double arrow

Приготовление усопшего к погребению

Тело человека, по воззрению Церкви, – освящённый благодатию Таинств храм души, по слову св. ап. Павла: «Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1Кор. 15:53). Поэтому уже с апостол. времен Церковь любовно заботится об останках умерших братьев по вере. Образ погребения усопших дан в Евангелии, где описано погребение Господа нашего Иисуса Христа. Хотя правосл. обряд приготовления тела усопшего к погребению в деталях не совпадает с ветхозаветным, он все же имеет с ним общую структуру, к-рая выражается в след. основных моментах: омовении тела, облачении его, положении во гроб, чтении и пении погребальных молитв, предании земле.

Омовение тела водой прообразует будущее воскресение и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности. Этот обычай мы находим уже в книге Деяний св. апостолов, где упоминается одна из первых христианок – св. Тавифа, ученица ап. Петра: «Она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице» (9, 20-21).

Тела умерших архиереев и свящ-ков не омываются водой, а обтираются губкой, пропитанной елеем, и совершается это не мирянами, а священнослужителями (иереями или диаконами). Тело усопшего монаха не омывают, а лишь отирают теплой водой, «творя прежде гýбою крест на челе скончавшагося, на пéрсех, на руках, и на ногах, и на коленях, вя΄щше же ничтóже» (Большой Требник, Последование исходное монахов), затем «его одевают в одежды, приличные его образу, и сверх их зашивают в мантию, к-рая и бывает ему как бы гробом; над мантией делают из того же облачения три креста ради Христа, Крест Которого он нес в своем образе, и сверх всего полагают икону Того, Которого он возлюбил, т.е. икону Христа» («Новая скрижаль»).

Тело священнослужителя облачается во все одежды, соответствующие его сану, чем знаменýется, что на Страшном Суде он будет держать ответ не только по исполнению христиан. долга, но и по исполнению пастыр. служения. Одежды должны быть новые и по цвету не темные, а светлых оттенков. В правую руку умершего архиерея и свящ-ка влагается Крест, а на груди полагается Евангелие, по примеру ап. Варнавы, завещавшего, по преданию, св. Марку положить с ним Ев. от Матфея. В знак того, что свящ-к был совершителем Божеств. Таинств, его лицо по смерти закрывается воздýхом (т.е. покровом) в знак почета, ибо Свящ. Писание уподобляет свящ-ков ангелам Божиим, к-рые предстоят пред престолом Всевышнего, «лица закрывающе». Тело усопшего диакона полагается во гроб в полном диаконском облачении со вложенным в руку кадилом, лицо его не покрывается воздýхом. Умершего архиерея после омовения елеем облачают во все священные одежды с пением: «Да возрадуется душа твоя о Господе», с рипидами, кадильницами, трикирием и дикирием. По окончании облачения посаждают в кресло, и протодиакон возглашает: «Да просветится свет твой пред человеки» и затем полагают его на стол и покрывают большим воздýхом. Церковные правила не указывают возлагать на умершего свящ-ка пожалованный ему Крест. На умершего иерея возлагают скуфью или камилавку, подобно тому, как возлагают митры и палицы на тех умерших, к-рые при жизни сподобились этих наград. Церковные и светские ордена не возлагаются на умерших. Запрещенные в служении иереи и диаконы полагаются во гроб в облачении своего сана с разрешения архиерея. Из умерших псаломщиков в стихарь облачаются лишь те, к-рые были посвящены в него. За облачение священно-церковнослужителей, а равно и за все церковные принадлежности, употребляемые при их погребении (покров, свечи, ладан и проч.), неприлично и несправедливо требовать платы, т.к. они все свои труды посвятили на пользу Церкви и местного храма. Евангелие и воздýх остаются в гробу и погребаются вместе с телом усопшего священнослужителя. Потир и дискос не следует полагать в гроб почившего иерея.

На тело усопшего мирянина помимо обычных одежд, в нек-рых местах надевают саван – белый покров, напоминающий о белой одежде Крещения. Омытое и облаченное тело полагается на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Гроб предварительно окропляется св. водой, а гроб архиерея еще и осеняется трикирием, дикирием и рипидами. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены на груди крестообразно во свидетельство веры в Распятого. Положение во гроб совершается при чтении молитвословий: Трисвятое, «Отче наш...» и пении стихир. Иногда полагают во гроб до панихиды. При положении во гроб иерея до панихиды поются ирмосы «Помощник и Покровитель...», а в дни Святой Пасхи поются стихиры «Да воскреснет Бог...», «Пасха священная нам днесь показáся...»

Чело умершего украшается венчиком, к-рый символизирует тот венец, о к-ром говорит св. ап. Павел: «А теперь готовится мне венец правды, к-рый даст мне Господь, Праведный Судия, в день оный, и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2Тим. 4:8). На венчике изображается Спаситель с предстоящими Ему Божией Матерью и Иоанном Предтечей. Тело покрывается свящ. покровом во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христовым. На гроб архиерея возлагается мантия, а покров – сверх мантии. В руки покойного влагают икону Спасителя или Распятие. Вокруг гроба ставят 4 подсвечника со свечами: один у головы, другой у ног и 2 по обеим сторонам гроба; в совокупности они изображают Крест и символизируют переход усопшего в Царство истинного света.

Свящ-к в своих проповедях должен бороться против бытующих в отдельных местностях суеверных обычаев, согласно к-рым в гроб полагают хлеб, пару белья, деньги и др. посторонние предметы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: