В данном разделе необходимо составить операционно-технологическую карту, которая отражает последовательность выполнения операций при различных видах ТО или отдельных видов работ по агрегату или системе автомобиля.
Образец карты приведен в таблице 4.1., 4.2.
Таблица 4.1 - Операционно-технологическая карта
| Наименование операции | Оборудование (наименование, модель) | |||||
| Порядок снятия или замены ………….. | ||||||
| № | Содержание операции | Технологический режим | Трудоемкость чел./час | Исполнитель | Приспособление Инструмент | |
| 1. | ||||||
| 2. | ||||||
| 3. | ||||||
| 4. |
Таблица 4.2 - Операционно-технологическая карта на ТО
| Наименование операции | Оборудование (наименование, модель) | |||||
| Техническое обслуживание ………… | ||||||
| № | Содержание операции | Технологические условия | Трудоемкость чел./час | Исполнитель | Приспособление Инструмент | |
| 1. | ЕО | |||||
| 2. | ТО-1 | |||||
| 3. | ТО-2 | |||||
| 4. | СО |
Таблица 4.3 - Операционно-технологическая карта на основные неисправности и их устранение…….
| Наименование операции | Оборудование (наименование, модель) | |||||
| Основные неисправности ………… | ||||||
| № | Признак неисправности | Возможные неисправности | Способ устранения | инструмент, приспособление | Профессия исполнителя | Трудоемкость чел./час |
| 1. | ||||||
| 2. | ||||||
| 3. | ||||||
| 4. |
Охрана труда.
Санитарно-технические мероприятия.
В этом разделе курсового проекта необходимо дать оценку основным мероприятиям по охране труда, предусматривающим полную безопасность выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей.
Рекомендуется обратить внимание на следующие вопросы:
- специфические особенности работы соответствующей зоны ТО, цеха;
- источники повышенного шума, ядовитых веществ, пожарной опасности;
- требования к оборудованию, инструментам.
Необходимо осветить общие вопросы и требования по охране труда и производственной санитарии и дать рекомендации конкретного характера для объекта проектирования.
- Опасные производственные факторы (ОПФ) на проектируемом участке;
- Вредные производственные факторы (ВПФ) на проектируемом участке.
Основные правила электробезопасности на проектируемом участке.
Основные правила пожаробезопасности на проектируемом участке.
Графическая часть проекта
Графическая часть проекта выполняется на листе формата А1. В графической части должны быть представлены:
1. План объекта проектирования.
- перечень используемого оборудования;
- условные обозначения, принятые на плане.
План объекта проектирования должен быть выполнен с указанием размеров участка в масштабе уменьшения (1:20, 1:25, 1:40, 1:75, 1:100) с таким расчетом, чтобы он занимал примерно ¾ от общей площади листа. На участке необходимо указать установочные (привязочные) размеры стационарного технологического оборудования в плане, ширину проездов и канав, расстояния между оборудованием и строительными конструкциями здания, а также при необходимости, расстояние между автомобилем и оборудованием.
Технологическое оборудование и организационная оснастка на плане должны быть обозначены позициями, а их перечень представлен в спецификации, которая должна располагаться над основной надписью и примыкать к ней.
2. Технологическая карта (операционно-технологическая карта)
Заключение
В этом разделе необходимо проанализировать и показать достоинства предлагаемых решений по объекту проектирования. Сделать вывод о том, какое влияние на техническое состояние автомобилей оказывает своевременное и качественное проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту.
Указать влияние выполнения курсового проекта на закрепление и усовершенствование знаний по дисциплинам. Техническое обслуживание автомобилей, Ремонт автомобилей, Автомобили, Инженерная графика, Охрана труда.
Приложение 1
Периодичность технического обслуживания и нормативы пробега подвижного состава.
| Типы подвижного состава | Периодичность, км | Пробег до капитального ремонта,тыс,км | ||
| ЕО | ТО – 1 | ТО - 2 | ||
| Автомобили легковые | По наппрва По среднесписочному пробегу (l cc) | 240 (ГАЗ- 24) 120 (ВАЗ) | ||
| Автобусы | 305 (ЛиАЗ) 240 (Икарус) | |||
| Автомобили грузовые | 160 (ГАЗ-53А) 240 (ЗИЛ-130) 270 (КамАЗ) | |||
| Прицепы и полуприцепы |
Приложение 2
Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава
| Типы подвижного состава | Трудоемкость | |||
| Разовая, технического обслуживания, чел.-ч. | Удельная текущего ремонта, чел.ч./тыс.км. | |||
| ЕО | ТО-1 | ТО-2 | ||
| Автомобили легковые: малого класса среднего класса | 0,20 0,25 | 2,50 2,80 | 10,10 10,80 | 2,90 3,20 |
| Автобусы: ЛиАЗ МАЗ-103 | 0,50 1, 00 | 8,00 14,00 | 33,40 50,40 | 6,30 10,00 |
| Автомобили грузовые: МАЗ-54329 КамАЗ - 5320 | 0,35 0,30 | 4,50 3,80 | 16,50 15,00 | 7,20 6,90 |
Приложение 3
Продолжительность простоя подвижного состава в ТО, ТР и КР
| Типы подвижного состава | Простой в ТО и ТР на 1000 км пробега | Простой в КР, календарных дней |
| Автомобили легковые | 0,15 - 0,25 | 15 - 18 |
| Автобусы особо малого, малого и среднего классов | 0,20 - 0,30 | 18 - 20 |
| Автомобили грузовые особо малой, малой и средней грузоподъемности | 0,25 - 0,35 | 12 - 15 |
| Автомобили грузовые большой и особо большой грузоподъемности | 0,30 - 0,40 | 18 - 22 |
| Прицепы и полуприцепы | 0,1 | 10 - 12 |
Приложение 4
Распределение трудоемкости ТО и ТР автомобилей по видам работ
(по ОНТП-АТП-СТО-80), %
| Виды работ | Легковые автомобили | Автобусы | Грузовые автомобили | Вне- дорожные автомобили | Прицепы и полуприцепы |
| ЕЖЕДНЕВНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ | |||||
| Уборочные | 80-90 | 80-90 | 70-90 | 70-80 | 60-75 |
| Моечные | 10-20 | 10-20 | 10-30 | 20-30 | 25-40 |
| ИТОГО: | |||||
| ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ № 1 | |||||
| Диагностические | 12-16 | 5-9 | 8-10 | 5-9 | 3,5-4,5 |
| Крепежные | 40-48 | 44-52 | 32-38 | 33-39 | 35-45 |
| Регулировочные | 9-11 | 8-10 | 10-12 | 8-10 | 8,5-10,5 |
| Смазочные, | |||||
| заправочно- | |||||
| очистительные | 17-21 | 19-21 | 16-26 | 20-26 | 20-26 |
| Электротехни- | |||||
| ческие | 4-6 | 4-6 | 10-13 | 8-10 | 7-8 |
| По системе | |||||
| питания | 2,5-3,5 | 2,5-3,5 | 3-6 | 6-8 | - |
| Шинные | 4-6 | 3,5-4,5 | 7-9 | 8-10 | 15-17 |
| ИТОГО: | |||||
| ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ № 2 | |||||
| Диагностические | 10-12 | 5-7 | 6-10 | 3-5 | 0,5-1 |
| Крепежные | 36-40 | 46-52 | 33-37 | 38-42 | 60-66 |
| Регулировочные | 9-11 | 7-9 | 17-19 | 15-17 | 18-24 |
| Смазочные, | |||||
| заправочно- | |||||
| очистительные | 9-11 | 9-11 | 14-18 | 14-16 | 10-12 |
| Электротехни- | |||||
| ческие | 6-8 | 6-8 | 8-12 | 6-8 | 1-1,5 |
| По системе | |||||
| питания | 2-3 | 2-3 | 7-14 | 14-17 | - |
| Шинные | 1-2 | 1-2 | 2-3 | 2-3 | 2,5-3,5 |
| Кузовные | 18-22 | 15-17 | - | - | - |
| ИТОГО: | |||||
| ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ | |||||
| Работы, выполняемые на постах зоны ремонта | |||||
| Диагностические | 1,5-2,5 | 1,5-2,0 | 1,5-2,0 | 1,5-2,0 | 1,5-2,0 |
| Регулировочные | 3,5-4,5 | 1,5-2,0 | 1,0-1,5 | 2,5-3,5 | 0,6-1,5 |
| Разборочно- | |||||
| сборочные | 28-32 | 24-28 | 32-37 | 29-32 | 28-31 |
| Работы, выполняемые в цехах (и частично на постах) | |||||
| Агрегатные | 13-15 | 16-18 | 18-20 | 17-19 | - |
| в том числе: | |||||
| - по ремонту | |||||
| двигателя; | 5-6 | 6,5-7 | 7-8 | 7-8 | - |
| - по ремонту | |||||
| сцепления, | |||||
| карданной | |||||
| передачи, стоя- | |||||
| ночной тормозной | |||||
| системы, редукто- | |||||
| ра, подъемного | |||||
| механизма; | 3,5-4 | 4-5 | 5-5,5 | 4,5-5 | - |
| - по ремонту руле | |||||
| вого управления, | |||||
| переднего и | |||||
| заднего мостов, | |||||
| тормозных систем | 4,5-5 | 5,5-6 | 6-6,5 | 5,5-6 | - |
| Слесарно- | |||||
| механические | 8-10 | 7-9 | 11-13 | 7-9 | 12-14 |
| Электротехни- | |||||
| ческие | 4-4,5 | 8-9 | 4,5-7 | 5-7 | 1,5-2,5 |
| Аккумуляторные | 1-1,5 | 0,5-1,5 | 0,5-1,5 | 0,5-1,5 | - |
| Ремонт приборов | |||||
| системы питания | 2-2,5 | 2,5-3,5 | 3-4,5 | 3,5-4,5 | - |
| Шиномонтажные | 2-2,5 | 2,5-3,5 | 3-4,5 | 3,5-4,5 | - |
| Вулканизацион- | |||||
| ные | 1-1,5 | 0,5-1,5 | 0,5-1,5 | 1,5-2,5 | 1,5-2,5 |
| Кузнечно- | |||||
| рессорные | 1,5-2,5 | 2,5-3,5 | 2,5-3,5 | 2,5-3,5 | 8-10 |
| Медницкие | 1,5-2,5 | 1,5-2,5 | 1,5-2,5 | 1,5-2,5 | 0,5-1,5 |
| Сварочные | 1-1,5 | 1-1,5 | 0,5-1,0 | 1-1,5 | 3-4 |
| Жестяницкие | 1-1,5 | 1-1,5 | 0,5-1,0 | 0,5-1,0 | 0,5-1,5 |
| Сварочно- | |||||
| жестяницкие | |||||
| (постовые) | 6-8 | 6-7 | 1-2 | 3,5-4 | 8-10 |
| Арматурные | 3,5-4,5 | 4-5 | 0,5-1,5 | 0,5-1,5 | 0,5-1,5 |
| Обойные | 3,5 | 2-3 | 1-2 | 0,5-1,5 | - |
| Деревообраба- | |||||
| тывающие | - | - | 2,5-3,5 | - | 16-18 |
| Малярные | 6-10 | 7-9 | 4-6 | 2,5-3,5 | 5-7 |
| ИТОГО: |
Примечание:
1. Распределение трудоемкости ЕО приведено при выполнении мойки автомобилей механизированным способом.
2. Распределение трудоемкости ТО и ТР для грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов приведено применительно к подвижному составу с деревянными кузовами.
3. Распределение агрегатных работ ТР приведено не по ОНТП-АТП-СТО-80 и может меняться в зависимости от условий работы конкретных АТП.
Приложение 5
Режим работы и годовые фонды времени производственных рабочих
по (ОНТП-01-86)
| Наименование профессий работающих | Продолжительность | Годовой фонд времени рабочих, ч. | ||
| рабочей недели | основного отпуска | номиналь- ный | эффек- тивный | |
| Водитель легкового автомобиля, кондуктор автобуса, уборщик и мойщик подвижного состава; грузчик, стропальщик, комплектовщик, кладовщик, экспедитор. | ||||
| Водитель грузового автомобиля грузоподъемностью до 3-х т, слесарь по ТО и ТР подвижного состава, обойщик, столяр-деревообработчик, арматурщик, жестянщик, станочник по металлообработке, слесарь по ремонту агрегатов, узлов и деталей, смазчик-заправщик, электрик, слесарь по ремонту приборов системы питания (кроме двигателей, работающих на этилированном бензине), шиномонтажник, слесарь по ремонту оборудования и инструмента, кладовщик агрегатов, узлов, деталей, шин, смазочных лакокрасочных материалов, химикатов (кроме кладовщиков ГАС), водитель автоэлектропогрузчика, машинист крана ГАС, | ||||
| Водитель автобуса, грузового автомобиля грузоподъемностью 3 т и более, внедорожного автомобиля-самосвала, кузнец-рессорщик, медник, газоэлектросварщик, слесарь по ремонту приборов системы питания двигателей, работающих на этилированном бензине; вулканизаторщик, аккумуляторщик. | ||||
| Маляр. |
Примечание.
1. Продолжительность рабочей смены производственного персонала не должна превышать 8,2 часа. Допускается увеличение рабочей смены работающих при общей продолжительности работы не более 41 часа в неделю.
2. Приведенные в таблице эффективные годовые фонды времени не распространяются на работающих в районах Крайнего Севера и других, приравненных к ним районах.
Приложение 6
Среднее число рабочих на одном посту
| Вид воздействия | Число рабочих | ||
| Автомобили грузовые | Автомобили легковые | Автобусы | |
| Ежедневное обслуживание | |||
| Уборка | 1-2 | 2-3 | 3-6 |
| Шланговая мойка | 1-2 | ||
| Механизированная мойка | |||
| ТО-1 и ТО-2 | |||
| Поточный метод | 3-4 | 3-4 | 4-5 |
| На тупиковых постах | 2-3 | 2-3 | 2-4 |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Крамаренко Г.В. Техническая эксплуатация автомобилей. Учебник для вузов. - М.: Транспорт, 2011.
2. Кузнецов Ю.М. Охрана труда на авторемонтных предприятиях. – М.: Транспорт, 2011.
3. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. - Транспорт, 2012.
4. Суханов Б.Н., Борзых И.О., Бедарев Ю.Ф. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. – М.: Транспорт, 2011.
5. Фастовцев Г.Ф. Организация технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей. Учебник для автотранспортных техникумов. – М.: Транспорт, 2012г.
6. Гаражное и авторемонтное оборудование. Каталог – справочник. – М.: Транспорт, 2011.