Активные методы обучения имеют существенные преимущества перед традиционными методами, так как в памяти человека остается 10 % того, что он слышит, 50 % того, что видит и 90 % того, что делает. Среди активных методов обучения все большее развитие и широкое применение получают деловые игры (ДИ).
Деловая игра – это воспроизведение деятельности менеджеров всех у3ровней, игровое моделирование систем управления.
Деловая игра – процесс выработки и принятия решения в условиях поэтапного многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, дополнительно поступающей и вырабатываемой на отдельных шагах в ходе игры. Параметры ограничений от шага к шагу могут изменяться, в связи с чем создаются новые частные производственные ситуации, решение которых должно подчиняться общей цели ДИ.
ДИ в отличие от других методов обучения позволяют более полно воспроизводить деятельность хозяйственных руководителей и специалистов, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов, принимать решение и определять механизм его реализации.
В соответствии с целями использования ДИ бывают:
1. Учебные.
2. Производственные.
3. Исследовательские.
Учебные ДИ применяются для развития навыков и умений по практическому использованию теоретических знаний. Они позволяют активизировать учебный процесс и существенно ускорить формирование теоретических знаний и практических умений и навыков. Участники учебной ДИ должны постоянно ощущать важность решаемой проблемы и понимать, что подобные проблемы им придется решать на своем рабочем месте.
Производственные ДИ - их цель в том, чтобы отработать систему управления на предприятии, выработать организационный механизм внедрения новых методов хозяйствования, спрогнозировать дальнейшее развитие предприятия и т.д. В состав группы включаются непосредственно участники данной проблемы.
Исследовательские ДИ используются при проверке гипотез, новых принципов организации и технологии и т.д.