Различные аспекты грехопадения

Грех, по Апостолу, есть нарушение закона Божия (1 Ин. 3, 4). Внешне он выразился во вкушении запретных плодов, а момент нравственный, личный аспект греха, состоял в противлении воле Божией, в нарушении Божеств. порядка. Если бы человек принял заповедь в духе сыновней любви, он ответил бы на Божеств. повеление полным самоотречением; он добровольно отказался бы не только от запретных плодов, но и от всякого внешнего предмета, чтобы жить только с Богом, чтобы устремляться только к единению с Ним. Божеств. заповедь указывала воле человеческой путь, по к-рому ей надлежало следовать, чтобы достичь обожения, - путь отрешения от всего, что не есть Бог. Воля человеческая избрала путь противоположный: отделившись от Бога, она подчинилась власти диавола. Свт. Григорий Нисский и прп. Максим Исповедник обращают особое внимание на целевую направленность греха: вместо того, чтобы следовать своей естественной расположенности к Богу, человеч. ум обратился к миру; вместо того, чтобы одухотворять тело, он сам отдался течению животной и чувственной жизни, подчинился материальному.

Простая и легкая заповедь, данная человеку, содержала в себе вкратце весь Закон: богопочитание, послушание воле Божией, воздержание. Поэтому преступление прародителями данной им заповеди было грехом диавольской гордыни, внушившей им разорвать свой союз с Богом, чтобы жить своей независимой жизнью, грехом возмутительного неповиновения и противления воле Божией, выраженной в заповеди, а также грехом глубокого принижения своей собств. природы через подавление в душе высших духовных ее стремлений и вовлечение ее в стремления плотские и грубочувственные. Человек добровольно подчинился всем страстям, к-рые, по Апостолу, действуют в мире, - похоти плоти, похоти очес и гордости житейской (1 Ин. 2, 16). По Тертуллиану, в преступлении прародителей заключался грех против всех заповедей десятословия. «Здесь были, по словам Блж. Августина, и гордость, т.к. человек восхотел находиться во власти более своей, нежели Божией, и поругание святыни, т.к. не поверил Богу, и человекоубийство, т.к. подвергнул себя смерти, и любодеяние духовное, т.к. непорочность человеч. души нарушена обольщением змия, и татьба, т.к. воспользовался запрещенным древом, и любостяжание, т.к. возжелал большего, чем скольким должен был довольствоваться».

Следствия грехопадения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: