Творческие Божеств. идеи, их отношение к Богу и к миру

В каком отношении Божеств. идеи находятся к Богу и к миру? Куда следует Божеств. идеи "поместить"?

Если поместить эти идеи в Божеств. сущность, то в таком случае творение окажется откровением Божеств. сущности во вне. Человеку, имеющему нек-рый уровень философ. культуры, невозможно здесь не почувствовать нек-рый пантеистический привкус. Фактически это воспроизведение платонистской идеи чувственного мира, как несовершенного отображения мира вечных идей.

В. Н. Лосский справедливо указывает, что такое учение означет лишение тварного мира его оригинальности и самоценности, принижение творения, а значит и Бога, как его Творца. В таком случае мир предстает, как дурная, несовершенная копия с той идеальной реальности, что заключена в Божеств. сущности, в то время как Библия подчеркивает совершенную и великолепную новизну творения.

Этот вопрос явл-ся тупиковым для латин. богословия. Латин. богословие не различает в Боге сущность и энергию, и поэтому творение мира мыслит, как некое удвоение. Идеальный мир от века существовал в Божеств. сущности, потом этот идеальный мир был воспроизведен вне Бога. Один и тот же мир существует как бы 2мя образами. Один образ идеальный, - в Божеств. сущности, а другой - тот, в к-ром мы существуем. Согласно восточ. патристике, Божеств. идеи находятся вне тварного мира. Мир творится согласно с этими идеями, но сами идеи никогда не становятся тварными существами, дистанция между ними и тварными сущностями не исчезает. Как же таким образом мыслить отношения между Богом, тварным миром и идеями?

Для Восточ. отцов, идеи - это не более совершенные прообразы тварных вещей, и творение нельзя мыслить, как снятие копий, как некое размножение фотографий по негативу. Божеств. идеи - не прообразы в обычном смысле, скорее это орудия, посредством к-рых Бог творит мир, извечные причины тварных существ, устанавливающие для каждой вещи норму ее существования, ее путь к совершенству, т.е. к обожению, ее образ приобщения Божеств. энергиям. Отношение Божеств. идей к миру и сотворение мира посредством идей правильнее мыслить не как отношение копий к совершенному образцу, а как соотношение между творческой идеей, существующей в сознании человека-художника, и тем художеств. произведением, к-рое он создает в соответствии с этой идеей. Сама творческая идея и произведение как ее воплощение - вещи далеко не тождественные. Когда художник в соответствии с творческой идеей создает произведение, он тем самым вызывает из небытия к бытию нечто совершенно новое, что раньше не существовало, причем не существовало и в его уме, в его сознании. Эта аналогия также не совершенна, т.к. тайну сотворения мира постичь невозможно, но эта аналогия помогает отчасти понять, каким образом соотносятся Божеств. энергии и тварные вещи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: