II. Анафора

Б.1. В.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКОГО ПРЕДЪЕВХАРИСТИЧЕСКОГО СИНАКСИСА. ЕГО СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ. НА КАКИЕ ЧАСТИ ДЕЛИЛАСЬ ЛИТУРГИЯ В ДРЕВНОСТИ?

Христианский предъевхаристический синаксис- это богослужебное собрание христиан, которое предшествовало таинству Евхаристии.

Д ревнейший вид христианского богослужения — синаксис, что значит буквально «собрание» (разумеется молитвенное). Такое молитвенное собрание описано в 1-м послании ап. Павла к коринфянам (14, 26–40).

В таком собрании читалось Свящ. Писание, пелись псалмы и была проповедь. Заканчивался синаксис общей молитвой. В воскресные дни и дни памяти святых после синаксиса совершалась Евхаристия.

СИНАКСИС - т. е. литургии оглашенных

ХРИСТИАНСКИЙ СИНАКСИС - молитвенно–поучительное собрание

Предъевхаристический синаксис II-IV веков, почти всегда состоял из след. частей:

1. Чтение Свящ. Писания.

2. Проповедь.

3. Молитва об оглашенных и исход оглашенных из храма.

Как видно из «Апологии» мученика Иустина, Литургия к середине 2 века состояла из:

1. чтения Писания,

2. общих молитв, возносимых церковью,

3. взаимного приветствия участвующих в Евхаристии («лобзание мира»),

4. приношения хлеба и вина, растворенного водой, и

5. причащения

У Керна Литургия делилась на:

I. Преанафоральная часть.

а) Чтение апостольских и евангельских отрывков и проповедь (I Апология, 67 гл.).

б) Уход оглашенных (Апол., 66).

в) Общие молитвы (Апол., 65).

г) Лобзание мира – взаимное приветствие участвующих в Евхаристии (Апол., 65).

II. Анафора.

д) Приношение хлеба и вина, растворенного водой (Апология, 65.Триф., 41).

е) Подробные молитвы, т.е. канон, в к-рый входят благодарения за творение мира и искупление, установительные слова, воспоминание страданий (Апол., 65).

ж) Преложение через “молитву Слова” (Апол., 66).

з) Причащение (Апол., 67).

Известное в науке как самое раннее описание евхаристического чина принадлежит св. мч. Иустину Философу († около 166). Св. Иустин описывает Евхаристию, совершаемую

1. в связи с крещением неофитов,

2. в связи с воскресным днем.

Говоря о 1-х случаях, он пишет: «После того как омоется таким образом уверовавший и давший свое согласие (имеется в виду принятие крещения и связанное с ним исповедание веры. — Н. У.), мы ведем его к братиям в общее собрание для того, чтобы со всем усердием совершить общие молитвы как о себе, так и о просвещенном и о всех других, повсюду находящихся, дабы удостоиться нам, познавши истину, явиться и по делам добрыми гражданами и исполнителями заповедей для получения вечного спасения. По окончании молитв мы приветствуем друг друга лобзанием. Потом к предстоятелю братий приносятся хлеб и чаша воды и вина; он, взявши это, воссылает именем Сына и Святого Духа хвалу и славу Отцу всего и подробно совершает благодарение за то, что Он удостоил нас этого. После того как он совершит молитвы и благодарение, весь присутствующий народ отвечает: «Аминь». Аминь — еврейское слово и означает «да будет». После благодарения предстоятеля и возглашения всего народа так называемые у нас диаконы дают каждому из присутствующих приобщаться хлеба, над к-рым совершено благодарение, и вина и воды и относят их к тем, к-рые отсутствуют. Пища эта называется Евхаристией, и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину нашего учения, и омылся омовением в оставление грехов и в возрождение, и живет так, как предал Христос. Ибо мы принимаем это не как обыкновенный хлеб или обыкновенное питие, но как Христос Спаситель словом Божиим воплотился и имел плоть и кровь для спасения нашего, таким же образом пища эта, над к-рой совершено благодарение через молитву слова Его и от к-рой через употребление получает питание наша плоть и кровь, есть, как мы научены, Плоть и Кровь Того воплотившегося Иисуса.

Говоря о 2-х случаях, мч. Иустин пишет: «В день солнца бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам и селам; и читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель посредством слова делает наставление и увещание подражать тем прекрасным вещам. Затем все встаем и воссылаем молитвы. Когда же окончим молитвы, тогда приносятся хлеб и вино и вода и предстоятель также воссылает молитвы и благодарения. Народ выражает свое согласие словом «аминь», и бывает раздаяние каждому и приобщение даров, над к-рыми совершено благодарение, а к небывшим они посылаются через диаконов».

В том и другом случае важнейшим моментом богослужения явл-ся освящение принесенных к алтарю хлеба, вина и воды. Дары освящаются молитвами и принимаются всеми участниками богослужения «как Плоть и Кровь Того воплотившегося Иисуса». Сакраментальный характер богослужения Иустин подчеркивает тем, что участвовать в этом богослужении не позволяется никому, «как только тому, кто верует в истину нашего учения, и омылся омовением в оставление грехов и в возрождение, и живет так, как предал Христос». На евхаристическом богослужении, совершаемом в связи с крещением неофитов, книги Свящ. Писания не читались и не было поучения. Воскресное же богослужение, наоборот, начиналось чтением «сказаний апостолов или писаний пророков», после чего предстоятель делал «наставление и увещание подражать тем прекрасным вещам». Затем следовали общие молитвы, к-рые выслушивали стоя. После общих молитв, как и на богослужении, совершаемом по случаю крещения неофитов, предстоятелю приносили хлеб, вино и воду и начиналась сакраментальная часть богослужения.

Евхаристическое богослужение в связи с крещением неофитов носило характер экстраординарного, как и само событие их крещения, богослужение же воскресное совершалось еженедельно и было общеобязательным. Причину этого объясняет св. Иустин: «В день же солнца мы все вообще делаем собрание, потому что это есть 1-й день, в к-рый Бог, изменивши мрак в вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес из мертвых».

В описанном св. Иустином воскресном богослужении мы узнаём то «преломление хлеба», к-рое совершал ап. Павел, будучи в Троаде, когда «в 1-й день недели… ученики собрались для преломления хлеба». Апостол, прежде чем совершить «преломление хлеба», «беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» (Деян. 20,7.9). Беседа ап. Павла с собравшимися для «преломления хлеба», как и описанное св. Иустином чтение «сказаний апостолов и писаний пророков» с последующим поучением предстоятеля, были не чем иным, как ХРИСТИАНСКИМ СИНАКСИСОМ, возникшим на основе традиций иудейского синагогального богослужения (посмотри, мнение Желтова об этом, напишу в конце этого вопроса!!!). До нашего времени дошло наставление ап. Павла о достодолжном проведении христианами этого молитвенно–поучительного собрания (1 Кор. 14,26–40). Как видно из указанного текста, во время апостол. проповеди синаксис был широко распространен «во всех церквах у святых» (стих 33) и как молитвенно–поучительное собрание он мог быть не связан с совершением Евхаристии. (Отсюда происходит слово «синаксарь», к-рым надписываются в богослужебных книгах чтения, положенные на утрене, напр, в Триоди постной и Пентикостарионе).

Наука располагает сведениями о богослужении 3-5 вв., к-рые дошли до нас преимущественно или в виде описаний его, подобных описанию мч. Иустина, или в кратких литургических формулярах, а также в поучениях и соборных определениях. Эти источники дают возможность установить в общих чертах конструкцию предъевхаристического синаксиса, содержание составляющих его литургических компонентов и его значение в жизни Церкви того времени.

Автор находит целесообразным рассматривать эти источники не в хронологической последовательности их появления, а по региональному признаку их происхождения, т.к.

1. датировка их отличается пестротой,

2. нек-рые памятники носят характер компиляций более ранних источников.

3. при рассмотрении источников по региональному признаку их происхождения последние взаимно восполняют то, что опущено в том или ином документе и дают возможность составить наиболее цельное представление об этом древнецерковном установлении.

Т.к. Константинополь являлся в 4 в центром гос-й и церковной жизни империи, особенности византийской литургии переносились в богослужение других восточных патриархатов. Поэтому будут рассмотрены источники богослужения

1. Палестинского региона («Матерь Церквей» — Церковь Иерусалимская),

2. Сирийского региона (Антиохийская Церковь),

3. Египетского региона (Александрийская Церковь) и

4. Малоазийского региона.

Обозрение молитв перечисленных регионов будет продолжено ознакомлением с литургиями Василия Великого и Иоанна Златоуста по источникам, синхронным рассмотренным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: