Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения

Вопрос об участии Лиц Пресвятой Троицы в деле творения есть частный случай учения об образе откровения Пресвятой Троицы в мире. Свщ. Писание говорит, что в творении мира участвует вся Пресвятая Троица. Причем, в Свщ. Писании имеются и указания на Бога Троицу, как Творца мира, и указания на участие в творении мира каждого из Лиц Пресвятой Троицы.

Свидетельства Свщ. Писания об участии всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения:

"В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1, 1). Глагол "бара" - в единств. числе, слово "Бог" (по-еврейски "Елогим") стоит во множеств. числе, что указывает на множественность Лиц, участвующих в творении.

"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему" (Быт. 1, 26). "Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их" (Пс. 32, 6).

Под "словом" святые отцы понимают Слово Божие, а под "духом уст" - Духа Святого.

Указание на Бога Отца, как Творца мира: "Но у нас один Бог Отец, из к-рого все" (1 Кор. 8, 6). Молитва христиан Иерусалим. общины по поводу освобождения из темницы ап. Петра: "Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них!" (Деян. 4, 24).

Из дальнейшего контекста мы видим, что эта молитва обращена к Первой Ипостаси Прев. Троицы, к Отцу.

О Сыне Божием, как о Творце мира: "Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Ин. 1, 3). Эти слова Иоанна Богослова относятся к Божественному Логосу, Слову. Слово у Иоанна явл-ся наименованием Второй Ипостаси Прсв. Троицы.

"Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое". Слова эти сказаны о Сыне Божием.

О Святом Духе (Кол. 1, 16): "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою". (Быт. 1, 2) Слово "носился" явл-ся очень несовершенным переводом еврейского глагола, указывающего на творческое, порождающее жизнь действие, а не на механическое перемещение в пространстве.

"Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь" (Иов. 33, 4).

"Пошлешь Дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли" (Пс. 103, 30).

Дух Святой, по учению св. отцов, явл-ся совершителем творения, Тем, Кто усовершает творение. Духа Святого называют также Творцом новой твари. Напр, Господь говорит в беседе с Никодимом: "Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5).

В Ин. 20, 22-23 с действием Святого Духа связывается очищение от грехов.

Таким образом, все 3 Божеств. Ипостаси одинаково явл-ся Творцами, хотя и участвуют в деле творения различным образом. В чем состоит это различие? Свт. Василий Великий ("Слово о Святом Духе", 6 гл.) пишет: "В творении представляй первоначальную причину - Отца, и причину зиждительную - Сына, и причину совершительную - Духа". Он же говорит: "Сотворенные вещи имеют бытие по воле Отца, приводятся в бытие действием Сына, и совершаются в бытии присутствием Духа".

Свт. Григорий Богослов (34-е "Слово"), говоря о Боге Троице, как о Творце мира, называет Отца - Виновником, или Первопричиной, Сына - Зиждителем, Духа Святого - Совершителем. О том, что все 3 Лица Пресвятой Троицы участвуют в творении мира, христиан. богословие учило всегда. Сщмч. Ириней Лионский ("Против ересей", кн. 4) уже во 2 в. писал: "Бог ни в чем не имел нужды для создания того, чему быть Он предопределил у Себя, как будто бы Он не имел Своих рук. С Ним всегда присутствует Сын и Дух, через к-рых Он свободно и по доброй воле Своей все сотворил".

Аналогичные рассуждения мы встречаем и у свт. Василия Великого. Свт. Василий акцентирует внимание на том, что недопустимо мыслить Сына и Святого Духа, как нек-рые служебные орудия, смотреть на Них, как на подчиненных Отцу деятелей. Неприемлема мысль, что действие каждого Лица Пресвятой Троицы в отдельности явл-ся несовершенным. Каждое из Лиц обладает полной и совершенной силой для действования.

"Распределение" деятельности Лиц в творении объясняется исключительно волей Триединого Бога, к-рый именно так, а не иначе, восхотел создать мир. Никакая необходимость не заставляла Бога творить мир таким образом, - от Отца, через Сына, в Духе Святом.

Свт. Василий Великий говорит ("Послание к Амфилохию", гл. 8): "Если Отец созидает через Сына, то этим ни зиждительная сила в Отце не представляется несовершенной, ни действие Сына не признается бессильным. И у Сына не недостаточно созидания, если не совершено Духом. Отец хочет творить через Сына и Сын хочет совершать через Духа".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: