Общество и информация.
Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной и невещественной форме.
Информационный продукт может распространяться такими же способами как и иной материальный продукт, например услугами. Информационные услуги – получение и представление в распоряжение пользователя информационных продуктов. При предоставлении услуги, формально заключается договор и т.д.
Информационные услуги возникают только при наличии баз данных (компьютерных и не компьютерных) – это совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.
Основные виды информационных услуг:
1. выпуск информационных изданий;
2. ретроспективный поиск информации – целенаправленный по заявке пользователя поиск информации в базе данных и доставка найденной информации.
3. услуги научно-технической информации (переводы, обзоры);
4. динстанционный доступ к удаленным БД.
5. подготовка и окозание информационных услуг (ПО, ИТ, ИС и т.д.)
6. предоставление первоисточника.
Основные факторы развития современного производства, требующие развития информационных технологий:
- увеличение интеллектуального продукта, производимого обществом;
- информированность разработчиков новой техники;
- информационная обеспеченность лиц, принимающих решения;
- повышение эффективности функционирования руководящего аппарата.
Три "симптома" начала перехода передовых стран на качественно новый этап технологического развития - "век информации":
- быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний;
- материальные затраты на хранение, передачу и переработку информации начинают превышать аналогичные затраты на энергетику;
- человечество впервые в истории становится реально наблюдаемым на астрономических расстояниях "космическим фактором" - уровень радиоизлучения планеты Земля на отдельных участках радиодиапазона приближается по яркости к уровню радиоизлучения Солнца.
ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ОБЩЕСТВА И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Завершается век энергетики и на его смену в соответствии с прогнозом Н. Винера приходит век информатики. Первый век текущего тысячелетия войдет в историю человечества как век завершения перехода из индустриального общества в общество информационное. Процесс перехода, получивший название информатизации, интенсивно реализуется во всех странах мирового сообщества. Прогнозы ученых позволяют утверждать, что большинство западноевропейских стран и с некоторым отставанием и Россия не позднее середины будущего столетия перейдут в информационное общество. Исчерпывающей характеристики информационного общества пока не существует, но предполагают, что в таком обществе будут полностью удовлетворены информационные потребности населения. В настоящее время эти потребности еще не осознаны и в значительной степени не сформированы. Будущий век будет отличаться глобальной технологизацией передовых стран, что определяется не только развитием материальной базы, но и уровнем интеллектуализации общества, его умением создавать, применять и сохранять новые знания. Изменится и структура знаний: доля традиционных знаний уменьшится с 70 до 40%, прагматических — с 15 до 10%, но возрастет доля новых знаний с 5 до 15% и знаний, направленных на развитие творческих способностей личности — с 3 до 25%.
Наряду с существующими проблемами в XXI в. прогнозируется возникновение информационного неравенства, что можно преодолеть путем формирования новой информационной культуры общества, как совокупности правил поведения в информационном обществе, коммуникационной среде, человеко-машинных системах, вписывающихся в мировую гуманистическую культуру человечества. Информатизация общества базируется на достижениях информатики, в которой как в научном направлении можно выделить три уровня:
· физический - программно-аппаратные средства вычислительной техники и техники связи;
· логический - информационные технологии;
· прикладной - пользовательские информационные системы.
Информатика как фундаментальная наука занимается разработкой методологии создания информационного обеспечения процессов управления любыми объектами на базе компьютерных информационных систем. Выделяются основные направления:
· разработка сетевой структуры,
· компьютерно-интегрированные производства,
· экономическая и медицинская информатика,
· информатика социального страхования и окружающей среды,
· профессиональные информационные системы.
Достижения информатики на этих уровнях и определяют прогресс в продвижении к информационному обществу.
Экономической основой информационного общества являются отрасли информационной индустрии (телекоммуникационная, компьютерная, электронная, аудиовизуальная), которые переживают процесс технологической конвергенции и корпоративных слияний.
Правовой основой информационного общества являются законы и нормативные акты, регламентирующие права человека на доступ к информационным ресурсам, технологиям, телекоммуникациям, защиту интеллектуальной собственности, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, информационную безопасность.
Технологической основой информационного общества являются телекоммуникационные и информационные технологии.
Своеобразие новой стадии развития информационной среды проявляется в широком использовании понятия информационного пространства, но, как и в случае с понятием информации, не существует четкого его определения. Наиболее распространенным является понимание информационного пространства как обычного Метрического (физического, географического и т.п.).
В истории развития цивилизации прошло несколько информационных революций _ преобразование общественных отношений из-за координальных изменений в сфере обработки информации:
1. изобретение письменности;
2. середина 16 в., изобретение книгопечатания;
3. конец 19 в., изобретение электричества;
4. 70-е годы 20 в., изобретение микропроцессорной техники.