double arrow

Чин на разлучение души от тела

Кроме канона на исход души, в Требнике есть др. умилительный канон, такое творение св. Андрея, архиеп. Критского, к-рый входит в «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет». Начинается он, так же, как и 1-й, возгласом «Благословен Бог наш...», Трисвятое по «Отче наш...», «Господи, помилуй» (12 раз), «Приидите, поклони΄мся...» (трижды), затем пс. 69: «Боже, в помощь мою вонми΄...», 142: «Господи, услыши молитву мою...» и 50: «Помилуй мя, Боже...»

Тяжелые страдания умирающего побуждают усилить моление о его мирной кончине. Душа долго страждущего устами свящ-ка молитвенно ищет помощи у всей Церкви земной и Небесной, призывая: «О мне плачите, о мне рыдайте, ангельстии собóри и человéцы вси христолюбцы, немилостивно бо душа моя от тела разлучается» (песнь 4, тр. 3). Просит «всех благочестно и в житии поживших» (песнь 1, тр. 1), «вся земныя концы совоздохнуть и совосплакать». Душа обращается к добрым друзьям и знакомым: «почто не плачете, почто не рыдаете» (п. 3, тр. 1), просит их «в память еже к вам дружбы моли΄те Христа призрéти на мя злополучна, живота лишившагося и мýчима» (п. 3, тр. 3). Душа умирающего верит в силу церковной молитвы: «Поклоньшеся Владычице и Пречистей Матери Бога моего, помоли΄теся, яко да преклони΄тся с вами и преклони΄т Его на милость» (п. 7, тр. 4).

В конце чина 2 молитвы: 1-я о душе судимой, 2-я – о долго страждущем перед смертью. В ней раскрывается христиан. понимание смерти как средства против развития зла. Неизреченною мудростию созданный из персти Адам был украшен образом Божиим и добрóтою и как честнóе и небесное стяжание предназначался к постоянному славословию и благолепию Божией славы и Царства, «но понеже заповедь преступи Твоего повеления, прием образ и не сохранив, и сего ради, да не зло бессмертное будет», Господь по человеколюбию лишил человека плотскóго бессмертия, установил разлучение тела и души. Тело обращается в то, из чего оно было создано, то есть в прах земной, а душа, вдохнутая Господом, возвращается к Нему и пребывает в определенном Им месте до общего воскресения. Присутствуя при таком разлучении души с телом одного из рабов Божиих, долгостраждущего, иерей со смиренным сознанием своего личного недостоинства дерзновенно просит Господа: «разреши раба Твоего (рабу Твою, имярек) нестерпимыя сея болезни и содержашия его (ю) горькия нéмощи и упокой его (ю), идеже праведных дýси...»

Оба канона на исход души в случае отсутствия свящ-ка могут быть прочитаны у одра умирающего и мирянином, разумеется, с соответствующей заменой возгласов и опущением молитв, предназначенных для чтения только иереем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: