В качестве своеобразного антипода монархии еще в античную эпоху возник другой тип государства по способу организации власти - республика. В современной политической практике эта государственная форма наиболее распространена. Сам термин «республика» (от лат. res - дело + publicus - общественный, всенародный) указывает на ее главную особенность - формирование органов государственной власти на основе всеобщих выборов. Ключевую роль в структуре высших республиканских властей играют две фигуры: парламент и президент.
Парламент (от франц. parler говорить) это высший законодательный орган власти, представляющий все общество. Впервые в истории он был образован в Англии в XIII в. (обычно отсчет ведется с 1265 г.) как орган сословного представительства. Однако свое реальное, близкое к современному значение парламент начал приобретать в странах Запада лишь после буржуазных революций XVII-XVIII вв. При этом, как уже отмечалось, в разных странах парламентский орган называют по-разному: кнессет (в Израиле), сейм (в Финляндии), стортинг (в Норвегии), парламент (в Бельгии, Великобритании, Индии, Канаде и других странах), кортесы (в Испании и Португалии), Генеральные штаты (в Нидерландах) и т. д. Кроме того, он может быть двухпалатным (как в Австралии, Бразилии, Канаде, США, ФРГ, России и др.) и однопалатным (как в Дании, Израиле, Финляндии, Швеции и др.).
Президент [от лат. praesidens (род. падеж - praesidentis) - сидящий впереди, во главе] является главой государства в большинстве стран с республиканской формой правления. Первым в истории президентом стал в 1789 г. в Соединенных Штатах Америки Джордж Вашингтон (1732 - 1799).
В зависимости от объема и структуры властных полномочий парламента и президента различают две основные формы республики: парламентскую и президентскую. * В президентской республике всенародно избранный президент является и главой государства, и главой исполнительной власти. Он подбирает, а иногда и возглавляет правительство. В то же время выборный республиканский парламент в той или иной мере контролирует деятельность правительства и президента, а в случае нарушения ими конституции страны может привлечь их к ответственности (так называемый импичмент). Однако в некоторых странах при определенных условиях и президент имеет право распустить парламент, назначив новые выборы.
В отличие от этого * в парламентской республике президент избирается парламентом (или особой коллегией, составленной на основе парламента) и часто является лишь номинальным главой государства, фактически выполняющим лишь представительские, церемониальные функции (участие в аккредитовании иностранных послов, визиты за рубеж, вручение наград и т. п.). Выборный парламент формирует и контролирует правительство и может выразить ему вотум недоверия, отправив в отставку.
У каждой из этих форм есть свои сильные и слабые стороны. В частности, парламентскую республику могут часто изматывать правительственные отставки и кризисы, если парламент раздроблен на многочисленные конфликтующие группы. По сравнению сэтим президентский вариант республики обеспечивает большую стабильность власти в обществе, поскольку ради самосохранения законодательная и исполнительная ветви вынуждены сотрудничать, а президент может помогать им искать согласия.
Между парламентской и президентской республиканскими формами на практике не всегда легко провести четкую грань. Так, например, в Литве и Франции, по мнению ряда наблюдателей, элементы той и другой форм сочетаются. Кроме того, во многих странах власти продолжают делить власть между собой, изменяя объем полномочий («весы власти») то в пользу президента, то в пользу парламента.
Наиболее рельефно * президентская республика проявляется в США, где избранный американцами глава государства всегда «командует» и кабинетом министров. Эту же форму, видимо, имеют сегодня и такие страны, как Аргентина, Боливия, Венесуэла, Гватемала, Мексика, Филиппины, Финляндия, Россия и другие. К * парламентским республикам можно отнести Австрию, Индию, Исландию, Италию, ФРГ, Швейцарию и ряд других государств.