Эпоха до Вселенских Соборов

Господь Иисус Христос и Апостолы благовествовали Евангелие Царствия не «в премудрости слова», не в философ. понятиях, а на общедоступном и образном языке своего народа. Но немудрое Божие премудрее человеков (1 Кор. 1, 25). В простых словах Писания сокрыта бездна Божеств. Премудрости. И если для обращения к вере иудеев и язычников требовалась не столько убедительность в словах, сколько явление духа и силы в чудесах, творимых именем Христовым (1 Кор. 2, 4-5), то между христианами Апостолы проповедовали глубочайшие истины Откровения, к-рые мы находим в Писании. «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, - пишет Апостол, - но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем Премудрость Божию, тайную, сокровенную, к-рую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор. 2, 6-7).

Ранняя Церковь - община харизматиков, верующих, наделенных «чрезвычайными» дарами благодати и соответствующей глубиной ведения истин Откровения. Но, будучи людьми простыми и неучеными (1 Кор. 1, 26-30), христиане первенствующей Церкви не имели внутр. потребности в выражении своей веры в определенных богослов. понятиях или в какой-либо наукообразной системе. Проф. В.В. Болотов пишет: «Во времена Апостолов и ближайшие к ним для богословия не было повода. В писаниях апостольских сохранилось достаточно отдельных случаев, из к-рых мы знаем, как совершалось крещение. Прозревали во внутреннее человека, оценивали серьезность заверения в намерении жить по вере в пришествие Христа и на этом основании крестили, не пускаясь в какие-либо длинные оглашения... уяснение же учения о Христе предоставлялось дальнейшему времени пребывания в Церкви».

Св. ев. Лука возвещает, что у множества же уверовавших было 1 сердце и 1 душа (Деян. 4, 32). Однако этот «золотой век» христиан. эры не был безмятежным. Еще при жизни Апостолов в церковной среде возникают ереси иудейского и языческого толка. Напр, Ап. Иоанн говорит о появлении секты николаитов и других многочисленных «антихристах» (Откр. 2, 14; 1 Ин. 2, 15), а Ап. Павел не раз предупреждает удаляться от тех, кто распространяет «иудейские басни» (1 Тим. 1, 4; Тит. 1, 14; Ср. 2 Пет. 2). Ев. Лука сообщает, что многие начали составлять описания жизни и учения Спасителя апокрифического характера (Лк. 1, 1-4). Возникновение разномыслий заставило Церковь глубже вдуматься в основы своей веры, чтобы дать надлежащий ответ о своем уповании (1 Пет. 3, 15).

Первыми врагами христианства явились иудействующие и гностики. Первые навязывали ту мысль, что христианство не принесло в мир ничего существенно нового в сравнении с иудейством; 2-е отвергали реальность Воплощения. В те времена единств. способом борьбы Церкви с ересями было обличение их на основании новозаветных писаний и церковных традиций. Сочинения мужей апостольских по форме и содержанию еще очень близки к книгам Нового Завета, особенно к посланиям Апостолов. Но в посланиях самого значительного писателя из мужей апостольских святого Игнатия Антиохийского уже разрабатываются темы христологическая и экклезиологическая.

Развитие богословия как науки начинается приблизительно с середины 2 в., когда во время гонений на Церковь со стороны Римского гос-ва христиан. апологеты составляют трактаты в опровержение язычества и его враждебной христианству философии. С философами нужно было вести полемику на языке философов. Необходимо было на «научном» языке своего времени изложить христиан. вероучение и показать его превосходство перед языческой философией.

Потребность в осмыслении христиан. веры возникла и внутри Церкви, к-рая начала пополняться выходцами из образованных слоев общества. Люди такого рода, будучи воспитаны на классической философии, не могли довольствоваться одним религиозным чувством и простой верой, но желали напитать христиан. истиной и свой разум. В христианстве они желали видеть стройную научную систему вероучения по типу уже существовавших философ. систем.

Многие св. отцы и учители Церкви, получившие классическое образование, с почтением относились к науке и философии, считая их полезными подготовительными средствами для уразумения Божеств. Премудрости. Напр, Климент Александрийский считал, что философия должна быть «служанкой» веры: «Философия нужна была грекам ради праведности, до прихода Господа, и даже сейчас она полезна для развития истинной религии, как подготовительная дисциплина для тех, кто приходит к вере посредством наглядной демонстрации... Она была «детоводителем» (Гал. 3, 24) эллинизма ко Христу - тем же, чем и Закон для евреев». Подобных же взглядов придерживался св. мч. Иустин Философ, считавший, что разум и Откровение не противоположны и не чужды друг другу: «Мы имеем нечто схожее с содержимым уважаемыми поэтами и философами, нечто же полнее и достойнее - Бога». Св. Иустин первым из христиан. мыслителей воспользовался научным методом и языком философии для защиты христиан. истин. Церковные писатели этого времени предупреждали, что в классической философии проблески истины рассеяны среди множества заблуждений, поэтому философия должна быть только вспомогательным средством в познании Божеств. истины. Напр, Ориген советует своему ученику Григорию (будущему еп. Неокесарийскому) при ознакомлении со светскими науками и философией в то же время неопустительно с глубокой верой и вниманием изучать Писания. Тогда откроется перед ним глубочайший и для многих сокрытый его смысл.

В конце 2 в. в Александрии и Карфагене, а в 3 в. в Антиохии и Эдессе появл-ся христиан. катехизические школы, к-рые вскоре становятся богослов. центрами. В этих школах наряду с христианским вероучением в качестве вводного курса изучались лучшие образцы языческой философии. Философ. знания и методы использовались для осмысления христиан. истин, что в целом способствовало развитию догматич. науки. Но имели место и крайности. Стремление богословов изложить с полной ясностью для рассудка таинственное и непостижимое в Откровении нередко приводило к принижению тайн веры и произвольным толкованиям Писания в богослов. трактатах. Нек-рые христиан. мыслители (Климент Александрийский, Ориген, отчасти Блж. Августин) находились под сильным влиянием языческой философии, что явилось причиной искажения ими отдельных положений христиан. вероучения.

Итак, 1-й период - время становления богословия как науки, когда впервые христиане использовали философ. терминологию и научный метод для защиты своего вероучения. В этот период христиан. апологеты разрабатывали ряд важных богословских тем. Напр: св. Иустин философ и Климент Александрийский - о значении разума в богопознании; св. Ириней Лионский и Тертуллиан - о Свщ. Предании и о Св. Троице; свт. Киприан Карфагенский - о единстве Церкви; Ориген предложил целую богослов. систему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: