Психологическая достоверность библ. повествования о грехопадении

Достоверность библ. рассказа подтверждается его внутр. правдивостью. Прежде всего, диавол приступает не к мужу, а к жене, к-рая больше живет чувствами, чем умом, а поэтому легче прельщается. Он овладевает ее вниманием посредством безобидного, но таившего в себе ложь вопроса: действительно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? Тем самым диавол пытается зародить в ней, точнее, передать ей чувство недоверия и неприязни к Богу. В ответе Евы слышится нота недовольства строгостью заповеди, т.к. к запрету вкушать плоды древа познания она еще добавляет то, что Бог не запрещал: «И не прикасайтесь к нему, чтобы вам не умереть». Таким образом, Ева допускает ложь и вступает на путь падения.

Услышав сочувствие своей злобе в словах праматери, диавол действует уже наглее и прямо клевещет на Бога, представляя Его лживым и завистливым. Он обещает: «Нет, не умрете, но будете, как боги, знающие добро и зло».

Человек действительно призван к богоподобию. Но это состояние достижимо только путем единения с Богом, путем взаимодействия свободной человеч. воли и Божеств. благодати. Сатана подсказывает более простой способ: он внушает, что плод обладает волшебной силой, делающей человека равным Богу.

Приняв внушение искусителя, жена смотрит на древо как бы др. глазами. И увидела жена, что древо хорошо для пищи (похоть плоти), и что оно приятно для глаз (похоть очей) и вожделенно, т.к. дает знание (равное всеведению Бога - гордость).

Таким образом, вместо прежних св. мыслей о Боге, наполнявших душу жены, все ее существо прониклось одними чувственными помыслами и пожеланиями, обращенными на запретный плод. Грех богоотступничества уже совершен в душе. Осталось только исполнить свой злой умысл на деле....И взяла (она) плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел (Быт. 3, 6). Адам разделил с женой все греховные помыслы и чувства.

Свт. Игнатий (Брянчанинов) так объясняет причину грехопадения прародителей: «Удивительно, с какой легкостью совершилось падение праотцов! Не было ли оно предуготовлено их внутр. расположением? Не оставили ли они в раю созерцание Творца, не предались ли созерцанию твари и своего собств. изящества? Прекрасно созерцание себя и твари, но в Боге и из Бога; с устранением Бога оно гибельно, ведет к превозношению и самомнению». И отсюда печальный результат: «праотцы, оказав преслушание Богу и склонившись в послушание диаволу, сами себя сделали чуждыми Бога, сами себя сделали рабами диавола».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: