Творение и время

Как соотносятся между собою творение и время, как одна из форм существования тварного бытия? Этот вопрос - скорее вопрос правильной формулировки. Если сказать, что Бог творит в вечности, то нужно будет признать, что творение совечно Творцу. Это мнение было высказано Оригеном и было Церковью отвергнуто.

Учение Оригена не находит подтверждения в Свщ. Писании, где говорится, что творение не совечно Богу: "Прежде, нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века до века Ты - Бог". (Пс. 89, 3)

"И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, к-рую Я имел у Тебя прежде бытия мира" (Ин. 17, 5).

Если сказать, что Бог творит во времени, то возникает ряд недоразумений. В таком случае необходимо признать, что 1) Сам Бог существует во времени, и, следовательно, не вечен; 2) время совечно Богу, что абсурдно; 3) имело место 2 творения, сначала было сотворено время, а потом во времени Бог сотворил весь мир, что также нелепо.

Бог сотворил мир "в начале" (Быт. 1,1). Свт. Василий Великий ("Шестоднев") таким образом определяет, что такое начало. "Как начало пути - еще не путь, как начало дома - еще не дом, так и начало времени - еще не время, ни даже малейшая часть времени".

Блж. Августин определяет время след. образом: "Ибо, что такое время, как ни равная, преемственная и последовательная перемена, к-рой с безусловной необходимостью подвергаемся все мы и весь мир". Следовательно, если нет твари, нет тварного изменчивого бытия, то нет изменений, нет и времени. Время предполагает нек-рую длительность, нек-рый процесс, в к-ром можно выделить составляющие: прошлое, настоящее и будущее. Но начало, т. е. 1-е мгновение, в к-рое создан мир, неделимо, оно находится вне длительности, и следовательно, вне времени. По выражению В. Н. Лосского, начало есть грань, где вечная Божеств. воля соприкасается с тварным миром.

Возникнув, тварный мир как созданный из ничего, начинает изменяться, и это изменение порождает время. Прп. Максим Исповедник говорит: "Время от создания неба и земли исчисляется". Поэтому правильно говорить, что Бог сотворил мир не в вечности и не во времени, а вместе со временем. Время имеет свое начало, но время будет иметь и конец. В Откр. 10, 6 говорится, что мир придет в такое состояние, когда "времени уже не будет", когда тварь приобщится вечности. Но эту тварную вечность, имеющую начало, не следует отождествлять с вечностью Божественной, т.к. тварная вечность, в к-рой будет существовать мир, явл-ся соразмерной времени. По словам автора Corpus Areopagiticum ("О Божеств. именах") тварная вечность есть "неподвижное время или вечно длящееся мгновение". Между тварной вечностью и временем можно установить нек-рое соответствие, в то время, как вечность Божественная со временем несоизмерима.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: