Основные принципы раскрытия содержания догматических истин

След. вопрос - это проблема истолкования догматов. Ясно, что догматы должны быть человеком осмыслены. Догмат не есть магическая формула, повторяя к-рую можно добиться каких-то плодов в дух. жизни. Суть этого истолкования состоит в том, чтобы раскрыть содержание догмата, не изменив и не исказив самой вероучит. истины.

Блж. Августин так формулировал задачу истолкования догматов: "познать в свете разума то, что уже прежде принято верой".

Истолкование догматов предполагает внутр. работу человека и на этом пути необходимы определенные правила, к-рыми человек должен руководствоваться, чтоб не сделать ошибок.

Каковы же основные принципы раскрытия содержания догматич. истин? Эти принципы очень простые, лучше всего они выражены в первых словах Ороса IV Вселенского Халкидонского Собора: "Последующе Божественным отцам". Именно так, последующе Божеств. отцам, и нужно стремиться к раскрытию содержания догматич. истин.

Прп. Викентий Лиринский в период между 3 и 4 Вселенскими Соборами говорил по этому поводу след: "В самой же Вселенской Церкви особенно должно заботиться о том, чтобы содержать то, во что верили повсюду, всегда и все. Совершенно необходимо, чтобы нить толкования пророческих и апостол. писаний направлялась по норме древнего и вселенского понимания".

Таким образом, при истолковании божеств. догматов нужно пользоваться теми же методами, к-рые применяются к истолкованию Свщ. Писания, т. е. их понимание должно находиться в контексте Свщ. Предания Церкви.

Назначение догматов

Приведем 2 цитаты по данному вопросу.

1-я - это А. Карташев: "оросы" Вселенских Соборов не есть могильные плиты, приваленные к дверям запечатанного гроба навек закристаллизованной и окаменелой истины. Наоборот, это верстовые столбы, на к-рых начертаны руководящие безошибочные указания, куда и как уверенно и безопасно должна идти живая христиан. мысль, индивидуальная и соборная в ее неудержимых и беспредельных поисках ответов на теоретическо-богословские и прикладные жизненно-практические вопросы".

"Богословские системы... можно рассматривать в их самом непосредственном отношении с жизненной целью, достижению к-рой они должны... способствовать, иначе говоря, способствовать соединению с Богом".

Б.7. В.1. УСВОЕНИЕ ДОГМАТИЧЕСКИХ ИСТИН ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ СОЗНАНИЕМ. РАЗВИТИЕ ДОГМАТИЧЕСКОЙ НАУКИ. ПОЛНОТА НОВОЗАВЕТНОГО ОТКРОВЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ДОГМАТИЧЕСКОЙ НАУКИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: