double arrow

Систематические труды

Нек-рые св. отцы данной эпохи оставили систематические сочинения по богословию, к-рые имели значение для развития догматики как научной дисциплины. К ним следует отнести:

1. Катехизические поучения свт. Кирилла Иерусалимского. В них скорее в проповедническом стиле, чем научно и систематически, излагаются догматы, содержащиеся в каждом члене Символа веры Иерусалимской Церкви, также учение о Таинствах Крещения, Миропомазания и Евхаристии. Догматы раскрыты недостаточно полно и без строгого разграничения с другими христиан. истинами.

2. «Большое огласительное слово» свт. Григория Нисского содержит глубокое изложение догматов: о Святой Троице, о Воплощении, о Крещении, о Евхаристии и призвании человека.

3. «Сокращение Божеств. догматов» Блаж. Феодорита - краткий очерк христиан. догматики, подкрепляемый преимущественно библейскими текстами. Кирский святитель в своем сочинении не касается многих догматич. вопросов.

4. «Точное изложение правосл. веры» св. Иоанна Дамаскина явл-ся определенной вершиной в плане систематизации вероучения. Св. Иоанн стремился изложить учение прежде живших отцов и сделал это творчески. Но и здесь материал собран очень неравномерно, основное внимание уделено учению о Христе, рассматриваются только 2 Таинства - Крещение и Евхаристия, почти ничего не сказано о Церкви, отсутствует строгий порядок в повествовании. Влияние системы св. Иоанна было велико во всем христиан. мире.

Б.6. В.1. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ДОГМАТОВ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАСКРЫТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОГМАТИЧЕСКИХ ИСТИН. НАЗНАЧЕНИЕ ДОГМАТОВ

Причины появления догматов

Когда и по какой причине появл-ся догматы? Они появл-ся по причине возникновения ересей с целью защиты церковного учения от еретических искажений. Само значение слова, к-рым в эпоху Вселенских Соборов обозначали соборные вероопределения, греч. слово "Орос" (oros) и соответствующее ему латинское "терминус" (terminus), буквально означают "граница", т. е. догматы - это те границы и пределы, к-рые устанавливает Церковь для человеч. разума, чтобы он, выйдя за эти границы, не уклонился от правильного богопочитания, пределы, к-рые отделяют истину от еретических искажений и показывают человеч. уму как он должен мыслить о Боге.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: