double arrow

Эпоха Вселенских Соборов

Это - время наиболее оживленной догматич. деятельности Восточ. Церкви. Догматич. споры велись в основном о личности Христа. Кто Он, Воплотившийся Бог или только духоносный человек, и как соединены в Нем 2 природы - Божественная и человеческая. На Вселенских Соборах были сформулированы догматич. определения о Единстве Существа и Троичности Лиц в Боге и о Христе Спасителе как Истинном Боге и одновременно Истинном Человеке. Не менее остро с середины 8 до середины 9 в. стоял вопрос о почитании св. икон, получивший положительное разрешение на 7 Вселенском Соборе.

В ходе догматич. борьбы оттачивалась единая богослов. терминология, позволившая представителям различных богослов. школ говорить на одном языке. В этом велика заслуга каппадокийских отцов: свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского, а позднее - Леонтия Византийского и св. Максима Исповедника.

Важны след. богослов. трактаты этого периода:

«5 слов о богословии» св. Григория Назианзина, где раскрывается учение о Св. Троице.

«Шестоднев» свт. Василия Великого и «Об устроении человека» свт. Григория Нисского, где содержится учение о творении Богом мира и о природе человека.

«О жизни Моисея Законодателя» и комментарий на книгу «Песнь Песней» свт. Григория Нисского, а также «Ареопагитики» и комментарий на них св. Максима Исповедника раскрывают тему о богопознании.

«Слово о Воплощении Бога Слова» свт. Афанасия Великого и 3 послания св. Григория Назианзина против Аполлинария - о 2х природах во Христе и спасении человека, понимаемом как его обожение.

«Диспут с Пирром», «О 2х волях Христа, Бога нашего» и ряд писем св. Максима Исповедника - о 2х волях и действиях в Богочеловеке.

«3 слова против отвергающих иконы» св. Иоанна Дамаскина и 3 книги «Отвержений» прп. Феодора Студита - об иконопочитании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: