Предварение Божественной литургии последованием 3 и 6 часа

На 3 часе (к-рый соответствует у нас 9 часу утра) воспоминаются события из последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа: надругание над Ним и бичевание Его после Суда у Пилата.

Кроме того, 3 час посвящен воспоминанию события сошествия Святого Духа на апостолов, совершившегося в этот час в день Пятидесятницы. "Сие же размышляя, - повелевает Учительное известие священнослужителю, - прилежно Богу да молится - яко да подаст и ему Духа Святаго, яко же и Святым Апостолом", сообразно с этими воспоминаниями избраны и псалмы для 3 часа: пс. 16 - "Услыши, Господи, правду мою…", пс.24 "К Тебе, Господи, воздвигох душу мою…", 50 пс. "Помилуй мя, Боже…".

В 16 и 24 псалмах изображается страдальческий путь земной жизни Спасителя среди врагов: "Изгонящии мя ныне обыдоша Мя…" (Пс. 16, 10). В 50 пс. - раскаяние в грехах и молитва о ниспослании нам Святого Духа: "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей…" (Пс. 50).

На 6 часе (к-рый соответствует у нас 12 часу дня) совершается воспоминание о добровольных страданиях и распятии на Голгофе Господа нашего Иисуса Христа. Соответственно этим воспоминаниям избраны и псалмы:

№ Наименование псалма Содержание псалма

53 "Боже, во имя Твое спаси мя…" Пророчески указывается на предательство и страдания Спасителя

54 "Внуши, Боже, молитву мою…"

90 "Живый в помощи Вышняго…" Благовествует о надежде и уповании на Бога

Богослужения, совершаемые в 3 и 6 часы, освящены самыми апостолами.

Из книги Деяний мы узнаем, что св. апостолы время 3 и 6 часов считали временем молитвы (Деян. 2, 15; 10, 9).

Часы

К числу повседневных служб принадлежат также совершаемые по уставу ежедневно часы 1,3,6 и 9. Каждый из этих «часов» совершается в память известных событий, для нас спасительных.

Подробно об этом говорит «Известие Учительное», помещаемое в конце служебника. В 1й час, соответствующий по нашему счету 7-ми часам утра, вспоминается, как Господь Иисус Христос был веден в претор от Каиафы к Пилату, «яко злодей, Благодетель связанный, и како тамо всего мира Судия от беззаконных архиереев и старцев иудейских оболган и от неправедного судии осужден бысть». 1-й час был установлен, как считает проф. М. Скабалланович, в 4 в в Палестин. монастырях.

При совершении 3 часа, к-рый соответствует по нашему счету 9-ти часам утра, мы вспоминаем, как Спаситель был судим Пилатом, претерпел там бесчисл. поругания, заушения, бичевания и увенчание терновным венцом. Вместе с этим вспоминается и происшедшее в этот час, по свидетельству книги Деяний Апостольских, великое событие сошествия Св. Духа на Апостолов. В соответствии с этим подобраны и соответствующие псалмы: пс.16 «Услыши, Господи, правду мою…», пс.24 «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою…» и пс.50 «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…» В них с молением о том, чтобы Господь научил ходить по стезям Его, изображается страдальческий путь земной жизни Спасителя среди врагов, молитвенный вопль Его, виновность пред Богом людей и раскаяние во грехах, а также молитва о ниспослании нам Св. Духа. В древних Часословах, начиная с известного Часослова Синайской библиотеки 8 в, для 3 часа указываются нынешние псалмы, а также и тропари (см. «Толковый Типикон», М. Скабаллановича).

При совершении 6 часа, к-рый соответствует по нашему 12-ти часам дня, мы вспоминаем происшедшее в этот час распятие Господа на кресте посреди 2х разбойников, надругательства воинов и мимоходящих над страдавшим Господом и тьму, покрывшую тогда землю. Сообразно с этим, положены и псалмы: 53-й «Боже, во Имя Твое спаси мя…» 54-й «Внуши, Боже, молитву мою…» и 90-й «Живый в помощи Вышняго…» В них приносится молитва Господу с упованием на помощь Его и пророчески указывается на предательство Иуды, на ненависть иудеев, искавших смерти Господа, на страдания Спасителя душевные и телесные, указывается и на мрак, к-рый покрыл землю от 6-го до 9-го часа, а затем изображается счастье людей, обращающихся к помощи Божией. В древнейших рукописных Часословах псалмы 6-го часа совпадают с теперешними, как это указано выше, относительно 3-го часа.

При совершении 9 часа вспоминается смерть Спасителя на кресте, колебание земли, восстание мертвых от гробов и прободение копием ребра Господня. Сообразно с этим читаются псалмы: 83-й «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил…», 84-й «Благословил еси, Господи, землю Твою…» и 85-й «Приклони, Господи, ухо Твое и услыши мя…» В них изображаются селения Господа сил и пламенное желание войти в них, излагается пророчество об искуплении людей Господом и находится указание о сошествии Спасителя во ад. История происхождения 9 часа тоже, как и др. часы: 1, 3, и 6, относится рядом церковных писателей, а также это можно наблюдать и по сохранившимся памятникам, к 4 в и последующему времени.

Все эти 4 часа составлены по одинаковому плану: сначала следуют 3 псалма, заключающиеся троекратным «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», затем идет тропарь часа к-рый употребляется только Великим постом, в то время как обычно, вместо него, читается тропарь праздника или святого дня, затем на «и ныне» богородичен часов, Трисвятое по «Отче наш», особые тропари, также читающиеся только Великим постом, а обычно заменяемые кондаком праздника или святого дня, 40 раз «Господи, помилуй», заключительная молитва, общая для всех часов, повечерия и полунощницы: «Иже на всякое время и на всякий час …» опять троекратное «Господи, помилуй», «Честнейшую Херувим», «Именем Господним благослови, отче» и возглас иерея: «Боже, ущедри ны …» или: «Молитвами святых отец наших …» В заключение каждого часа читается особая, специально для данного часа заключительная, молитва. 1-й час почти всегда соединяется с утреней, 3-й и 6-й час, соединенные вместе, читаются перед литургией, а 9-й час, к-рым заканчивается день, читается перед вечерней.

Бывает иногда и др. порядок чтения часов. Так 3 раза в году бывает чтение Царских часов: в Великую пятницу, в Навечерие Рождества Христова и в Навечерие Богоявления (или в пятницу перед этими праздниками, если навечерие придется в субботу или воскресенье). Царские часы имеют ту особенность, что на них 2 псалма из 3х особые, пророческого содержания, и после богородична на каждом часе поются особые предпразднственныя стихиры, возглашается прокимен, читается паремия, Апостол и Евангелие, и читаются все эти часы: 1, 3, 6 и 9, подряд, составляя одну службу вместе с последующими изобразительными.

Великим постом и во всех случаях, когда вечерня соединяется с литургией, подряд один за другим следуют часы: 3, 6 и 9, а потом изобразительные.

Каждый час имеет после себя особое последование, к-рое составляет как бы его продолжение и называется «Междочасием», или «Почастием». Каждое междочасие так же, как и час, состоит из чтения предначинат. молитв, 3х псалмов, Трисвятого по «Отче наш», тропаря, «Господи, помилуй» 40 раз, «Честнейшую херувим…» возгласа свящ-ка и заключит. молитвы; нет только молитвы: «Иже на всякое время». Молитвословия междочасий помещены в Следованной Псалтири и Иерейском Молитвослове. По уставу, междочасия совершаются только в седмичные, и притом будничные, дни. Отменяются междочасия в период времени празднования Рождества Христова и Богоявления с 20 декабря по 14 января, в седмицы мясопустную и сырную, в течение всей Страстной и Пасхальной седмицы, а также седмицы, следующей за праздником Пятидесятницы. В настоящее время междочасия почти повсюду вышли из употребления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: