксперимент
Химия Наблюдение + эксперимент + классификация
Биология Наблюдение + эксперимент + классификация + сравнение
Социология Наблюдение + эксперимент + классификация + сравнение + исторический метод

Конт подразделял социологию на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает аспекты общественной жизни, связанные с порядком и стабильностью и позволяющие обществам существовать и переживать социальные катаклизмы. Социальная динамика занимается теми аспектами общественной жизни, которые связаны с социальными изменениями и составляют базу для развития социальных институтов. Социальная динамика использует исторический метод в изучении последовательных и необходимых этапов «интеллектуальной эволюции» человека и общества. Согласно законам развития общества, по Конту, имеют место три стадии политико-социальных форм организации:

теологическая стадия - военное господство;

метафизическая стадия - феодальное господство;

позитивная стадия - промышленная цивилизация.

Эти стадии закономерно следуют друг за другом; поэтому неравенство между социальными группами связано с определённым уровнем развития. Уровень развития общества определяется не материальными изменениями, а духовно-нравственными отношениями между людьми.

Герберт Спенсер (1820 - 1903), английский философ и социолог, разделял мнение Конта о социальной статике и социальной динамике. Он придерживался мнения, что общество имеет ряд важных сходств с биологическим организмом, и описывал его как систему, как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Точно так же, как человеческое тело состоит из органов, например почек, лёгких и сердца, общество состоит из различных социальных институтов - семьи, религии, системы образования, государства и экономики. Подобно биологам, описывающим организм в виде его структур и функций, которые обеспечивают выживание организма, Спенсер так же описывал общество.

Большое внимание Спенсер уделял социальной динамике. Он выдвинул эволюционную теорию исторического развития, согласно которой в мире происходит прогрессивное развитие. Заинтересовавшись теорией естественного отбора Ч.Дарвина, Спенсер применил концепцию выживания сильнейших к социальному миру. Этот подход был определён как социальный дарвинизм. Спенсер пытался доказать, что правительство не должно вмешиваться в естественные процессы, протекающие в обществе. Только в таких условиях люди «приспособленные» будут выживать, а «неприспособленные» - вымирать.

Карл Маркс (1818 - 1883) - политический деятель, философ, историк, экономист. Главная идея учения Маркса - идея материалистического понимания истории.

Он акцентировал внимание на экономических условиях развития обществ, особенно на развитии технологии и методах организации производства (например, сельского хозяйства или промышленности). На каждом историческом этапе эти факторы определяют господствующие и угнетённые классы. Маркс был убеждён в том, что общество разделяется на тех, кто владеет средствами производства, и тех, кто не имеет таких средств, и что именно это обуславливает классовые конфликты.

Марксистская концепция заключается в том, что развитие основывается на единстве и борьбе противоположностей и создании новых, более совершенных структур в ходе этого процесса. Согласно взгляду Маркса на историю, каждый экономический строй развивается до достижения им состояния максимальной эффективности; одновременно с этим в нём развиваются внутренние противоречия. Ни одна общественно-экономическая формация (определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии) не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора, а новые производственные отношения никогда не появляются раньше, чем в лоне старого общества созреют материальные условия их существования.

Маркс утверждал, что политические идеологии, право, религия, институт семьи, образование и правительство составляют надстройку общества. Экономический базис общества, т.е. способ производства материальных благ и классовая структура общества, оказывает воздействие на формирование всех общественных институтов. Надстройка в свою очередь оказывает влияние на экономический базис и изменяет его. По этой причине Маркс считал, что когда рабочий класс вооружит себя революционной идеологией, способной повысить классовое самосознание, он изменит существующий общественный порядок и установит новый подлинно гуманистический строй - коммунизм.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917), французский социолог, считал что исторический переход от одной общественной формы к другой обусловлен природой и функциями социальной солидарности. В ранних обществах социальная солидарность основывается на сходстве составляющих их индивидов, одинаковости исполняемых ими общественных функций, на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании». Структура общества была относительно простой, с незначительным разделением труда. Такую солидарность Дюркгейм называет механической. В развитых обществах индивиды выполняют специальные функции в соответствии с разделением общественного труда, обусловливающего функциональную взаимозависимость и взаимообмен. Новый тип связей между индивидами, создаваемый разделением труда, Дюркгейм называет органический солидарностью.

По Дюркгейму, предмет социологии - социальные факты, составляющие систему социальной действительности. Социальные факты составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделённые принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются».

Социальные факты представлены двумя группами: социальными структурами и социальными институтами.

Дюркгейм убедительно продемонстрировал значимую роль социальных фактов в поведении людей в своей книге «Самоубийство» (1897), которая стала образцом обоснования социологии как эмпирической науки. Он выдвинул предположение, что самоубийство есть социальный факт. Дюркгейм исследовал уровень самоубийств у различных групп европейцев и в разные периоды жизни и пришёл к выводу, что различные показатели самоубийств (помимо тех, которые относятся к ведению психологии) являются следствиями вариаций социальной солидарности. Индивиды, имеющие целую сеть общественных связей, менее склонны к совершению самоубийств, чем индивиды, слабо связанные с жизнью группы. Ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция служит типичной социальной причиной самоубийства в современном обществе.

Макс Вебер (1864 - 1920) - немецкий социолог, экономист, юрист, считал, что социология, так же как и психология, изучает поведение индивида или группы индивидов. Ключевым аспектом является изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основании человеческого поведения. Он предложил концепцию «понимания» как основного метода постижения смысла.

Важнейшим методологическим инструментом является понятие идеального типа, который представляет собой теоретическую конструкцию, используемую для определения основных характеристик социального феномена. Он не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема. Понятие идеального типа дает возможность изучения конкретных исторических событий, выполняя роль измерительной планки.

Перечисляя возможные виды социального действия, Вебер указывает четыре:

1.Целерациональное - характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны (действия инженера, который строит мост; спекулянта, который стремится заработать деньги; генерала, который хочет одержать победу).

2.Ценностно-рациональное - подчинено сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо другую, иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определённого поведения, взятого просто как таковое и независимое от успеха (действие капитана, который утонул, отказываясь покинуть своё судно; действия дуэлянтов).

3.Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта (драка футболистов во время игры).

4.Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, верованиями. Оно осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения.

В трудах Вебера блестяще исследованы феномены бюрократии и прогрессирующей рационализации общества. Рационализация, по Веберу, это результат воздействия нескольких феноменов: античной науки, особенно математики, дополненной в эпоху Возрождения экспериментом, а затем и техникой; римское право; а также рациональный способ ведения хозяйства, возникший благодаря отделению рабочей силы от средств производства. Фактором, который позволил синтезировать все эти элементы, явился протестантизм, создавший мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства, поскольку экономический успех был возведён протестантской этикой в религиозное призвание.

Георг Зиммель (1858-1918) — немецкий философ, социолог, ос­новоположник формальной социологии. Предметом социологии, по его мнению, являются формы социального, которое понимается как совокупность межиндивидуальных взаимодействий. 3иммель полагал, что можно отделить форму взаимодействия от содержания и показать наличие одной и той же формы у раз­личных по содержанию и внешне отличных друг от друга взаимодействий. Наиболее важным является метод формальной социологии, анализ социальных взаимодействия и его оценка значения социального конфликта. 3иммель исследовал социальное развитие, социальную дифференциацию и возникновение денежной экономики. По его мнению, социология конституировалась как метод выделения особенного ряда факторов — форм обобществления; затем следуют их упорядочение, систематизация, психологическое обоснование и описание в развитии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: