Структура инновационного процесса

Инновационный процесс представляет собой последовательность действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему распространению результатов.

Инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса (Рисунок 2).

К этим элементам относятся:

· инициация инновации;

· маркетинг инновации;

· выпуск (производство) инновации;

· реализация инновации;

· продвижение инновации;

· оценка экономической эффективности инновации;

· диффузия (распространение) инновации.

Началом инновационного процесса является инициация. Инициация - это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи. Материализация идеи означает превращение идеи в товар (имущество, новый продукт и т.д.).

После обоснования нового продукта проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт, определяется объем выпуска продукта, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, то есть появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия.

Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация процесса торговли и др.).

Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации.

Инновационный процесс заканчивается диффузией инновации. Диффузия инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках.



Оценка эффективности инноваций
Инициация
Поиск идеи
Технико-экономическое обоснование
Цели и задачи
Оценка альтернатив
Маркетинг инноваций
Анализ внешней среды
Анализ рынка
SWOT-анализ
Поиск инвестора
Выпуск (производство) инноваций
Материализация идеи в форме вещи или операции
Стимулирование продаж
Реализация инноваций
Реализация операции внутри предприятия
Продажа продукта или операции на рынке
Продвижение инноваций
Индивидуальные консультации
Реклама
Организация работы по продаже инноваций
Информация
Диффузия инноваций
Захват новых рынков
Изменение характеристики инновации и условий её продвижения


Рисунок 2. Структура инновационного процесса


Таблица 2

Сравнительная характеристика стабильного и инновационного процессов

Характеристика процесса Инновационный процесс Стабильный процесс
Конечная цель Удовлетворение новой общественной потребности Удовлетворение сложившейся общественной потребности
Пути достижения цели Многочисленны и неопределенны. Требуется разработка стратегий Немногочисленны, известен оптимальный (наилучший)
Риск при достижении цели Высокий Низкий
Тип процесса Дискретный Непрерывный
Управляемость, возможности планирования Низкая. Необходимо стратегическое управление Высокие
Планы Долгосрочные, возможна их корректировка Краткосрочные, в виде директивных производственных заданий
Развитие системы, в рамках которой осуществляется процесс Переход на новый уровень развития. Необходим проект и программа реализации стратегических изменений Сохранение данного уровня развития
Взаимодействие интересов участников финансирования процесса Вступает в противоречия Основывается на них
Степень совпадения интересов участников процесса Низкая Высокая
Распределение сфер ответственности Перераспределяет Стабилизирует
Формы организации Гибкие, со слабой структуризацией Жесткие, основаны на нормах и регламентах

Внедряя инновации в практику предпринимательской деятельности, очень важно знать, какие факторы способны затормозить или ускорить инновационный процесс. Прежде, чем приступить к внедрению инноваций на предприятии, рекомендуется внимательно ознакомиться с этими факторами, чтобы принять решение об оптимальном способе построения инновационного процесса.


Таблица 3

Факторы, влияющие на инновационный процесс

Группа факторов Факторы, препятствующие инновационной деятельности Факторы, способствующие инновационной деятельности
Экономические, технологические Недостаток средств для финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства. Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры.
Политические, правовые Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства. Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций
Социально-психологические, культурные Сопротивления переменам, которые могут вызвать такие последствия как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу. Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда. Нормальный психологический климат в трудовом коллективе.
Организационно-управленческие Устоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов. Гибкость оргструктуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирования целевых рабочих групп.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: