Коммунисты и социал-демократы

К представителям политических партий левогонаправления относятся те, которые группируются вокруг «этикетки» социализма. Это прежде всего коммунисты и социал-демократы. Общим первоисточником их идеологий явился ряд учений о социализме XVI - XIX вв. Однако к концу XIX в. линии этих идеологий ра­зошлись. Основной пункт разногласий - отношение к капитализ­му и путям развития социализма. Революция или реформы - вот в чем был тогда главный вопрос.

Это можно проиллюстрировать, вспомнив известный пример с фразой «казнить нельзя помиловать». В ней место запятой имело принципиальное значение, поскольку определяло, жить человеку или не жить. Примерно та же ситуация сложилась в споре коммунистов с социалистами о капитализме. Где поставить запятую во фразе: «казнить нельзя реформировать», имея в виду «разбойничий» капи­тализм того времени? Коммунисты проявили непреклонную революционность: «казнить, нельзя реформировать». У социалистов за­пятая заняла иную позицию: «казнить нельзя, реформировать», опре­делив тем самым их неприятие трагедии революционного разруше­ния и курс на мирное, постепенное, органичное «врастание» социа­лизма в капитализм путем реформ. С тем на рубеже XIX-XX вв. они окончательно разошлись.

В XX в. коммунисты, как известно, с энтузиазмом строили социализм в полутора десятках стран мира, лишив нормальных человеческих радостей треть человечества, уничтожив «бульдозе­ром революции» около 85 млн. людей и целые пласты накоплен­ной веками культуры народов. В конце века несостоятельность практики революционного насаждения коммунизма стала очевид­ной. Это значительно ослабило влияние коммунистических партий во многих (особенно в экономически благополучных) странах.

Социал-демократы были более созидательны и в целом ус­пешнее. Входя в разное время в правительства ряда передовых теперь стран (Австрия, Испания, Норвегия, Финляндия, ФРГ, Швеция и др.), они определенно внесли свой вклад в их процветание. В целях согласования своей политики ведущие социал-демократические партии и организации создали международное объединение - Социалистический Интернационал (Социнтерн). Этот орган успешно действует с 1951 г. (регулярные конгрессы, дискуссии, декларации, предложения по актуальным проблемам современности).

Социалисты не ориентируются на классовую борьбу, рево­люцию, жертвы во имя «светлого будущего», а ставят задачу по­степенного продвижения общества в направлении «демократи­ческого социализма». Социализм, по их представлениям, - не какая-то конечная цель, не спроектированное «идеальное обще­ство» будущего, а процесс бесконечного улучшения («наполне­ния социализмом») сегодняшней жизни в интересах все более широкого круга людей.

В заключение нельзя не отметить, что рассмотренное выше «распределение» партий по левым, правым, радикалистским и другим «полочкам» носит весьма условный, далеко не исчерпыва­ющий и больше теоретико-учебный характер (чтобы отчетливее представить ключевые различия в партийных позициях).

Вот примеры-вопросы. Куда, скажем, отнести христианско-демократические партии, которые подчас связывают воедино нормы религиозной морали и элементы либерально-консервативных, а то и социал-демократических идеологий? А национально-патриоти­ческие движения? Дальше, на какую «полку» поставить фашистов, нацеленных, с одной стороны, на тоталитарность в обществе, полное растворение отдельной личности в человеческих «массах» и повелевание этими «массами» («левизна»), а с другой - на использование капиталистических приемов развития экономики («правизна»)? Наконец, возьмем две одноименные (либерально-демократи­ческие) партии: Японии (ЛДП) и России (ЛДПР). Названия одина­ковы, а позиции?..

И все же, продолжая оговорённую условность теоретических схем, рискнем выстроить обобщающую шкалу политических партий на основе 2-го, 4-го и 5-го признаков в нашей типологии партий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: