Канон молебный на исход души

Правосл. Церковь напутствует своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения и, кроме того, в минуты разлучения души с телом совершает над ним и молебное пение на исход души. В лице свящ-ка Церковь приходит к одру умирающего, прежде всего стараясь о том, чтобы у него не осталось на совести забытого или неисповеданного греха или злобы к кому-либо из близких. Поэтому, если умирающий давно не исповедался и находится в сознании, свящ-к задает ему соответствующие вопросы в такой форме, чтобы ответ мог быть односложным.

Затем начинается последование на исход души, состоящее из канона и молитв, обращенных к Господу Иисусу Христу и Пречистой Богородице. Начинается последование возглáсом: «Благословен Бог наш...», затем Трисвятое по «Отче наш...», «Господи, помилуй» (12 раз), «Приидите, поклони΄мся...» (трижды) и пс. 50-й: «Помилуй мя, Боже...»

Молчат уста умирающего, но Церковь от его лица изображает всю немощь грешника, готового покинуть мир, и поручает его Пречистой Деве, помощь Которой призывается в стихах канона.

«Каплям подобно дождевным, злии и мáлии дние мои, летним обхождением оскудевáюще, помалу исчезают уже, Владычице, спаси мя (п. 1, тр.1).

Cе время помощи, се время Твоего заступления, се, Владычице, время, о нем же день и нощь припáдах тепле и моляхся Тебе (п. 1, тр. 5).

Вшедше, святии мои Ангели, предстаните сýдищу Христову, колене свои мысленнии преклоньше, плачевне возопийте Ему: помилуй, Творче всех, дело рук Твоих, Блаже, и не отрини его (п. 5, тр. 4).

Устнé мои молчат, и язык не глаголет, но сердце вещает: огнь бо сокрушения, cue снедая, внутрь возгорается, и гласы неизглаголанными Тебе, Дево, призывает» (п. 6, тр. 1).

«Подобно каплям дождевым, злые и малые дни мои, оскудевая понемногу с течением лет, уже исчезают, – Владычице, спаси меня.

Время помощи Твоей пришло, Владычице, время Твоего заступничества, время, о к-ром я припадал к Тебе в теплых молитвах день и ночь.

Придите, Ангелы мои святые, предстаньте пред судом Христа, преклоньте мысленные свои колени и, плача, воззовите к Нему: Создатель всех, помилуй дело рук Твоих, Благтй, и не отринь его.

Уста мои молчат и не молвит язык, но сердце вещает, что огонь сокрушения, снедая его, разгорается, и оно призывает Тебя, Дево, гласом неизреченным».

Вера в приближение ангелов и демонов к душе человека в момент разлучения ее с телом издревле была присуща Правосл. Церкви.

«При разлучении души нашей с телом, – говорит св. Кирилл, архиеп. Александрийский (444), - предстанут пред нами с одной стороны воинства и Силы небесные, с другой - власти тьмы, злые миродержатели, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел... Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет и в смятении и в ужасе будет искать себе защиты у ангелов Божиих, но и будучи принята св. ангелами, и под кровом их протекши воздушное пространство, и вознесшись на высоту, она встретит различные мытарства (как бы нек-рые заставы или таможни, на к-рых взыскиваются пошлины), кои будут преграждать ей путь в Царствие, будут останавливать и удерживать ее стремление к нему» («Слово на исход души», Следованная Псалтирь).

По 6-й песни канона положен кондак, глас 6, творения св. Андрея, архиеп. Критского (712):

«Душе моя, душе моя, востани, что спиши, конец приближается, и нýжда ти молвити; воспряни΄ убо, да пощадит тебе Христос Бог, Иже везде сый и вся исполняяй».

«Душа моя, душа моя, востани, что спишь, конец приближается, тебе нужно молвить, воспрянь теперь, да пощадит тебя Христос Бог, Вездесущий и Всеисполняющий».

За кондаком следует икос канона, утешающий трепещущую душу:

«Христово врачевство видя отверсто и от сего Адаму источающе здравие, пострадав уязви΄ся диавол, яко бéды приемля рыдаше, и своим другóм возопи΄: что сотворю Сыну Мари΄ину? Убивает мя Вифлеéмлянин, Иже везде сый и вся исполняяй».

«Увидев врачевство Христово отверстое, Адаму источающее здравие, страданием уязвлен был диавол и зарыдал как в беде, и возопил к сообщникам своим: что сделаю Сыну Мариину? Убивает меня Вифлеéмлянин, Вездесущий и Всеисполняющий».

Последование заканчивается молитвой иерея о разрешении души умирающего от всяких уз, об освобождении от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обителях святых (отходная). Может быть, умирающий уже не слышит молитвословий, но, как при крещении младенца отсутствие у него сознания не умаляет благодатного действия Таинства, так и затухание сознания не препятствует спасению отходящей души по вере и молитве близких, собравшихся у его смертного одра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: