Последование панихиды

Устав совершения панихиды находится в Типиконе, в 14-й гл. Молитвословия, указанные в этой главе, печатаются:

1) в особой книжке, озаглавленной: «Последование за усопших»;

2) в Октоихе, где перед последованием субботы 1-го гласа печатается глава о том, как совершается последование о усопших, и в ней содержатся молитвословия панихиды;

3) в Псалтири – в «Последовании по исходе души от тела».

В первых 2х последованиях находится великая ектения о усопших, а в Псалтири ее нет. Но в Псалтири печатается 17-я каф. и молитва: «Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго...» Последование по исходе души от тела печатается и в иерейском Молитвослове.

В книге «Последование за усопших», а также в Октоихе не печатаются из числа молитвословий, указанных в 14-й главе Типикона, каф. 17-я и седален с Богородичным по 3-й песни канона. Кафизма здесь не печатается потому, что она на панихиде иногда не поется, как об этом сказано в 14-й гл. Типикона. Во всей полноте панихида излагается в особой книге «Последование парастáса, си΄речь, великия панихиды и всенóщнаго бдения, певаемых по усопшим отцем и братиям нашим и по всем православным христианом преставльшимся». В этом Последовании содержится великая ектения и 17-я кафизма: «Блажени непорочнии в путь...»

О каноне на панихиде в 14-й гл. Типикона сказано, что поется канон Октоиха усопших по «гласу», т.е. того гласа, молитвословия к-рого поются в субботу той седмицы. В книге «Последование за усопших» печатается канон Октоиха 6 гласа. В Псалтири, в Последовании на исход души от тела печатается канон 8 гласа. Ирмос 3-й песни: «Небеснаго круга...» и 6-й песни: «Молитву пролию ко Господу...» обычно поются на панихиде при 3-й и 6-й песнях. Припев канона на панихиде – «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих». При малой ектении за упокой, начинающейся словами: «Паки и паки миром Господу помолимся», поется: «Господи, помилуй» по однажды, а при малой ектении, начинающейся прошением сугубой ектении: «Помилуй нас, Боже» по трижды. Но после 1-й статии непорочных и малой ектении за упокой: «Паки и паки миром Господу помолимся» – после прошения: «Милости Божия, Царства Небеснаго...» и пения «Подай, Господи», когда диакон возгласит: «Господу помолимся», а иерей читает втайне молитву. «Боже, духóв...», хор поет тихим гласом (Типикон, гл. 14 и последование Субботы мясопустной) «Господи, помилуй» (40 раз), дондеже скончает свящ-к молитву «Боже, духóв...» (Типикон, гл. 13; эта молитва находится в Служебнике, в последовании Литургии, и в Требнике – в Последовании погребения). По отпусте панихиды диакон возглашает: «Во блаженном успении...», и певцы поют трижды: «Вечная память». Во время всей панихиды бывает каждение. Иерей имеет в руках кадило, если служит без диакона. Если диакон участвует в панихиде, то он кадит и перед началом каждой ектении просит у иерея благословение для каждения. Отпýст иерей произносит с кадилом.

Панихида начинается обычным возгласом: «Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Затем читается пс. 90: «Живый в помощи Вышняго...» В этом псалме пред нашим дух. взором предстоит отрадная картина перехода в вечность истинно верующей души по таинственному пути, ведущему к обителям Отца Небесного. В символических образах аспидов, львов, скимнов и драконов псалмопевец выражает мытарства души на этом пути. Но здесь псалмопевец изобразил нам и Божеств. охранение верной души усопшего: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, плещами Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его». Верная душа говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю».

Замечательно, что этот же псалом читается и в последовании 6 часа, перед Литургией, когда воспоминается Распятие Господа нашего Иисуса Христа. Словами прор. Давида Церковь изображает этот страшный путь смерти, к-рым прошла и безгрешная св. душа Господа Иисуса: «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разруши΄л еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже...» и тем «...от смерти к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас приведé...» (кондак и 1-я песнь канона Пасхи). Мы надеемся на охранение ангелов Божиих, на помощь и благоволение Отца Небесного, ибо мы – братья Господу Иисусу, чада возлюбленные Божественного Отца, усыновленные Ему Единородным Сыном Его.

Тотчас после псалма начинается ектения: «Миром Господу помолимся». Сначала идут обычные прошения, затем следуют прошения собственно о усопших: «О оставлении согрешений во блаженной памяти преставльшагося (преставльшихся), Господу помолимся». Главное, что может сделать для усопшего этот путь вечности трудным, мучительным и страшным, лишить его вечного блаженства, а нам причинить скорбь и душевную тяжесть – это его грехи. И вот потому первое прошение – «о оставлении согрешений его (их)».

Но мы еще боимся вполне предаваться этому светлому упованию; мы припоминаем вольные и невольные согрешения покойного, в т.ч. и против нас, ибо сейчас душа его должна предстать пред страшным престолом Господа Славы, где спросится ответ за всякое слово, чувство, дело и помышление. И вот мы обращаемся к Господу со следующим прошением: «О простити ему (им) всякое прегрешение, вольное и невольное, Господу помолимся».

Церковь, как сердобольная мать, в эту минуту не забывает и горькой доли тех, к-рые остались здесь, на земле, и в горе и слезах возводят слезные очи ко Господу:

«О плачущих и болéзнующих, чающих Христова утешения, Господу помолимся».

«О отпуститися ему (им) от всякия болезни, и печали, и воздыхания и вселити его (их), идéже присещает свет Лица Божия, Господу помолимся».

«О яко да Господь Бог наш учинит душу его (дýши их) в месте светле, в месте злачне (радостном и довольном), в месте покойне, идеже вси праведнии пребывают, Господу помолимся».

«О причтении его (их) в нéдрех Авраама, и Исаака, и Иакова, Господу помолимся».

По окончании ектении свящ-к возглашает:

«Яко Ты еси Воскресение, и живот, и покой усопшаго раба Твоего (усопших раб Твоих), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

За ектенией следует пение «Аллилуиа». Это – голос небожителей, восхваляющих Господа. В это же время диакон произносит стихи, предыизображающие блаженство истинно верующих в Господа: «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи. Память их в род и род. Дýши их во благих водворятся».

Сердечно желая, чтобы этого блаженства удостоились и наши усопшие, Церковь присоединяет молитвословия тропаря: «Глубиною мудрости человеколюбно вся стрóяй и полезное всем подаваяй, Едине Содéтелю, упокой, Господи, душу раба Твоего (дýши раб Твоих), на Тя бо упование возложи΄ (возложи΄ша) Творца и Зиждителя и Бога нашего».

«Слава, и ныне»: «Тебе и стéну и пристанище и΄мамы и Молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице Безневестная, верных спасение». Этими словами выражается трепетное ожидание нами Господа, грядущего к нам, а также молитва к Божией Матери о помощи.

Но вот завеса вечности открывается, вот Господь на Престоле Славы, и Ему предстоят со страхом и трепетом усопшие отцы и братия наши, исповедуя пред Ним с верой и любовью все дела свои, а мы, живые, молимся за их души. «Блажени непорочнии в путь, ходя΄щии в законе Господни», – так начинается исповедь всякой души, отошедшей от нас и предстоящей перед Судом Божиим. «Помяни, Господи душу раба Твоего (дýши раб Твоих, имярек)», – этим прошением мы прерываем эту исповедь.

«Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его», – и опять молитва: «Помяни, Господи, душу раба Твоего».

И далее звучат возвышенные стихи 118-го пс., прерываемые молитвенными прошениями о душе усопшего (в переводе на рус. язык):

«В сердце мое заключил я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою...

Странник я на земле, не скрывай от меня заповедей Твоих...

Отврати поношение мое, которого я страшусь, ибо суды Твои блáги...

Да приидут ко мне милости Твои, Господи, спасение Твое по слову Твоему...

И я дам ответ поносящему меня, ибо уповаю на слово Твое...

Вспомни слово (Твое) к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать...

Молился я Тебе всем сердцем: помилуй меня по слову Твоему...

Руки Твои сотворили меня и устроили меня, вразуми меня и научусь заповедям Твоим...

Сильно угнетен я, Господи; оживи меня по слову Твоему...

Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих навек, до конца...

Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю...

Ты покров мой и щит мой; на слово Твое уповаю...

Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих я боюсь...

Все повеления Твои признаю΄ справедливыми, всякий путь лжи ненавижу...

Правда Твоя – правда вечная, и закон Твой – истина...

Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить...

Услышь голос мой по милости Твоей, Господи, по суду Твоему оживи меня...

Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой – утешение мое...

Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне...

Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл».

Чтение или пение 118-го пс. прерывается ектенией. Диакон: «Паки и паки миром Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Диакон: «Еще молимся о упокоении души усопшаго раба Твоего (душ усопших раб Твоих, имярек), и о еже проститися ему (им) всякому согрешению, вольному же и невольному». Хор: «Господи, помилуй». Диакон: «Яко да Господь Бог наш учини΄т душу его, идеже праведнии упокоя΄ются». Хор: «Господи, помилуй». Диакон: «Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов его у Христа Безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим». Хор: «Подай, Господи», диакон: «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Между тем свящ-к тайно читает молитву:

«Боже дýхов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый и живот миру Твоему даровáвый, Сам, Господи, упокой душу раба Твоего (души раб Твоих, имярек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отню΄дуже отбежé болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, соделанное им (ими) словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог, прости. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты бо един (еси) кромé (без) греха, правда Твоя – правда во веки, и слово Твое – истина»... и возглашает:

«Яко Ты еси Воскресение и живот и покой, усопшаго раба Твоего (усопших раб Твоих, имярек)...»

Затем продолжается исповедь отошедшей от нас души пред страшным престолом Господним словами 118-го пс.; и к каждому стиху мы присоединяем нашу молитву: «Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопших раб Твоих) «.

Затем поют: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим».

При повторении этого псаломского стиха поются новозаветные стихи, изображающие таинственную судьбу человека:

«Святых лик обрéте источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя.

Агнца Божия проповéдавше и заклани бывше, якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии, и присносущней преставльшеся, Того прилежно, мученицы, молите, долгов разрешение нам даровати».

«Лик святых обрел источник жизни и дверь райскую, да обрету и я путь покаянием; я погибшая овца, воззови и спаси меня, Спасе.

Агнца Божия проповедавшие и закланные как агнцы и преставившиеся, святые к вечной нестареющей жизни, мученики, прилежно моли΄те Того даровать нам разрешение долгов».

Господь обращается к Своим верным:

«В путь узкий хóждшии прискорбный, вси в житии Крест, яко ярéм вземшии и Мне последовавшии верою, приидите насладитеся, ихже уготовалх вам почестей и венцов небесных».

«Вы, прошедшие узкий и прискорбный путь и взявшие (на себя) в жизни Креста как иго, и последовавшие за Мною по вере, придите, насладитесь почестями, которые Я вам приготовил, и венцами небесными».

И верная душа отвечает своему Спасителю:

«Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений, ущéдри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и возжеленное отечество подаждь ми, рая΄ паки жителя мя сотворяя.

Древле убо от не сýщих создáвый мя и образом Твоим Божественным почты΄й, преступлением же заповеди паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых, на еже по подобию возведи, древнею добрóтою возобразитися».

«Я образ неизреченной Твоей славы, хотя и ношу язвы прегрешений; ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием и возврати мне желанное отечество, соделавая меня опять жителем рая.

Издревле создавший меня из небытия и почтивший Своим Божественным образом, за преступление же заповеди опять возвративший в землю, из которой я взят был, возведи меня в Свое подобие, получить образ древней красоты».

С этими прошениями души усопшего соединяют свою молитву его близкие:

«Упокой, Боже, раба Твоего (рабы Твоя) и учини его (я΄, -и΄х) в раи΄, идеже ли΄цы святых, Господи, и праведники сияют яко светила, усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоя) упокой, презирая его (их) вся согрешения».

После прославления Пресвятой Троицы: Отца Безначального, Сына, Собезначального Отцу, и Божественного Духа, и молитвенного восхваления Пресвятой Богородицы, трижды поется «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».

Затем следует малая заупокойная ектения и по возглáсе – седален: «Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего (рабы Твоя), и сего (сих) всели во дворы Твоя, я΄коже есть писано, презирая яко Благ, прегрешения его (их), вольная и невольная, и вся, яже в вéдении и не в ведении, Человеколюбче». На «Слава» поют конец этого седальна: «И вся, яже в вéдении..», на «И ныне» – Богородичен: «От Девы возсия΄вый миру, Христе Боже, сы΄ны света Тóю показавый, помилуй нас».

После пс. 50-го, сосредоточившего наше внимание на собственном греховном недостоинстве, поется канон по усопшем.

Тропари канона расположены в след. порядке: 1-й тропарь содержит нашу молитву к св. мученикам, пролившим кровь свою и претерпевшим бесчисленные муки ради Господа; их мы побуждаем на ходатайство пред Богом за наших усопших. Затем следуют 2 тропаря, содержащие в себе наше моление ко Господу за умерших. В этих тропарях мы высказываем пред Господом Иисусом Христом все, что только может склонить Его к милосердию, указываем на Божеств. Премудрость, к-рой мы сотворены в начале с душой и телом и воодушевлены Божеств. Духом. Мы поминаем Его благость и милосердие, Его страдания, смерть и Воскресение, обновившие падший род человеческий. Разрушив смерть и ад, Он даровал нам бессмертие, избавил от смерти и тления. Господь знает немощь нашего естества, но Он неизреченно милосерд, «весь сладость, весь желание и любовь ненасытная, весь добрóта несказáнная». Он – Владыка всего, имеющий власть над живыми и мертвыми, в Царстве Его обителей много, и Он «разделяет их всем по достоянию, по мере добродетели». Мы не смеем пред Лицом Божиим высказать ничего о вечной судьбе душ усопших, но лишь смиренно напоминаем, что они рабы Его и, «очистившиися древняго прародительскаго падения Крещением и паки порождением и имýще жезл силы – Крест Его, проидóша мирское море». Перед каждым из этих тропарей мы взываем ко Господу: «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (дýши усопших раб Твоих)».

В последнем тропаре каждой песни канона мы обращаем молитвенные взоры наши ко Пресвятой Богородице и просим Ее молитв за нас и усопшего нашего (усопших наших). Заупокойный канон, как и другие, разделяется на 3 части в честь и славу Пресвятой Троицы краткими ектениями и особыми стихирами.

После 3-й песни канона читается седален:

Воистину суета всяческая, житие же – сень и сóние, ибо всуе мятется всяк земнородный, якоже речé Писание: егдá мир приобрящем, тогда во гроб вселимся, идéже вкýпе цáрие и нищии. Темже, Христе Боже, преставльшагося раба Твоего (преставльшихся раб Твоих) упокой, яко Человеколюбец».

«Поистине все суета, а жизнь лишь тень и сон, ибо тщетно утруждает себя земнородный, как говорит Писание, когда мир приобретем, тогда в гроб вселимся, где цари и нищии. Поэтому, Христе Боже, упокой преставльшегося Раба Твоего (преставльшихся Рабов Твоих), как Человеколюбец».

После «Слава, и ныне» мы вновь обращаемся к Милостивой Заступнице нашей: «Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене, человеческому предстательству не ввери мя, но Сама заступи и помилуй мя».

Когда 6-я песнь канона изобразит нам бурю жизни: «Житейское море, воздвизáемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти, возведи от тли живот мой, Многомилостиве», произносится ектения малая, и духовный собор, стоящий со свечами вокруг гроба, знаменуя свет Христов, который ныне видит пред собою усопший, от лица всей Церкви возглашает ему желание этой мирной пристани в кондаке: «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего (души раб Твоих), идéже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная».

За кондаком следует икос:

«Сам Един еси Безсмертный, сотвори΄вый и создáвый человека, земнии убо от земли΄ создáхомся и в землю тýюжде пóйдем, якоже повелел еси создáвый мя и реки΄й ми: яко земля еси и в землю отыдеши, áможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа» (трижды).

«Ты Сам Един Бессмертный, сотворивший и создавший человека! Мы же, земные, из земли созданы и в ту же землю пойдем, как повелел Ты, Создавший меня, и сказавший мне: земля еси и в землю отойдешь, куда все человеки пойдем, надгробным рыданием творя песнь: Аллилуиа» (трижды).

Перед 9-ю песнью свящ-к возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Но в ответ звучит не Песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа», но лик поет: «Дýси и дýши праведных восхвалят Тя, Господи». Славословия и восхваления свойственны не нам, грешным, в эти минуты скорби, а святым и чистым дýхам небесным и душам тех праведников, к-рые уже обрели вечное блаженство. Затем поется ирмос 9-й песни канона: «Ужасéся о сем небо...»

Потом следует Трисвятое, «Пресвятая Троице...», «Отче наш...» и поются тропари:

«Со духи праведных скончавшихся, души раб Твоих, Спасе, упокой, сохраняя их во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покóищи Твоем, Господи, идéже вси святии Твои упокоевáются, упокой и души раб Твоих, яко Един еси Человеколюбец.

Слава:

Ты еси Бог, сошéдый во ад и узы оковáнных разреши΄вый, Сам и дýши раб Твоих упокой.

И ныне:

Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без сéмене рождшая, моли спастися душáм их».

Итак, вместо славословий и величаний мы воссылаем нашу молитву за усопших ко Господу.

Потом следует сугубая заупокойная ектения: «Помилуй нас, Боже...»

Иерей произносит тайно молитву: «Боже духóв...», заканчивая ее возглáсом: «Яко Ты еси Воскресение...» Затем диакон: «Премудрость». Хор: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови», и свящ-к произносит отпуст:

«Воскресы΄й из мертвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, дýши от нас преставльшихся раб Своих в селениих праведных учини΄т, в нéдрех Авраама упокоит, и с праведными причтет, и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец».

По отпýсте диакон возглашает: «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим (имярек) и сотвори им вечную память!» Хор трижды поет: «Вечная память».

«Это молитвенное воззвание: «Вечная память!» есть дар и довершение всего, – говорит свт. Симеон, архиеп. Солунский, – оно отсылает умершего к наслаждению Богом и как бы передает Богу душу и тело усопшего».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: