Побуждение и цель творения

Почему Бог сотворил мир?

Прежде чем говорить о побуждении и о цели творения, необходимо установить разницу между словами "побуждение" и "причина". Обычно, говоря о Боге как о причине творения мира, свв. отцы указывают на Божеств. благость, как на одно из свойств Божиих, и на даже нек-рый преизбыток этой благости. Св. Иоанн Дамаскин в ("Точное изложение..") пишет: "Благий и преблагий Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости" (кн. 2, гл. 2).

В действительности, слово "причина" употреблено здесь в смысле, отличном от того, к-рый имеет этот термин в философии и в естественных науках. На самом деле это высказывание св. Иоанна Дамаскина не дает ответа на вопрос о причине сотворения мира Богом. Ведь Бог не нуждался в каком-либо объекте, на к-рый Ему требовалось бы излить Свою любовь. Тварного мира могло и не быть, Бог мог бы его и не творить, но внутренняя жизнь Пресвятой Троицы не стала бы беднее.

Ничто не побуждало Бога творить мир, и мы не можем указать истинную причину творения мира. В. Н. Лосский пишет: «Творение - свободный акт... Для Божеств. существа оно не обусловлено никакой "внутренней необходимостью". Даже те нравств. мотивы, к-рыми иногда пытаются обосновать творение, лишены смысла и безвкусны. Бог Троица есть полнота любви. Чтобы изливать Свою любовь, Он не нуждается в "другом", потому что другой - уже в Нем, во взаимопроникновении Ипостасей. Бог потому Творец, что пожелал им быть». ("Догм. богосл.") Последние слова этой цитаты – единств. ответ на вопрос: "Почему Бог сотворил мир?" Верно, что Бог явл-ся Творцом мира по Своей благости и по Своей любви, и само творение мира явл-ся проявлением Божеств. благости. Но благость и любовь Божия - не причина, а свободное побуждение, в соответствии с к-рым Бог творит мир, тогда как причина заключает в себе момент необходимости. Причинность, как один из видов детерминации, предполагает действие необходимости, а категория необходимости неприложима к жизни Божественной.

Для чего Бог сотворил мир?

Если на вопрос о причине творения мы не можем дать исчерпывающего ответа, можем лишь указать на Божеств. благость как побуждение для творения мира, то о цели творения Свщ. Писание и Свщ. Предание говорят более конкретно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: