В зависимости от того, какой из сфер развития государстваотдается преимущество, какие государственные функции развиваются в первую очередь, можно выделить еще по меньшей мере четыре наиболее распространенных типа государства: военное, полицейское, социальное и правовое (список может быть продолжен: исламское государство, как в современном Иране; расистское государство, как в недавнем прошлом в ЮАР и др.).
Так, очевидно, что там, где преобладают структуры и функции государственного насилия (армия, военно-промышленный комплекс, органы охраны порядка и безопасности), часто используемые в целях устрашения, агрессии, подавления и репрессий, - там имеют место государства военного или полицейского типов. Таковы, например, государства фашистской Германии, бывшего СССР, Гаити в 1960-1980-х гг., современных Ирака, Корейской Народно-Демократической республики (Северной Кореи) и многих других стран, если брать разные периоды их развития.
Социальное государство, напротив, приоритетно развивает социальную сферу и проводит активную социальную политику с целью улучшения жизни всего населения, благоустройства общества, предупреждения и смягчения конфликтов в нем. Примеры подобных государств - Канада, США, Финляндия, Франция, ФРГ, Швейцария и др.
|
|
Отдельного и подробного рассмотрения требует правовое государство. Правовым можно назвать такое государство, при котором вся жизнь общества подчинена закону, а закон направлен на обеспечение всеобщего равноправия и социальной справедливости. Расшифровывая это определение, назовем следующие основные принципы правового государства.
Верховенство и всеобщность закона в обществе, своеобразная юрократия в нем. Это означает, во-первых, что только закон (а не отдельные лица и не ведомственные и местные приказы и инструкции) «правят бал» в жизни общества. А во-вторых, что законы страны являются обязательными для всех: не только для граждан, но и для самого государства, всех его органов и должностных лиц.
Последнее особенно актуально для России, властямкоторой, по многочисленным свидетельствам, издавна присущи распущенность, безответственность, беззаконие, деспотизм. Не случайно еще в 1906 г. русский писатель и публицист Владимир Короленко (1853 -1921) писал, что «закон должен ограждать не только «власть» от нападений со стороны общества, но и общество от посягательств представителей власти».
Правовой характер самих законов, т. е. их высокое правовое качество. Это значит, что законы страны должны отвечать международным правовым стандартам, быть гуманными и справедливыми, должны отражать волю народа и приниматься тоже в законном порядке (через референдумы или парламент, а не распоряжением отдельных лиц). Кроме того, правовые нормы должны быть просты и немногочисленны, чтобы не сковывать свободу людей.
|
|
Опыт многих стран убеждает, что чем больше в обществе запретов и несвободы, тем больше в нем процветают коррупция и преступность. Многочисленные инструкции и ограничения, регулирующие каждый шаг человека, - благоприятнейшая почва для мздоимства, произвола и злоупотреблений чиновников. Это для них та самая « мутнаяводица», в которой хорошо ловится «рыбка» чиновничьей наживы. Поэтому важно также, чтобы в обществе действовал принцип «разрешено все, что не запрещено законом» (а не наоборот:«запрещено все, что не разрешено законом»).
Приоритет прав и свобод человека. Этот принцип означает, что главным в деятельности государства является обеспечение и охрана основных прав и свобод личности в обществе. При этом, однако, равноправие граждан предполагает, что свобода каждого не может быть абсолютной, т. е. имеет определенные пределы. Каждый должен быть свободным ровно настолько, чтобы не мешать быть свободными другим. Иначе право одного человека становится бесправием и произволом для другого, превращаясь в одностороннюю привилегию. Например, имеющий право курить или прогревать под окнами мотор своего автомобиля не должен лишать других людей права дышать чистым воздухом.
Взаимоответственность государства и личности. Права человека становятся реальностью лишь тогда, когда они неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью людей. Иначе они превращаются в перечень благих пожеланий. Права и обязанности, как две стороны одной медали, взаимообусловливают существование друг друга. «Человек имеет права, потому что имеет обязанности», - метко подчеркивал русский философ и историк Борис Чичерин (1828 - 1904). И наоборот: «он имеет обязанности, потому, что имеет права». Право одного человека (скажем, на частную собственность) означает обязанности других людей оставлять эту собственность в неприкосновенности.
Отсюда понятно, почему граждане обязаны соблюдать законы, уважать права и свободы других лиц, сохранять природу и т. д. Те же, кто не выполняет своих гражданских обязанностей, справедливо подвергаются принуждению или наказанию.
Государство тоже ответственно перед личностью и обществом за надлежащее исполнение своих функций. Формы этой ответственности различны: • достоверная информация для граждан (например, о масштабах и причинах гибели тех, кто служит в армии; об экологических нарушениях в стране; об ошибках в политическом курсе и т. д.), • отчеты органов власти", • опросы и референдумы, оценивающие работу и предложения правительства, • судебное обжалование действий должностных лиц и другие формы.
Легитимностьвласти, то есть се правомерность, законности. Легитимной считается прежде всего (1) власть, сформированная путем демократических выборов. Но одного этого недостаточно. Необходимо также, (2) чтобы эта власть была эффективной, обеспечивала стабильность и порядок в обществе, и наконец, (3) признавалась как внутри страны, так и намеждународном уровне.
Разделение властей. Этот принцип предполагает четкое разделение сфер деятельности и властных полномочий между тремя ветвями государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной. Такое разграничение функций исключает монополию какого-либо органа на власть. Оно служит гарантией прав граждан, ибо человеку противостоит не монолитный и всесильный государственный аппарат, а внутренне разделенная система взаимоконтролирующих другдруга органов. Уравновешивая друг друга таким образом, они удерживают чиновников от возможных злоупотреблений и обеспечивают демократичность и стабильность политического строя. При - этом важно вспомнить и о «четвертой власти» в обществе - средствах массовой информации (СМИ).
|
|