Понятие социальной группы

В отличие от массовых общностей социальные группы ха­рактеризуются:

- устойчивым взаимодействием, которое способствует проч­ности и стабильности их существования;

- относительно высокой степенью единства и сплоченности;

- однородностью состава, предполагающего наличие при­знаков, свойственных всем членам группы;

- способностью входить в более широкие социальные обра­зования в качестве структурных единиц.

Существует много определений понятия «социальная груп­па». По мнению одних российских социологов, социальная группа — это объединение людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих совместно необходимые функции в общественной структуре разделения труда и деятельности. Дру­гие социологи определяют социальную группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.

Все социальные группы можно подразделить:

- по характеру взаимодействия — на первичные и вторичные;

- по количественному составу — на малые и большие;

- по способу организации и регулирования взаимодей­ствия — на формальные и неформальные.

1. Под первичной понимается такая группа, в которой взаи­модействие носит непосредственный, межличностный харак­тер и предполагает взаимную поддержку. Понятие «первичная группа» было введено в научный оборот американским социоло­гом и социальным психологом Ч. Кули применительно к семье, где индивид получает первый опыт социального общения. По­зднее этот термин стал применяться социологами при изучении любой группы, в которой сложились тесные личные отношения (группа друзей, сверстников, соседей и т.д.). Первичная группа является своего рода начальным связующим звеном между лич­ностью и обществом.

В качестве вторичной выступает группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер. В таких группах основное значе­ние придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенные роли и функции. Вторичные группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регламентируется на основе формализован­ных правил. Примерами таких групп являются производствен­но-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии и др.

Вместе с тем не следует считать, что все вторичные груп­пы абсолютно безличны и лишены какого-либо своеобразия. Внутри этих групп люди вступают в дружеские отношения и часто образуют, по сути, первичные социальные образования. При руководстве вторичной группой необходимо учитывать эти неформальные связи и отношения, которые оказывают су­щественное воздействие на функционирование всего.

2. Малая группаэто небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, осуществляющих совместную дея­тельность. Для малых групп характерны следующие черты:

- малочисленный и стабильный состав (как правило, от трех; до тридцати человек);

- пространственная близость членов группы;

- устойчивость и продолжительность функционирования;

- интенсивность межличностных взаимодействий;

- высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и правил поведения;

- развитое чувство принадлежности к группе;

- неформальный контроль и информационная насыщен­ность общения.

Иногда малые группы отождествляют с первичными. Это не совсем справедливо, ибо не всякая малая группа является первичной. Существуют в высшей степени формализованные малые группы, отношения в которых регулируются строгими служебными предписаниями (например, экипаж самолета, кос­мический экипаж, диверсионная группа — «командос»). При изучении малой группы выделяют два основных аспекта: ли­дерство и групповую динамику.

Большая социальная группаэто многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействия в которой носят, главным образом, опосредо­ванный характер. Примерами такой группы могут служить крупные предприятия, трудовые коллективы, управленческие организации и т.д. Под большой социальной группой понимает­ся также многочисленная совокупность (неконтактная, нецеле­вая, непсихологическая) людей, занимающих одинаковое поло­жение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. Сюда относятся социально-классовые, профес­сиональные, политические, религиозные и другие группы.

3. Формальная группаэто обладающая юридическим ста­тусом группа, взаимодействие в которой определяется систе­мой формализованных норм и правил. Эти группы имеют норма­тивно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно установленному административно-правовому порядку.

Неформальная группа —- это не имеющая юридического статуса группа, возникающая на основе межличностных взаи­модействий. Подобные группы лишены официальной регламен­тации и скрепляются общностью взглядов и интересов индивидов. Во главе таких групп стоят обычно неформальные лидеры. Примерами неформальных групп являются дружеские компа­нии, объединения «неформалов» среди молодежи, любителей рок-музыки и т.д.

Социально-территориальная общность представляет собой совокупность людей, постоянно проживающих на определенной территории и осуществляющих совместную деятельность для удовлетворения своих экономических и социальных потребностей.

Социально-территориальные общности обладают системообразующими признаками, главными из которых являются устойчивые экономические, социальные, политические, духовно-идеологические связи и отношения. Это позволяет выделить социально-территориальную общность как самостоятельную систему пространственной организации жизнедеятельности людей.

К социально-территориальным общностям относится насе­ление города, деревни, поселка, села, отдельного района боль­шого города. В качестве таких общностей выступают также и более сложные территориально-административные образова­ния — район, область, край, штат, провинция и др.

Исследуя социально-территориальные общности, социологи главное внимание уделяют изучению города (социология горо­да) и деревни (социология деревни).

Город — это крупный населенный пункт, жители которого заняты несельскохозяйственным трудом. Для города характерны разнообразие трудовой и внепроизводственной деятельности на­селения, специфика его социального состава и образа жизни.

Выделение города как территориальной единицы в разных странах имеет свои особенности. Так, в ряде стран к городам относят населенные пункты с числом жителей в несколько сот человек, хотя общепринятый показатель составляет от 3 до 10 тыс. жителей. В Российской Федерации городом считается населенный пункт с численностью жителей свыше 12 тыс. чело­век, из которых не менее 85% занято вне сферы сельского хо­зяйства. Города делятся на малые (с населением до 50 тыс. человек), средние (50—100 тыс. человек) и большие (свыше 100 тыс. человек). Особо выделяются города с населением свыше 1 млн человек. При этом города с населением свыше 2 млн человек принято считать мегаполисами.

Развитие городов связано с урбанизацией, главное социальное содержание которой заключено в особых «городских отношениях», охватывающих социально-профессиональную и демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение производительных сил, расселение. Для урбанизации характерны приток в города сельского населения, рост доли городского населения, увеличение числа больших городов, расширение доступное крупных городов для всего населения и др.

Важным моментом в развитии урбанизации был переход от «точечной» к «ареальной» структуре расселения. Это означало расширение не самого города, а зоны его влияния на все более от­даленные территории. Сложный комплекс социального простран­ства, включающий город, пригороды, населенные пункты, полу­чил название агломерации. Агломерация становится основным элементом «ареального» расселения. На этой основе возникает новое явление в социально-демографической структуре ареала — маятниковая миграция населения, связанная с возрастающей мо­бильностью жителей города и периферийного окружения.

Процесс урбанизации имеет как позитивные, так и негатив­ные последствия. Среди первых — распространение новых, бо­лее совершенных форм образа жизни и социальной организа­ции; создание благоприятных условий для развития науки, техники, культуры; выбор различных видов образования и про­фессиональной деятельности; широкие возможности для более интересного проведения свободного времени и др.; среди вто­рых — обострение экологических проблем; повышение заболе­ваемости; увеличение социальной дезорганизации, преступнос­ти, девиации и др.

Деревня — это небольшой населенный пункт, жители которого заняты сельскохозяйственным трудом. Для этой формы социально-территориальной общности характерны непосредственная связь жителей с землей, сезонная цикличная работа, небольшое разнообразие занятий, относительная социальная и профессиональная однородность населения и специфический сельский образ жизни.

Исторически название «деревня» возникло на северо-востоке Руси, откуда оно распространилось по другим областям страны, другим типичным видом поселения было село, которое отлича­лось от деревни большим размером и наличием помещичьей усадьбы или церкви. Более мелкие поселения назывались вы­селками, хуторами, починками, заимками и т.п. На Дону и Куба­ни крупные сельские поселения называются станицами. В Сред­ней Азии основной вид поселения — кишлак, а в горных районах Северного Кавказа — аул.

В настоящее время, в соответствии с градостроительным ко­дексом, к сельским поселениям относятся села, станицы, дерев­ни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и другие однотип­ные социально-территориальные общности. Все эти поселения могут обобщенно определяться понятием «деревня», отражаю­щим специфический комплекс социально-экономических, куль­турно-бытовых и естественно-природных условий сельской жизни.

Социально-этническая общностьэто исторически сло­жившаяся на определенной территории устойчивая совокуп­ность людей, связанных общностью языка, культуры, психоло­гического склада и самосознания.

Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Од­нако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (рассеяния) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.

Другое важное условие формирования этноса — общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, так, в ряде случаев (например, США), этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а об­щие языки являются результатом данного процесса.

Более устойчивым признаком этнической общности является единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социаль­но-психологические характеристики сознания и поведения лю­дей.

Интегративным показателем сложившейся социально-этни­ческой общности выступает этническое самосознание — чув­ство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а так­же традиции, обычаи, обряды, фольклор, т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и обра­зуют специфическую этническую культуру.

Основными историческими разновидностями социально-эт­нической общности являются племя, народность и нация.

Племятип этнической общности, присущий преимуще­ственно первобытно-общинному строю и основанный на кров­нородственном единстве.

Племя имело свою территорию и охватывало большое число родов и кланов. Род представлял собой группу кровных род­ственников (по материнской или отцовской линии), а клан — родовую общину, ставшую источником формирования основ племенной власти.

Для племени уже было свойственно выделение собственно­го названия, своего языка или диалекта. Оно также скрепля­лось общими традициями, обычаями, религиозными представ­лениями и обрядами. В племени содержались некоторые элементы хозяйственного уклада, зачатки внутренней органи­зации. Проявлением последних были племенные советы вож­дей, на которых решались важные для всех дела и вопросы (например, организация военного похода, охоты, религиозного обряда и т.д.).

Племена в ходе дальнейшего развития объединялись, созда­вали союзы, осуществляли совместные завоевания и переселе­ния, что приводило, в конечном счете, к образованию народно­сти.

Народность — социально-этническая общность с более или менее одинаковым этническим составом, поэтому наряду с социальными признаками, общими с нациями, она характеризуется и общностью сознания и психологии. Эта форма этносоциальной общности характерна для аграрного, доиндустриального общества и складывается прежде всего на этнотерриториальной основе. Народность отличается от племенной организации более высоким уровнем развития экономики, формированием определенного экономического уклада, наличием фольклорной, то есть народной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает уже сформировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием, выраженным в его названии. Системообразующим же фактором здесь выступает фактор общности территории. В индустриальном и постиндустриальном обществах понятие народности используется обычно для обозначения аборигенного населения или сравнительно малочисленных этносов (например, народности Севера, Дальнего Востока и т.д.)

Нация — социально-историческая общность людей, совокупность граждан одного государства, характеризуется общностью территории и языка, социально-экономической и политической жизни. Процесс создания нации, как наиболее развитой формы этноса, происходит в период окончательного становления государственности, широкого развития экономических связей на территории, ранее занимаемой несколькими народностями, общей психологии (национального характера), особой культуры, языка и письменности, развитого этнического самосознания. Обособившиеся нации создают государства. Нации, как правило, не представляют собой единого этнического состава, а потому не могут обладать единством таких этнических признаков, как фольклор, обычаи, традиции.

Этнографическая группа - общность людей, говорящая на одном языке с той или иной нацией, народностью, этнической группой, но имеющая некоторые особенности в быту, традициях или обычаях, живущая, как правило, на издревле принадлежащей ей территории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: