Основные типы партий

Современная политология выделяет множество взаимопереплетающихся типов партий по самым различным признакам. Так, по характеру функционирования партий широко распространено их деление на кадровые и массовыевые. • Кадровые партии отличаются немногочисленностью, свободным членством, отсутствием четкой структуры и членских взносов. Они действуют преимущественно в период предвыборных кампаний и в парламентах, опираясь на профессиональных политиков и финансовую поддержку бизнеса и отдельных граждан.

Массовые партии, напротив, многочисленны, четко органи­зованы, имеют членские взносы и действуют постоянно,выпол­няя прежде всего социальную, идеологическую и политическую функции. Примером первых могут служить демократическая и республиканская партии в США, вторых - социал-демократичес­кие партии в Швеции, ФРГ и некоторых других странах.

По характеру политического поведения в обществе тоже мож­но выделить два основных типа партий. ■ Демократическим партиям присущи уважительное отношение к политическому раз­номыслию и плюрализму в обществе, терпимость (или толерант­ность) к другим партиям и межпартийной конкуренции, готовность к компромиссам и сотрудничеству с другими социальными силами.

В отличие от этого ■ тоталитарные партии стремятся к монопольному положению и господству, абсолютному подчине­нию себе других политических институтов (партий, движений,государства), к искоренению инакомыслия и утверждению единой идеологии в обществе. Для достижения своих целей они старают­ся объединить всех недовольных в обществе и направить все виды социальных протестов в одно русло.

По месту в политической системе, или в зависимости от их участия в осуществлении власти, партии подразделяют на ■ пра­вящие (властвующие) и ■ оппозиционные. Последние, в свою очередь, можно разделить на легальные (разрешенные и зарегис­трированные государством и действующие в рамках закона), полулегальные (не зарегистрированные, но и не запрещенные) и нелегальные, которые запрещены государством и часто действуют в условиях конспирации и подполья.

Оппозиционным партиям часто свойственно своеобразное по­ведение: не обладая властью и ни за что не отвечая, они категоричес­ки отмежевываются от «пагубного курса» правящих кругов, нещадно критикуя его. Так зарабатываются голоса будущих избирателей. Однако придя к власти, бывшие оппозиционеры совершают подчас все те же «пагубные ошибки».

Четвертый признак в нашей схеме классификации политичес­ких партий - их взгляды на характер развития общества. По нему можно условно выделить четыре основных типа партий. Эво­люционные партии отталкиваются от того, что социально-поли­тические структуры общества должны формироваться и развивать­ся на протяжении многих веков путем постепенного и органично­го приспособления старых, традиционных форм к возникающим новым условиям жизни. ♦ Реформистские партии готовы под­талкивать, ускорять процесс эволюционного развития общества проведением в нем необходимых реформ. В отличие от последних революционные партии нацелены на ускорение общественно­го прогресса не только реформами, но и с помощью революций, позволяющих в одночасье избавляться от всего старого и отжив­шего, чтобы строить на их месте новый мир.

Еще одно политическое течение представляют так называ­емые радикалистские партии. Их отличают по меньшей мере три главные особенности. (1) Они ставят перед собой задачу добиться не частичных, а коренных изменений в той или иной области общественной жизни. (2) В достижении своих целей они настроены на радикализм, на применение крайних, «хирургических», насильственных мер (террор, убийства, реп­рессии, взрывы, поджоги, незаконные захваты людей, каких-либо объектов и т. п.). При этом (3) они часто создают напря­женность в обществе, обстановку конфронтации, вражды и непримиримости («кто не с нами - тот против нас»). Именно подобным образом действуют, например, различные экстреми­стские террористические группировки на северо-западе Индии, а также в уже упомянутых Алжире (с. 105) и Соединенном Ко­ролевстве Великобритании и Северной Ирландии (с. 87).

Наконец, отдельного и более подробного рас­смотрения требует типология партий по идео­логическим направлениям. Вначале напомним, что идеология теоретически формулирует, обосновывает и защищает групповые интере­сы и цели людей. Поэтому, строго говоря, сколь­ко в обществе обособленных групп (слоев, классов, этносов, де­мографических, профессиональных и других общностей), столько и идеологий. Вместе с тем, если отбросить нюансы и выделить лишь ключевые моменты, большинство последних можно свес­ти к двум основным направлениям с условными названиями «правое» и «левое».

Как это часто бывает со словами, первоначально термины «ле­вые» и «правые» возникли в конкретной исторической обстановке - в период Великой французской революции (1789-1794), когда в зале на одном из заседаний тогдашнего высшего органа власти Франции слева и справа от председателя по отдельности сконцентрировались противоположные блоки политических сил. Левыми оказались сто­ронники решительных революционных мер (революционеры), пра­выми - те, кто вначале сдерживал революцию, а затем прямо пре­пятствовал ей (контрреволюционеры). Однако позднее термины «ле­вые» и «правые» «зажили своей собственной жизнью» и стали «об­растать» дополни тельными смысловыми оттенками и даже не совсем одинаковым толкованием.

Рассмотрим один из современных вариантов использования этой терминологии. Сторонники правых взглядов выступа­ют за идеалы свободы человека на основе индивидуализма, за самоценность и самостоятельность независимой человеческой личности, а отсюда - за частную собственность и свободное пред­принимательство, за развитие открытых и конкурентных рынков и за то, чтобы каждый достигал своего благополучия сам.

В психологическом плане такие взгляды чаще всею характерны для людей инициативных, творческих, «пробивных», которые обладают предпринимательской жилкой и полны сил, здоровья и способ­ностей «сделать себя» самостоятельно, без помощи извне, лишь бы им не мешали...

В отличие от этого левые идеологии делают упор на коллективизм, единодушие и сплоченность в человеческих отно­шениях, на достижение социальной справедливости и равенства в обществе совместными усилиями людей. Для этого предполага­ются либо ограничение или регулирование частнопредпринима­тельской деятельности, либо даже социализация (обобществление) экономики, а также активное вмешательство государства в соци­ально-экономические процессы с целью обеспечения определен­ного уровня благосостояния для всех.

Левые позиции обычно больше присущи людям с характером исполнителей, предпочитающих быть в жизни не ведущими, а ведо­мыми. Улучшение своего благосостояния они больше связывают не с собственными возможностями, а с ростом богатства всего своего коллектива или общества в целом и со «справедливым» распределе­нием созданных благ (чтобы никого «не обижали» и давали не мень­ше, чем остальным)...

В реальности позиции левых и правых партий с трудом под­даются фиксированию и точному изложению, т. к. они весьма изменчивы как во времени (по периодам), так и в пространстве (от страны к стране и от партии к партии внутри стран) 11 все же можно попытаться их сопоставить, хотя бы на уровне веду­щих тенденций (рис. 6.3).

Среди политических партии правого направления прежде всего выделяются либералы и консерваторы. Идеологические раз­личия между ними больше просматриваются в историческом, чем в сегодняшнем плане.

Либерализм (от лат. liberalis - свободный) возник с развитием капитализма в Европе (XVII - XVIII вв.) как идеология нового классам буржуазии. Промышленникам и купцам нужны были прогрессивные изменения в застойных феодальных порядках, свобода инициативы и предпринимательства, неприкосновенность частной собственности и невмешательство государства в их хозяйственные дела. Поэтому суть либеральных идей - в максимальной индивидуальной свобод а свободе человека от различных внешних навязываний, от каких-либо принуждений со стороны государства, коллектива и общества. Госу­дарству, в частности, отводилась скромная роль «ночного сторожа» охраняющего порядок во взаимоотношениях людей.

Это не значит, что настроенным на индивидуализм либералам нет дела до общественной пользы. Просто они за более рациональ­ный и естественный (а не государственно-принудительный) способ ее достижения. Это особенно важно для экономики. Не надо сопро­тивляться человеческой природе, - страстно убеждал современников шотландский экономист и философ Адам Смит (1723-1790). Не надо искушать людей «запретными плодами» социальных ограничений, делая их «слаще» и привлекательнее. Свобода - вот что способно облегчить «стыковку» своекорыстных интересов людей. Человек эго­истичен и все равно думает прежде всего о своей пользе. Но!Люди настолько взаимосвязаны и взаимозависимы, что,если им не мешать, незамысловатый житейский принцип «ты мне - я тебе» сработает наилучшим образом. А «невидимая рука» рынка (свободные цены, спрос и предложение, конкуренция) заставит их производить друг для друга именно то, что нужно, причем качественнее и дешевле. Таким образом, преследуя свои личные цели, люди одновременно будут творить и благо для всего общества. Отсюда и популярный либеральный лозунг: laissez faire - «не мешайте действовать», или «пусть идет, как идет», или «полная свобода действий».

Консерватизм (от лат. conservare - сохранять, охранять) по­явился на рубеже XVIII - XIX вв. как реакция на хаос и разрушения, вызванные Великой французской революцией (1789 - 1794). Это была, напротив, идеология старого класса - аристократии (родовитой ти­тулованной знати, крупных феодалов), выступавшей за сохранение. статус-кво. за эволюционный путь развития общества, за сильно е государство, способное поддерживать в нем сложившийся исками порядок вещей, сословные различия между людьми, незыблемость частной собственности. Главные социальные ценности, по мнению консерваторов, - нация, религия, брак, семья, собственность и дру­гие морально-правовые основы жизни. Именно они скрепляют и стабилизируют общество.

Что касается современных либералов и консерваторов (теперь уже с приставкой «нео» - новые), то их идеологические позиции имеют много общего; приоритер прав и свобод личности, демок­ратизация общества и свободная экономика, умеренное вмешатель­ство государства в социально-экономическую жизнь. Недаром в развитых странах, где они периодически сменяют друг друга у руля власти [как, например, демократическая (склонная к либерализму) и республиканская (тяготеющая к консерватизму) партии в США], демократия, права и свободы людей и конкуренция, в целом эффек­тивная экономика остаются при любых правительствах.

Основные же расхождения между нынешними либеральными и консервативными партиями касаются роли и функций государ­ства: (1) в какой степени оно может регулировать экономику и (2) каков должен быть объем государственной помощи малоимущим. • Либералы склоняются к большей активности государства в этих сферах, • консерваторы - к меньшей. Последние полагают, что «лучшее правительство то, которое правит меньше», ибо с регу­лированием экономики успешнее справится свободный рынок, а социальная помощь должна быть минимальной, поскольку она разлагает людей, отучая их активно искать работу и много тру­диться, чтобы хорошо зарабатывать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: