Инновационный процесс представляет собой последовательность действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему распространению результатов.
Инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса (Рисунок 2).
К этим элементам относятся:
· инициация инновации;
· маркетинг инновации;
· выпуск (производство) инновации;
· реализация инновации;
· продвижение инновации;
· оценка экономической эффективности инновации;
· диффузия (распространение) инновации.
Началом инновационного процесса является инициация. Инициация - это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи. Материализация идеи означает превращение идеи в товар (имущество, новый продукт и т.д.).
После обоснования нового продукта проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт, определяется объем выпуска продукта, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, то есть появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия.
Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация процесса торговли и др.).
Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации.
Инновационный процесс заканчивается диффузией инновации. Диффузия инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках.
Оценка эффективности инноваций
|
Технико-экономическое обоснование
|
Выпуск (производство) инноваций
|
Материализация идеи в форме вещи или операции
|
Реализация операции внутри предприятия
|
Продажа продукта или операции на рынке
|
Индивидуальные консультации
|
Организация работы по продаже инноваций
|
Изменение характеристики инновации и условий её продвижения
|
Рисунок 2. Структура инновационного процесса
Таблица 2
Сравнительная характеристика стабильного и инновационного процессов
Характеристика процесса
| Инновационный процесс
| Стабильный процесс
|
Конечная цель
| Удовлетворение новой общественной потребности
| Удовлетворение сложившейся общественной потребности
|
Пути достижения цели
| Многочисленны и неопределенны. Требуется разработка стратегий
| Немногочисленны, известен оптимальный (наилучший)
|
Риск при достижении цели
| Высокий
| Низкий
|
Тип процесса
| Дискретный
| Непрерывный
|
Управляемость, возможности планирования
| Низкая. Необходимо стратегическое управление
| Высокие
|
Планы
| Долгосрочные, возможна их корректировка
| Краткосрочные, в виде директивных производственных заданий
|
Развитие системы, в рамках которой осуществляется процесс
| Переход на новый уровень развития. Необходим проект и программа реализации стратегических изменений
| Сохранение данного уровня развития
|
Взаимодействие интересов участников финансирования процесса
| Вступает в противоречия
| Основывается на них
|
Степень совпадения интересов участников процесса
| Низкая
| Высокая
|
Распределение сфер ответственности
| Перераспределяет
| Стабилизирует
|
Формы организации
| Гибкие, со слабой структуризацией
| Жесткие, основаны на нормах и регламентах
|
Внедряя инновации в практику предпринимательской деятельности, очень важно знать, какие факторы способны затормозить или ускорить инновационный процесс. Прежде, чем приступить к внедрению инноваций на предприятии, рекомендуется внимательно ознакомиться с этими факторами, чтобы принять решение об оптимальном способе построения инновационного процесса.
Таблица 3
Факторы, влияющие на инновационный процесс
Группа факторов
| Факторы, препятствующие инновационной деятельности
| Факторы, способствующие инновационной деятельности
|
Экономические, технологические
| Недостаток средств для финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства.
| Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры.
|
Политические, правовые
| Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства.
| Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций
|
Социально-психологические, культурные
| Сопротивления переменам, которые могут вызвать такие последствия как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу.
| Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда. Нормальный психологический климат в трудовом коллективе.
|
Организационно-управленческие
| Устоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов.
| Гибкость оргструктуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирования целевых рабочих групп.
|