Научные подходы и классификация методов оценки вероятности и прогнозирования банкротства

В зарубежных научных направлениях оценки вероятности и прогнозирования банкротства отчетности выделяют пять относительно самостоятельных подходов, научных школ. Такое деление является достаточно условным, поскольку в той или иной степени эти подходы пересекаются и взаимно дополняют друг друга:

1. школа эмпирических прагматиков (empirical Pragmatists School);

2. школа статистического финансового анализа (Ratio Statisticians School);

3. школа мультивариантных аналитиков (Multivariate Modelers School);

4. школа аналитиков, занятых диагностикой банкротства компаний (Distress Predictors School);

5. школа участников фондового рынка (Capital Marketers School).

Школа эмпирических прагматиков. Представители первой школы (например, Роберт Фоулк), работая в области анализа кредитоспособности компаний, пытались обосновать набор относительных показателей, пригодных для анализа. Их цель состояла в отборе таких индикаторов, которые могли бы помочь аналитику ответить на вопрос, сможет ли компания расплатиться по своим краткосрочным обязательствам. Данный аспект анализа деятельности компании рассматривался представителями этой школы как наиболее важный, поэтому анализ базировался на показателях оборотных средств, собственного оборотного капитала, краткосрочной кредиторской задолженности. Важным вкладом представителей этой школы в теорию систематизированного анализа финансовой отчетности является то, что они впервые рассчитали по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности многообразие аналитических коэффициентов, которые стали полезными для принятия управленческих решений финансового характера.

Школа статистического финансового анализа. Появление второй школы связывают с работой Александра Уолла, посвященной разработке критериев кредитоспособности. Главная идея представителей этой школы состоит в том, что аналитические коэффициенты, рассчитанные по данным бухгалтерской отчетности, должны соответствовать определенным нормативным значениям или диапазонам значений. Целью исследований стала разработка подобных нормативов для коэффициентов в разрезе отраслей, подотраслей и групп однотипных компаний на основе использования статистических методов.

Школа мультивариантных аналитиков. Идеи теории анализа финансовой отчетности представителей третьей школы (например, Джеймса Блисса, Артура Винакора) базируются на взаимосвязи частных коэффициентов, характеризующих финансовое состояние и эффективность текущей деятельности компании, и обобщающих показателей финансово-хозяйственной деятельности. Главная задача этой школы состоит в построении пирамиды (системы) финансовых показателей и разработке на ее основе имитационных моделей.

Школа аналитиков, занятых диагностикой банкротства компаний. Представители четвертой школы сделали основной упор на анализе финансовой устойчивости компании, предпочитая перспективный анализ ретроспективному. По их мнению, ценность бухгалтерской отчетности заключается исключительно в ее способности обеспечить предсказуемость возможного банкротства. Первые попытки анализа деятельности фирм-банкротов были предприняты в 30-е годы, в наиболее законченном виде методика и техника прогнозирования банкротства представлена в работах Эдварда Альтмана и Уильяма Бивера.

Школа участников фондового рынка. Пятая школа представляет собой самое новое по времени появление научного направления в систематизированном анализе финансовой отчетности. Последователи этой школы (например, Джордж Фостер) считают, что ценность отчетности состоитв возможности ее использования для прогнозирования уровня эффективности инвестирования в те или иные ценные бумаги и степени связанного с ним риска.

Современная экономическая наука и практика имеют достаточно большое число разработанных методов прогнозирования финансового состояния с позиции возможности банкротства хозяйствующего субъекта.

Все методы оценки вероятности и прогнозирования банкротства можно классифицировать следующим образом:

1. По степени формализуемости:

- количественные методы;

- качественные методы;

- комбинированные методы.

2. По характеру зависимости результирующего и факторного признаков:

- детерминированные;

- стохастические.

3. По составу критериев:

- однокритериальные;

- многокритериальные.

4. По возможности практического применения к сферам деятельности организации:

- общерекомендуемые;

- специальноориентированные.

5. По степени доступности используемой информации:

- внутренние;

- внешние.

6. По характеру получаемой информации:

- предсказательные;

- описательные.

Количественные методы предполагают построение факторной модели, позволяющей обнаружить и количественно оценить кризисные тенденции.

Качественные методы основаны на построении системы неформализованных признаков, логический анализ которого позволяет сделать вывод о наличии вероятности банкротства.

Комбинированные методы сочетают признаки первых двух методов.

Наиболее распространены количественные методы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: