Грехопадение прародителей

0 грехопадении прародителей книга Бытия повествует так: змий же бе мудрейший всех зверей сущих на земли, ихже сотвори Господь Бог. И рече змий жене: что яко рече Бог: да не ясте от всякаго древа райского. И рече жена змию: от всякаго древа райскаго ясти будем; от плода же древа, еже есть посреде рая, рече Шрг, да не ясте от него, ниже прикоснетеся ему, да не умрете. И рече змий жене: не смертию умрете. Ведяще бо Бог, яко в оньже аще день снесте от него, отверзутся очи ваши, и будете, яко бози, ведяще доброе и лукавое. И виде жена, яко добро древо в снедь, и яко угодно очима видети, и красно есть, еже разуметш и вземши от плода его, яде; и даде мужу своему с собою, и ядоста (3, 1-6).

Прежде всего, возникает вопрос, как смотреть на это повествование: как на действительную историю и понимать буквально или воспринимать как миф, аллегорию, иносказание? Сам бытописатель смотрел на это сказание как на подлинную историю, поместив его в начале своей историч. книги. За подлинную историю принимали повествование о грехопадении прародителей и свящ. писатели др. книг, как канонических, так и неканонических. Так, в книге Премудрости Соломона говорится: Бог созда человека в неистление, и во образ подобия Своего сотвори его; завистию же диаволею смерть вниде в мир (2, 23-24). «От жены начало греха, и тою умираем вси», - говорит Иисус, сын Сирахов (25-27). Прор. Иезекииль пользуется общими чертами библ. повествования о райской жизни и падении прародителей, чтобы изобразить величие и падение царя Тира: одно историч. событие освещается другим (Иез. 28). Прор. Осия говорит о евреях: «Они... подобно Адаму, нарушили завет и... изменили Богу Израилеву» (6, 7). В Нов Завете библ. повествованию о падении также придается значение историч. достоверности. Ап. Павел говорит, что змий хитростью своею прельстил Еву (2 Кор. 11, 3); или еще: прежде создан Адам, потом Ева, и не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление (1 Тим. 2, 13-14). Кроме библейского, существует внебиблейское, весьма древнее, предание языч. народов в пользу историчности Моисеева сказания о грехопадении. Особенно интересен в этом отношении весьма древний памятник «халдейский цилиндр». Посредине этого цилиндра изображено дерево с 7ю ветвями и 2мя плодами. По сторонам дерева сидят 2 фигуры с протянутыми руками, судя по головным уборам, - мужчина и женщина. Сзади женщины изображен поднявшийся змий. Нетрудно понять, что это наглядное изображение библ. сказания о грехопадении. Если прибавить еще, что и у многих других языч. народов имеются сходные с библ. сказания о начале зла в мире, то ясно, что в основе их лежит воспоминание о действительных событиях, совершившихся на заре человеч. истории и описанных в Библии.

Таким образом, повествование книги Бытия о грехопадении прародителей - не миф, не аллегория, а действительное событие, подтверждаемое общечеловеч. преданием, полное глубокой, психологической правды. По смыслу этого повествования, грех проник в человеч. природу под влиянием змия-искусителя, к-рый прельстил Еву к преступлению заповеди. Судя по тому, что змий говорит, рассуждает, клевещет на Бога, старается увлечь Еву к злу, можно сказать, что это не обыкновенный змий, но особое существо, разумное. При этом зло только пользовалось змием-животным как орудием искушения. Таким существом был отпавший от Бога ангел - диавол. Не напрасно Христос называл его человекоубийцей искони и отцом лжи (Ин. 8, 44), а Ап. Иоанн в Откровении прямо говорит, что змий великий, змий древний есть диавол и сатана, льстяй Вселенную всю (12, 9; 20, 2). Ап. Павел, говоря, что змий Еву прельстил лукавством своим, под хитростью змия разумел хитрость сатаны, говорившего посредством этого животного (2 Кор. 11, 3). В книге Премудрости читаем: завистию же диаволею смерть вниде в мир (2, 24).

Но змий-диавол был только внешней причиной падения первых людей. Действуя хитростью, советом, внушением, он обольщал, склоняя Еву ко греху, но не принуждал к преступлению заповеди Божией. Поэтому внутренняя и главная причина происхождения греха заключалась в самих прародителях. Склонившись на обольщение диавол а, они злоупотребили своей свободной волей, но сделали это не по необходимости и не по принуждению, а единственно по своему собств. решению, почему и понесли ответственность за свою вину.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: