Понятие об апофатическом и катафатическом богословии

Согласно правосл. учению Бог явл-ся одновременно и трансцендентным и имманентным. У В.Н.Лосского есть такие красивые слова: "в имманентности Откровения Бог утверждает Себя трансцендентным творению", т.е., открывая Себя в энергиях Бог тем самым утверждает, что по существу Он явл-ся неприступным.

В силу этого существуют 2 тесно взаимосвязанных пути богопознания. Еще дохристианские авторы, в частности, неоплатоники, знали, что попытка мыслить Бога в Нем Самом в конечном счете повергает человека в молчание, все словесные выражения и понятия, к-рые, определяя, неизбежно ограничивают предмет познания, не могут нам позволить объять бесконечное.

Опыт богопознания в своем пределе неизъясним. А, следовательно, законным явл-ся путь отрицания, путь апофатический, т.е. стремление познать Бога не в том, что Он есть, то есть не в соответствии с нашим тварным опытом, - а в том, что Он не есть.

Путь апофатического богословия есть прежде всего путь практический. Цель апофатического богословия - личное соединение с Живым Богом. Этот путь восхождения к Богу предполагает последовательное отрицание подвижником за Богом всех свойств и качеств, свойственных тварному естеству. Для своего восхождения человек должен устранить из своего ума представление о всем тварном, причем не только о материальном, но также и о духовном отречься и от самых возвышенных понятий, таких, как любовь, мудрость и даже самое бытие!

Путь апофатического восхождения к Богу - путь аскетический, к-рый предполагает со стороны человека очищение и позволяет достичь таинственного соединения с Личным Богом в состоянии экстасиса.

Знание, полученное в состоянии экстасиса, явл-ся в полном смысле апофатическим. Человек, достигая неизреченного состояния единства с Богом, действительно получает нек-рое знание о Боге, как бы непосредственно зрит Его, но когда он выходит из этого состояния, обнаруживается, что нет в человеч. языке таких средств, к-рые позволили бы выразить этот опыт. И говорить об этом опыте можно только чисто отрицательно, как это и сделал ап. Павел, когда говорил, имея в виду себя самого, что знает человека, к-рый был восхищен до 3-го неба и видел там то, чего не видел глаз, слышал чего не слышало ухо, и чувствовал то что не приходило на сердце человеку.

Бог - это не только некая сущность, как мыслят Бога нехристианские мистики, но еще и Личность, к-рая Сама Себя открывает человеку в Своих действиях или энергиях.

Св. Писание, в соответствии с этими энергиями Божества, образует имена, к-рыми мы и пользуемся, когда рассуждаем о Боге: благость, любовь, мудрость, жизнь, правда и т. д. Эти имена, ни каждое в отдельности, ни все вместе, не исчерпывают Божеств. сущность, они говорят лишь о том, что относится к сущности. Если предположить обратное, что Бог определяется Своими атрибутами, Своими свойствами и качествами, тогда должно признать, что Бог не явл-ся абсолютной Личностью, а определяется посредством характеристик собственной природы.

Между 2-мя путями богопознания, апофатическим и катафатическим, существует тесная связь. Катафатическое богословие есть опора апофатического восхождения. В Своих действиях Бог открывает Себя человеку и тем самым делает возможным богопознание, но каждая ступень, к-рая достигается в этом восхождении не явл-ся последней ступенью, за ней открываются новые возможности для дальнейшего восхождения.

Таким образом, катафатическое богословие имеет практическое значение для апофатического восхождения, оно явл-ся как бы некой лестницей, по ступеням к-орой человек свое восхождение совершает. Также и апофатическое богословие имеет определенное значение для богословия катафатического. В.Н.Лосский поясняет эту мысль след. образом: "Постоянное памятование о пути апофатическом должно очищать наши понятия и не позволять им замыкаться в своих ограниченных значениях".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: