Чтение Евангелия и Псалтири по усопшим

В Правосл. Церкви существует благочестивый обычай чтения Евангелия над телом почившего архиерея или свящ-ка и Псалтири – над телом усопшего мирянина до погребения и в память его после погребения. «Какая другая может быть жертва Богу в умилостивление о предлежащем, как не сия, т.е. благовествовáние о Воплощении Бога, Его учении, Таинствах, даровании оставления согрешений, спасительных страданиях за нас, «животворной Его Смерти и Воскресении» («Новая скрижаль»). Еванг. слово выше всякого последования, и потому его следует читать над почившим совершителем Таин Божиих, проповедником слова Божия.

Чтение Псалтири над усопшим диаконом или мирянином выражает материнскую заботу Церкви о своем чаде даже по смерти его. Этот обычай коренится в глубокой древности и, служа молитвой ко Господу, вместе с тем дает утешение и назидание для живых и обращает их к молитве о нем Богу. По свидетельству Четиих-Миней, апостолы провели 3 дня в псалмопении у гроба Божией Матери. «Постановления апостольские» предписывают: «Погребая умерших, износите их с псалмами» (кн. 6, гл. 5).

Чтение начинается по окончании последования на исход души. Над телом усопшего архиерея или пресвитера Евангелие читает свящ-к, а над телом диакона, монаха или мирянина Псалтирь может читать как церковный чтец, так и любой благочестивый мирянин, имеющий такой навык. Чтение совершается стоя, и лишь в особых случаях позволяется сидение из снисхождения к немощи читающего. В определенные моменты, по каждой «Славе», чтение прерывается возношением особой заупокойной молитвы, к-рая начинается словами: «Помяни, Господи Боже наш...» В Пасхальную седмицу, вообще говоря, чтение не положено, но т.к. Псалтирь употреблялась с первых времен христианства не только в скорбных случаях, но и для выражения радости, и т.к. «Апостол. постановления», указывая, как должно христианам проводить по кончине братий 3-й, 9-й, 40-й и годичный дни, говорят о 3-м дне, что его нужно проводить в псалмопениях, чтениях и молитвах ради Того, Кто в 3-й день воскрес из мертвых, следует заключить, что можно не отлагать чтение Псалтири над умершим в дни Светлой седмицы. Для выражения большей торжественности праздника можно делать нек-рые прибавления пасхальных песнопений по прочтении каждой кафизмы и «Славы».

При чтении слова Божия над телом усопшего должны присутствовать родные и близкие покойного. Если домашним и сродникам невозможно непрерывно участвовать в молитве читающего Псалтирь, то, по крайней мере, по временам им следует присоединяться своим молением к молитве чтеца; особенно уместно это во время чтения заупокойной молитвы между псалмами.

Попутно надо отметить, что к имени усопшего присоединяется слово «новопреставленный» в течение 40 дней по его кончине. К имени священно-церковнослужителей прибавляется наименование их сана: епископ, иерей, диакон, иподиакон, чтец, ктитор, монах. К имени мирянина прибавляют лишь слова «раб Божий», «раба Божия», а ребенка до 7 лет называют «младенцем». Употребление др. уточняющих наименований, как то девица, отрок, жена, воин, убиенный, утопший, сгоревший и т. д. не имеет канонических оснований и не встречается в богослужебных книгах.

Каждая кафизма начинается со слов «Приидите, поклони΄мся...» и заканчивается Трисвятым по «Отче наш», затем следуют тропари и положенная на каждой кафизме молитва (Псалтирь с последованием). На каждой статии кафизмы по «Славе» читается молитва: «Помяни, Господи Боже наш...», положенная в конце последования по исходе души, с упоминанием имени усопшего.

Заупокойное всенóщное бдение

По учению Правосл. Церкви, душа проходит страшные мытарства в то время, когда тело лежит бездыханно и мертво, и потому имеет великую нужду в помощи Церкви. Для того, чтобы облегчить душе переход в др. жизнь, над гробом правосл. христианина тотчас по смерти его начинаются молитвы о упокоении души усопшего, поются панихиды.

Панихида в переводе с греч. означает «всенóщное пение», т.е. такое моление, к-рое совершается в течение всей ночи. Само название свидетельствует о древности этого чина молитвословий. Еще в первые века христианства, когда свирепствовали гонения на веру Христову, вошло в обычай ночью молиться над усопшими и за усопших. В эти страшные времена христиане, боясь ненависти и злобы язычников, только ночью могли убирать и провожать в вечный покой тела св. мучеников, нередко истерзанные и обезображенные, ночью же и могли молиться над их гробами. В дальней пещере, на кладбище, в катакомбах или в самом уединенном и отдаленном доме в городе, под покровом тьмы, как бы символизирующей нравств. состояние тогдашнего мира христиане зажигали свечи около св. останков мучеников и, горя верою и любовью к Господу Иисусу Христу, совершали заупокойное пение в течение всей ночи, а на заре предавали останки земле, веруя, что души усопших возносились к Солнцу Правды, Господу, в вечное царство света, мира и блаженства. С тех пор молитвенное последование над почившими христианами Св. Церковь назвала панихидами.

Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, к-рые, хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеч. природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои. Совершая панихиду, Св. Церковь сосредотачивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповéдают дела свои пред Господом Сердцеведцем. В высоких образах представляет нам эти страшные минуты Св. Церковь. Не дерзая предвосхищать у Господа Всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда – Божеств. милосердие – и побуждает нас на молитву о усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: