Правовое государство

В зависимости от того, какой из сфер развития государстваотдается преимущество, какие государственные функции развиваются в первую очередь, можно выделить еще по меньшей мере четыре наиболее распространен­ных типа государства: военное, полицейское, социальное и пра­вовое (список может быть продолжен: исламское государство, как в современном Иране; расистское государство, как в недав­нем прошлом в ЮАР и др.).

Так, очевидно, что там, где преобладают структуры и функ­ции государственного насилия (армия, военно-промышленный комплекс, органы охраны порядка и безопасности), часто исполь­зуемые в целях устрашения, агрессии, подавления и репрессий, - там имеют место государства военного или полицейского типов. Таковы, например, государства фашистской Германии, бывшего СССР, Гаити в 1960-1980-х гг., современных Ирака, Корейской Народно-Демократической республики (Северной Кореи) и мно­гих других стран, если брать разные периоды их развития.

Социальное государство, напротив, приоритетно развивает социальную сферу и проводит активную социальную политику с целью улучшения жизни всего населения, благоустройства обще­ства, предупреждения и смягчения конфликтов в нем. Примеры подобных государств - Канада, США, Финляндия, Франция, ФРГ, Швейцария и др.

Отдельного и подробного рассмотрения требует правовое го­сударство. Правовым можно назвать такое государство, при кото­ром вся жизнь общества подчинена закону, а закон направлен на обеспечение всеобщего равноправия и социальной справедливос­ти. Расшифровывая это определение, назовем следующие основ­ные принципы правового государства.

Верховенство и всеобщность закона в обществе, своеоб­разная юрократия в нем. Это означает, во-первых, что только закон (а не отдельные лица и не ведомственные и местные при­казы и инструкции) «правят бал» в жизни общества. А во-вторых, что законы страны являются обязательными для всех: не только для граждан, но и для самого государства, всех его органов и дол­жностных лиц.

Последнее особенно актуально для России, властямкоторой, по многочисленным свидетельствам, издавна присущи распущенность, безответственность, беззаконие, деспотизм. Не случайно еще в 1906 г. русский писатель и публицист Владимир Короленко (1853 -1921) писал, что «закон должен ограждать не только «власть» от нападений со стороны общества, но и общество от посягательств представителей власти».

Правовой характер самих законов, т. е. их высокое пра­вовое качество. Это значит, что законы страны должны отвечать международным правовым стандартам, быть гуманными и спра­ведливыми, должны отражать волю народа и приниматься тоже в законном порядке (через референдумы или парламент, а не распо­ряжением отдельных лиц). Кроме того, правовые нормы должны быть просты и немногочисленны, чтобы не сковывать свободу людей.

Опыт многих стран убеждает, что чем больше в обществе запре­тов и несвободы, тем больше в нем процветают коррупция и пре­ступность. Многочисленные инструкции и ограничения, регулиру­ющие каждый шаг человека, - благоприятнейшая почва для мздоим­ства, произвола и злоупотреблений чиновников. Это для них та са­мая « мутнаяводица», в которой хорошо ловится «рыбка» чиновничьей наживы. Поэтому важно также, чтобы в обществе действовал прин­цип «разрешено все, что не запрещено законом» (а не наоборот:«запрещено все, что не разрешено законом»).

Приоритет прав и свобод человека. Этот принцип означа­ет, что главным в деятельности государства является обеспечение и охрана основных прав и свобод личности в обществе. При этом, однако, равноправие граждан предполагает, что свобода каждого не может быть абсолютной, т. е. имеет определенные пределы. Каждый должен быть свободным ровно настолько, чтобы не ме­шать быть свободными другим. Иначе право одного человека становится бесправием и произволом для другого, превращаясь в одностороннюю привилегию. Например, имеющий право курить или прогревать под окнами мотор своего автомобиля не должен лишать других людей права дышать чистым воздухом.

Взаимоответственность государства и личности. Права человека становятся реальностью лишь тогда, когда они нераз­рывно связаны с обязанностями и ответственностью людей. Иначе они превращаются в перечень благих пожеланий. Права и обязанности, как две стороны одной медали, взаимообуслов­ливают существование друг друга. «Человек имеет права, потому что имеет обязанности», - метко подчеркивал русский фило­соф и историк Борис Чичерин (1828 - 1904). И наоборот: «он имеет обязанности, потому, что имеет права». Право одного человека (скажем, на частную собственность) означает обязан­ности других людей оставлять эту собственность в неприкосно­венности.

Отсюда понятно, почему граждане обязаны соблюдать законы, уважать права и свободы других лиц, сохранять природу и т. д. Те же, кто не выполняет своих гражданских обязанностей, справедливо подвергаются принуждению или наказанию.

Государство тоже ответственно перед личностью и обще­ством за надлежащее исполнение своих функций. Формы этой ответственности различны: • достоверная информация для граж­дан (например, о масштабах и причинах гибели тех, кто служит в армии; об экологических нарушениях в стране; об ошибках в политическом курсе и т. д.), • отчеты органов власти", • опросы и референдумы, оценивающие работу и предложения правительства, • судебное обжалование действий должностных лиц и другие формы.

Легитимностьвласти, то есть се правомерность, закон­ности. Легитимной считается прежде всего (1) власть, сформиро­ванная путем демократических выборов. Но одного этого недо­статочно. Необходимо также, (2) чтобы эта власть была эффек­тивной, обеспечивала стабильность и порядок в обществе, и на­конец, (3) признавалась как внутри страны, так и намеждународном уровне.

Разделение властей. Этот принцип предполагает четкое разделение сфер деятельности и властных полномочий между тре­мя ветвями государственной власти - законодательной, исполни­тельной и судебной. Такое разграничение функций исключает монополию какого-либо органа на власть. Оно служит гарантией прав граждан, ибо человеку противостоит не монолитный и все­сильный государственный аппарат, а внутренне разделенная систе­ма взаимоконтролирующих другдруга органов. Уравновешивая друг друга таким образом, они удерживают чиновников от возможных злоупотреблений и обеспечивают демократичность и стабильность политического строя. При - этом важно вспомнить и о «четвертой власти» в обществе - средствах массовой информации (СМИ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: