Ответственность сторон

Ответственность сторон по договору характеризуется следующими основными признаками:

- применение санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора является правом, а не обязанностью сторон;

- стороны могут устанавливать в договоре санкции по своему усмотрению, если законодательством не предусмотрено обязательных санкций, а также увеличивать размеры санкций, установленных законодательством;

- ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора может наступить и без наличия их вины, поскольку ст.401 ГК устанавливает, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательства товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств[69];

- формами ответственности сторон по договору являются выплата неустойки и возмещение убытков;

- по общему правилу неустойка является зачетной, так как причиненные неисполнением договора убытки возмещаются в сумме, не покрытой неустойкой (п.1 ст. 394 ГК);

- в соответствии с принципом полного возмещения убытков возмещению подлежат оба вида убытков: реальный ущерб в имуществе и упущенная выгода (п.2 ст. 15 ГК).

Основаниями ответственности поставщика в договоре являются: просрочка поставщиком сроков передачи покупателю товара; недопоставка поставщиком товара, предусмотрено договором; поставка некачественного товара; поставка некомплектного товара.

Обычно за нарушения, допущенные поставщиком, последний выплачивает покупателю неустойку в процентном отношении к стоимости не поставленного в срок товара[70].

Неустойка за недопоставку или просрочку поставки заказанной продукции взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество продукции в последующих периодах поставки, если законом или договором не предусмотрен иной порядок уплаты неустойки.

Иногда применяется штрафная неустойка. В этом случае с виновной стороны убытки взыскиваются в полном размере, без учета неуплаченной неустойки. Таким образом, покупатель получает всю сумму неустойки и полное возмещение убытков. Штрафную неустойку используют в случае поставки продукции ненадлежащего качества.

Основной формой ответственности за неисполнение обязательств считается возмещение убытков. Потерпевшая сторона имеет право требовать возмещения убытков в любом случае, если иное не предусмотрено действующим законодательством или условиями договора. Если в договоре не оговорен вопрос о возмещении убытков, то это представляет право кредитору требовать полного возмещения убытков в соответствии со ст. 15 ГК. Полное возмещение убытков включает в себя как реальный ущерб, то есть расходы, понесенные потерпевшей стороной, утрату или повреждение ею имущества, так и упущенную выгоду, которую кредитор мог бы получить при надлежащем выполнении обязательства, если бы его права по договору не были бы нарушены. На кредитора возлагается обязанность доказать объем понесенных убытков и причинную связь между ними и нарушением условий заключенного договора[71].

В ГК РФ (п.3 ст.486 и п.4 ст.487) предусматривается возможность наступления ответственности по договору поставки в виде уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами. В ст.395 ГК установлено, что за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. В соответствии с данной статьей размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.

Сторонам необходимо предусматривать в договоре поставки, где порядок расчетов установлен в виде предварительной оплаты за товар, условие, устанавливающее, что при нарушении поставщиком взятых на себя обязательств по поставке товара покупатель вправе взыскать с него проценты за пользование чужими средствами в размере, определенном п.1 ст.395 ГК, начиная с даты, когда обязательство поставщиком должно было быть выполнено.

12.3 Договор поставки товаров для государственных
и муниципальных нужд

Договор регламентируют ст. 525-534 ГК и в субсидиарном порядке общие правила о поставке. В части, не урегулированной ГК, к отношениям по поставке товаров для государственных (муниципальных) нужд применяются также следующие законы: Федеральный закон от 13 декабря 1994 года №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», Федеральный закон 29 декабря 1994 года №79-ФЗ «О государственном материальном резерве», Федеральный закон от 2 декабря 1994 года №53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (в последнем случае применяются соответствующие нормы о договоре контрактации), Федеральный закон от 27 декабря 1995 года №213-ФЗ «О государственном оборонном заказе», Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и др.

Под государственным (муниципальным) контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд[72].

Для удовлетворения потребностей публично-правовых образований в товарах, работах, услугах государственный (муниципальный) заказчик должен разместить заказ на заключение соответствующего контракта. Порядок размещения заказа регламентируется Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Размещение государственного (муниципального) заказа может происходить: путем проведения торгов; без проведения торгов (запрос котировок, размещение заказов на поставки биржевых товаров, размещение заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Заказ признается размещенным со дня заключения государственного (муниципального) контракта.

Порядок заключения контракта:

1. Сторона, получившая проект контракта, не позднее 30-ти дневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр контракта другой стороне.

2. При наличии разногласий по условиям контракта – в тот же срок сторона, получившая контракт, составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения контракта.

3. Сторона, получившая контракт с протоколом разногласий, в течение 30-ти дней должна рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию и известить другую сторону о принятии контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. В последнем случае разногласия по контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее 30-ти дней на рассмотрение суда.

Если контракт заключается по результатам конкурса, то в этом случае он должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов.

В том случае, когда поставка товаров осуществляется не государственному (муниципальному) заказчику, а иным покупателям, то поставщику и соответствующим покупателям направляется извещение о прикреплении их друг к другу.

Извещение направляется адресатам не позднее 30-ти дневного срока со дня подписания контракта и является основанием для заключения между ними договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд. В этом случае покупатель сам будет оплачивать поставленные товары как сторона договора.

Покупатель вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку (т.е. извещение о прикреплении не порождает для покупателя обязанности заключить договор).

Об отказе покупателя поставщик незамедлительно уведомляет заказчика и может потребовать от него нового извещения о прикреплении к другому покупателю. Заказчик не позднее тридцати дней со дня получения уведомления поставщика либо выдает такое извещение, либо направляет поставщику отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, либо сообщает о своем согласии принять и оплатить товар.

Если заказчик не выполняет эти обязанности, поставщик вправе потребовать от него принять и оплатить товары либо реализовать товары по своему усмотрению, с отнесением разумных расходов, связанных с реализацией, на заказчика.

В предусмотренных законом случаях заказчик вправе отказаться от товаров, поставленных по государственному (муниципальному) контракту. Если такой отказ влечет изменение или расторжение контракта, заказчик возмещает убытки, причиненные поставщику таким расторжением или изменением.

Оплата товаров производится покупателем по ценам, определяемым в соответствии с государственным (муниципальным) контрактом. Заказчик признается поручителем по обязательству покупателя произвести оплату товара. В силу ст.363 ГК, если в контракте нет указаний на субсидиарную ответственность заказчика, то он несет солидарную ответственность вместе с ненадлежащим плательщиком.

Законом установлена неустойка для заказчика, допустившего просрочку исполнения обязательства по контракту в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки. Заказчик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. За недопоставку товаров поставщиком неустойка взыскивается в размере 50% от стоимости недопоставленных товаров, которая носит штрафной характер (при этом непоставленными считаются и товары, не соответствующие требованиям о качестве). Условие об ответственности поставщика в обязательном порядке должно быть предусмотрено в контракте (п.10 ст.9 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»)

Во всем остальном отношения по поставке товаров для государственных (муниципальных) нужд идентичны отношениям, возникающим при обычном договоре поставки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: