Средства массовой информации в демократическом обществе

Под средствами массовой информации понимают те социальные институты и каналы коммуникации, которые обеспечивают систематический сбор, обработку и распространение информации на массовую, аудиторию. Иначе говоря, СМИ (прежде всего печать, радио, телевидение) высту­пают как профессиональный информационный посредник между непрерывным потоком событий и широкой общественностью. Недаром в мире их еще называют mass media (от лат. massa - ком, глыба, масса + medius - средний, находящийся посередине).

Средства массовой информации называют «четвертой влас­тью» потому, что в условиях свободы информации они играют огромную роль в обществе. • Во-первых, они дают возможность людям постоянно быть в курсе всех происходящих в стране и в мире событий. • Во-вторых, знакомят население со всеми существующими точками зрения: от официальных (при­чем в разрезе трех ветвей власти) до оппозиционных, критикую­щих правящие круги. • В-третьих, mass media служат главной трибуной гласности и защиты гражданских нрав, информируя общество о работе органов власти, о возможных злоупотреблениях руководящей элиты, о нарушениях прав и свобод граждан, законности и порядка в обществе и т. п. Они, кроме того,

в-четвертых, являются важным фактором распространения куль­туры в обществе. Наконец, подытоживая, можно сказать, что СМИ,

в-пятых, оказывают решающее воздействие на нравственное игражданское самосознание людей, их социальное поведение, а также на формирование общественного мнения в стране и соот­ветствующего отношения к се политической системе.

При том, однако, нельзя не учитывать, что mass media в любой стране неоднородны. И если одна их часть может действовать цивили­зованно, мудро, благородно, взвешенно и ответственно, то другая (гак называемые желтые, или бульварные, СМИ) демонстрирует подчас неинтеллигентность, пошлость, бессодержательность, примитивизм развязно «похлопывающий по плечу», панибратский, а то и хамский тон. Чего стоит хотя бы такой, с позволения сказать, заголовок одной из английских газет: «Блер застрял в ширинке у Клинтона». Или взять заметку в «Вечерней Москве» (27 февраля 1998 г.) под циничным названием «Немцов уже приготовил лопаты». В ней небрежно и раз­вязным тоном сообщается читателям о подготовке «главного могиль­щика» (Немцова) к захоронению останков (у автора - «костей») мно­гострадальной семьи последнего российского императора Николая II. Упражняясь в лихости изложения, «желтые» словоплеты, видимо, за­бывают о таких понятиях, как чувство меры и такт. В погоне за деше­венькими сенсациями они пренебрегают элементарными нормами морали, бестактно «раздевают» свои жертвы, строят «удобные» для себя домыслы или попросту лгут Подобные газетно-радио-телевизи-онные издания, естественно, опасны и вредят обществу, снижая его интеллектуальный и духовно-нравственный уровень.

В то же время только восхищение и благодарность вызывают те настоящие, честные журналисты, которые отважно рассказывают о мерзостях жизни, нарушениях демократии, свободы и граждан­ских прав людей. Это их запугивают, похищают и убивают те, кто хотел бы бесконтрольно обирать общество. По сообщению радио­станции «Немецкая волна», в 1997 г. в мире погибло 47 журналистом (в том числе 8 российских; по другим данным - 14).

Российские СМИ, по оценкам вдумчивых наблюдателей, пе­реживают во второй половине 1990-х гг. серьезный кризис. Мно­гие десятилетия они находились на «коротком поводке» у бди­тельной КПСС, а после крушения СССР перешли на «беспри­вязное содержание». Это повлияло на иных журналистов самым негативным образом. Они перестали понимать, насколько ответ­ственна и социально значима их профессиональная деятельность, и заметно «пожелтели», потащив за собой вниз и духовный уро­вень общества.

Кроме того, средства массовой информации в сегодняшней России свободны, но не независимы. Многие из них обрели бога­тых хозяев, которые платят и заказывают им свою «музыку». В результате «купленные» СМИ используются как орудие нападе­ния и защиты в борьбе различных финансово-промышленных кланов и с целью манипулирования мнениями людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: