double arrow

Понятие служебного коллектива


Коллектив - это организованная группа людей, являющихся частью общества, объединенная общими целями, совместной социально-полезной деятельностью. Коллектив - понятие латинского происхождения, означающее «собранность», т.е. целостность, сохраняющая неприкосновенность индивидуальности.

Служебный коллектив - организационное объединение военнослужащих на основе общности их идейных и морально-нравственных позиций, совместной службы и боевой (служебной) деятельности под руководством единоначальника.

Морально-психологический климат в коллективе

Руководитель и сотрудники обязаны поддерживать благоприятный морально-психологический климат в служебном коллективе, выражающийся в позитивном эмоционально-нравственном состоянии, высоком моральном духе сотрудников, их отношении к нравственным ценностям и степени мотивационной готовности к выполнению оперативно-служебных задач.

Благоприятный морально-психологический климат в служебном коллективе характеризуется:

- правильным пониманием сотрудниками целей деятельности органов внутренних дел и своего подразделения;

- способностью и готовностью совместными усилиями добиваться выполнения поставленных задач;




- степенью комфортности работы, социального самочувствия коллектива;

- уровнем развития взаимоотношений, основанных на честности и принципиальности в сочетании с товарищеской взаимопомощью и уважением;

- позитивными служебными традициями, сплачивающими коллектив.

3. В целях поддержания благоприятного морально-психологического климата в коллективе сотруднику следует:

- способствовать установлению в коллективе деловых, товарищеских взаимоотношений;

- поддерживать обстановку взаимной требовательности и нетерпимости к нарушениям служебной дисциплины и законности;

- соблюдать субординацию, быть исполнительным, беспрекословно выполнять приказы и распоряжения, проявляя разумную инициативу, точно и в срок докладывать руководству об их исполнении;

- обладать морально-психологической устойчивостью, выдержанностью, быть ответственным за свои поступки и слова;

- оказывать всемерное содействие руководству в мобилизации личного состава подразделения на выполнение оперативно-служебных задач;

- принимать активное участие в работе общественных формирований сотрудников, критично и справедливо оценивая проступки сослуживцев.

4. Для сотрудника недопустимы действия, способные причинить вред морально-психологическому климату в коллективе, включая:

- обсуждение приказов, решений и действий старших начальников, реализуемых в пределах их полномочий;

- распространение слухов, сплетен и другой непроверенной информации сомнительного характера;



- предвзятое и необъективное отношение к коллегам;

- заискивание перед начальниками;

- претензии на особое отношение к себе и незаслуженные привилегии;

- обещания, выполнение которых находится под сомнением;

- проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства;

- преувеличение своей значимости и профессиональных возможностей.

Профессионально-этические требования к руководителю

1. Руководитель органа внутренних дел должен:

- быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм Кодекса;

- помнить о традициях, чести и долге российского офицерства, носителем и продолжателем которых он является;

- считать своей главной привилегией личную ответственность за безусловное выполнение оперативно-служебных задач, обучение и воспитание подчинённых.

2. Статус должности, занимаемой руководителем, должен подкрепляться его личным авторитетом.

3. Подлинный авторитет руководителя создаётся его безупречной репутацией, профессиональной компетентностью, служебным опытом, требовательностью и принципиальностью в сочетании с гуманным и уважительным отношением к подчинённым.

4. Культура профессионального поведения руководителя определяется степенью развития его интеллекта, широтой эрудиции, обширностью интересов, уровнем образованности и воспитанности.

5. Позитивный моральный облик руководителя основывается на профессионально-нравственных качествах: честности, порядочности, самокритичности, требовательности, доброжелательности, обязательности, ответственности, принципиальности, справедливости.



6. Требования профессиональной этики обязывают руководителя:

- соблюдать права и свободы сотрудника как человека и гражданина;

- относиться к сотруднику как к личности, признавая его право иметь собственные профессиональные суждения;

- проявлять высокую требовательность, принципиальность в сочетании с уважением личного достоинства;

- устанавливать справедливую, равномерную служебную нагрузку на личный состав;

- помогать сотрудникам словом и делом, оказывать морально-психологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;

- использовать в полной мере психолого-педагогические подходы и методы в воспитательной работе с личным составом;

- информировать личный состав о складывающейся морально-психологической обстановке в подразделении;

- регулировать взаимоотношения в служебном коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики;

- пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия в служебном коллективе;

- рассматривать без промедления факты нарушения норм и принципов профессиональной этики и принимать по ним объективные решения;

- принимать беспристрастные, справедливые и объективные решения по социально-бытовым проблемам и вопросам поощрения личного состава;

- организовывать выработку и реализацию комплекса мер по профилактике конфликтов;

- обращаться к подчинённым, называя их по специальному званию и фамилии или только по специальному званию, добавляя в последнем случае перед специальным званием слово «товарищ», либо по имени и отчеству и только на «вы»;

- контролировать соблюдение сотрудниками этикетных норм в оформлении и содержании служебных помещений;

- оставаться скромным в потребностях и запросах, как на службе, так и в быту.

7. В случае, если подчинённый оказался в трудной жизненной ситуации, его начальник призван оказать всемерную помощь и поддержку.

8. Руководитель не имеет морального права:

- перекладывать свою ответственность на подчинённых;

- использовать служебное положение руководителя в личных интересах;

- проявлять формализм, чванство, высокомерие, грубость, применять рукоприкладство по отношению к подчинённым;

- создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе;

- обсуждать с подчинёнными действия вышестоящих начальников;

- занимать деньги у подчинённых сотрудников, принимать подарки, используя их зависимое служебное положение.

Неформальные отношения в служебном коллективе

1. Неформальными являются личные отношения между сотрудниками вне рамок служебной субординации.

2. Личные отношения не должны являться основанием для продвижения сотрудника по службе, его поощрения или наказания, решения кадровых, социальных вопросов.

3. Коллеги по службе должны уважительно и внимательно относиться к работающим в коллективе сотрудникам-женщинам, которые в свою очередь не должны злоупотреблять своими преимуществами.

4. К грубым нарушениям профессионально-этических принципов и норм в сфере неформальных отношений между сотрудниками относятся:

- использование дружеских или родственных связей между начальником и подчинённым в целях решения служебных вопросов в личных корыстных интересах;

- установление отношений круговой поруки и протекционизма на национальной основе и по признаку землячества;

- дискриминация сотрудников по половому (гендерному) признаку, вследствие которой предпочтение необоснованно отдаётся одному полу перед другим;

- сексуальные домогательства, принуждение к интимной связи, особенно выражающиеся в агрессивном, оскорбительном поведении, унижающем достоинство женщины или мужчины, и сопровождающиеся физическим насилием, психологическим давлением, шантажом, угрозами;

- демонстрация приверженности моральным антиценностям, таким как культ денег, власти, силы; цинизм, пошлость, разврат.

5. Руководителю в целях предупреждения негативного влияния неформальных отношений на обстановку в служебном коллективе необходимо:

- контролировать соблюдение сотрудниками профессионально-этических ограничений и запретов, в равной мере распространяемых как на мужчин, так и на женщин, состоящих на службе в органах внутренних дел;

- обеспечивать деятельность сотрудников в строгом соответствии с их должностным предназначением;

- исключить панибратство и фамильярность в общении с подчинёнными, препятствовать влиянию неформальных отношений на принимаемые служебные решения.

Применительно к служебному коллективу требования этикета можно свести к правилам поведения начальника по отношению к подчиненным и правилам поведения рядового сотрудника по отношению к своему начальнику (командиру). Среди правил поведения руководителя можно назвать следующее:

- учить, а не поучать подчиненных и самому учиться у них;

- зажигать людей, а не «обжигать» их окриком, грубым словом, бестактностью;

- требовать, а не придираться;

- вести людей за собой, а не подталкивать их;

- быть выдержанным, а не пассивно выжидающим;

- быть скромным в оценке себе, но более щедрым в оценке подчиненных;

- быть простым и доступным в общении, но не фамильярничать;

- быть принципиальным, а не упрямым и ряд других.

В числе правил поведения подчиненного можно выделить такие как:

- уважать начальника, а не угождать ему;

- быть вежливым, а не льстивым;

- вести себя с достоинством, но без высокомерия;

- быть скромным, а не смиренным;

- проявлять инициативу, а не самовольство;

- быть правдивым, но тактичным;

- быть исполнительным, а не подобострастным, и некоторые другие.

Эти правила, став привычными и устойчивыми оптимизируют взаимоотношения начальника и подчиненных, благоприятно влияют на сотрудников, занимающих одинаковое служебное положение, в целом сплачивают коллектив, способствуют успешному решению служебных задач.

Д/з:







Сейчас читают про: