Ходьба паровозиком и парами друг за другом»

Задание выполняется, как два предыдущих, но при ходь­бе парами дети должны идти друг за другом, как по дорожке.

При выполнении всех этих заданий обратить внимание детей на то, чтобы они не наталкивались друг на друга и смот­рели на соседа, идущего впереди себя.

5. «Ходьба на носках и на пятках»* (См. Музыкальное
сопровождение № 10).

Движения выполняются соответственно каждой части: на тихую музыку — движения на носках; на громкую — дви­жения на пятках. Игра сопровождается пением:

«Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Маму я не разбужу».


Проигрыш: ходьба на носках по всему залу в разном на правлении.

«Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук, Раздается пяток стук. Мои пяточки идут, Прямо к мамочке ведут».

С последними словами дети сходятся у стула, где спи «мама». Мама просыпается и шутливо догоняет детей.

6. «На параде»* (См. Музыкальное сопровождение № 11)
Взрослый вызывает двоих детей и читает такие стихи:

«На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

Ногу левую - к груди,

Да смотри, не упади!»

В это время дети выполняют стойку на одной ноге по;: счет до трех. Затем ногу поменять. Взрослый хвалит детей г предлагает им посоревноваться дальше, кто лучше из ни:: промарширует к своему стульчику за флажком? На расстоя­нии 8 шагов от детей стоят стульчики. На каждый из них взрослый кладет флажки разного цвета и сопровождает свои действия словами: «Паша, твой флажок синий. Какой у тебя флажок?» (Ребенок должен ответить). «Илюша, твой флажок красный. Какой у тебя флажок?» Под маршевую музыку дети идут каждый к своему флажку. С окончанием музыкальной фразы берут флажок со стула и машут над головой. Возврата ются на свои места бегом под быструю музыку.

7. «Падает снег» * (См. Музыкальное сопровождение № 72)
Со словами:

«Падай, падай снег, снег. (Движение сверху вниз перед собой одной рукой.)

Радуй, радуй всех, всех». (Движение сверху вниз перед собой другой рукой, следить глазами за движениями рук сверху вниз.)

Упражнение выполняется в медленном темпе, с теми же словами, но руки движутся через стороны сверху вниз в быст-


ром темпе. После этого движения выполняются под музыку ла четыре счета.

8. «Котенок»

Подпрыгивание на месте на двух ногах. Каждый из де­тей старается подпрыгнуть и ударить по бубну, который дер-ясит взрослый у ребенка над головой.

9. «Мышка и кошка»

Взрослый показывает детям, как легко на носочках бе->кит мышка, а за нею на носочках тихо крадется кошка. Дви­жения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые уда­ры - бег на носках. На редкие удары - ходьба на носках, подражая шагу кошки.

10. «Водим хоровод»* (См. Музыкальное сопровожде­
ние № 13, 55).

Взрослый образует вместе с детьми круг» взявшись за руки. Движение в хороводе по кругу под музыку «Как у на­ших у ворот». С окончанием музыкальной фразы взрослый произносит: «Идем в другую сторону» и меняет направление движения хоровода несколько раз. Следить, чтобы дети дви­гались по кругу чуть боком, плечом вперед.

11. «Ходьба по кругу со сменой направления»- (См. Му­
зыкальное сопровождение № 7).

Дети движутся по залу за ведущим, который держит фла­жок над головой. На остановку мелодии ведущий подает ко­манду «Кругом», все дети идут за тем ребенком, что стоял последним. У того, кто стоял последним, в руке флажок. Он поднимает его вверх, и под музыку дети движутся в обратном направлении.

12. «Ходьба — прыжок — остановка»* (См. Музыкаль­
ное сопрождение№ 14).

Взрослый объясняет и показывает. На два удара бубна выполнить два шага вперед. На счет «три» подпрыгнуть на месте, на счет «четыре» остановиться. Дети выполняют дви­жения за взрослым, внимательно слушая счет. Движение Можно выполнять по залу и по кругу.


Задание можно усложнить, выполняя те же движения под музыку.

13. «Бег — остановка»

Взрослый предлагает детям «полетать», как птички, по,; звук бубна. На резкий удар в бубен надо тут же остановиться на одной ножке, руки в стороны, как птичка.

Бег выполняется врассыпную в одном направлении.

14. «Игра с водой»* (См. Музыкальное сопровожде
ние№ 15).

Взрослый предлагает детям послушать музыку. Объяс няет, что музыка легкая, плавная, и показывает детям, как можно под эту музыку поиграть с водой. Все движения плав­ные. Следить, чтобы движения выполнялись ритмично. Взрос­лый может выполнять движения, направляя руки ребенка г- нужном темпе, следя за музыкой.

15. «Зайки скачут»* (См. Музыкальное сопровожде
ние № 16).

Взрослый читает стихи:

«Заяц белый, заяц белый,

Ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал:

«Я не бегал, а скакал».

Эту фразу произносит тот ребенок, рядом с которым ос тановится взрослый. Каждый ребенок по очереди выполняет прыжки через гимнастические палки, положенные «лесен кой», под музыку или звук бубна. Обратить внимание детей, что прыгать надо под музыку.

16. Чередование ходьбы и бега под музыку* (См. Музы
кальное сопровождение № 17а, 176).

Дети движутся по залу за взрослым. Чередование музы­кальных отрывков 2-3 раза. После остановки детям предлага­ется отхлопать четвертями на музыку «Марта» и восьмыми на музыку «Дедушкины часы». Взрослый спрашивает, одинако­во или по-разному хлопали первый и второй раз? Спрашивает, когда хлопали медленно, а когда хлопали быстро. Важно, чтобы дети были знакомы с понятиями «одинаково», «по-разному».


17. Чередование прыжков на месте и бега на носках*

(См. Музыкальное сопровождение № 18).

На первую часть музыкального произведения дети вы­полняют прыжки на месте вокруг себя: четыре прыжка — в одну сторону, четыре прыжка - в обратную. На вторую часть легко бегут на носочках, изображая воробышков, на конец музыкального отрывка останавливаются. Повторяется первая часть музыкального произведения, и так далее 2-3 раза.

18. Ходьба с высоким подниманием колен под музыку*
(См. Музыкальное сопровождение № 19).

Можно выполнить вначале на месте; затем продвигаясь вперед под музыку. Руки расставлены, как крылья. Следить за высоким подниманием колен, носок оттянуть вниз, голову держать прямо, смотреть перед собой. Попеременный шаг каждой ногой на каждый счет.

19. Чередование ходьбы на носках, в полуприседе и
обычной ходьбы* (См. Музыкальное сопровождение № 11).

Под тихую музыку дети движутся на носках, на обыч­ную громкость движутся свободным шагом, под громкую музыку движутся в полуприседе Друг за другом по залу. Следить, чтобы дети не наталкивались друг на друга, дер­жали осанку.

20. Маршировка по кругу* (См. Музыкальное сопровож­
дение № 20).

Дети движутся друг за другом в колонне по одному. На 8 тактов — ходьба по залу, на 8 тактов — прыжки вокруг себя, затем снова маршировка и т.д.

21. Чередование напряжения и расслабления мышц
рук под музыку на 4 счета* (См. Музыкальное сопровожде­
ние № 21).

На счет от 1-го до 4-х поднимать прямые, напряженные руки вверх через стороны; затем опускать через стороны вниз на 4 счета: правая рука - уронить к плечу, левая рука - уро­нить к плечу; правая рука - уронить вниз, левая рука - уро­нить вниз. Повторить 2-3 раза под музыку.


к занятиям по логопедической ритмике

22. Упражнение на чередование напряжения и расслаб­
ление в парах* (См. Музыкальное сопровождение № 22).

Встать лицом друг к другу, держась за обе руки. Четыре раза подняться на носках и опуститься. Два раза присесть. Движения повторяются.

23. Поскоки под музыку* (См. Музыкальное сопровож­
дение № 23).

Дети стоят в кругу. Исполняют песенку «Скачут по до­рожке желтые сапожки». На последней строчке: «Это не са­пожки (взрослый называет по очереди имя любого из детей в кругу) - Ирочкины ножки». Ребенок выходит в круг и вместе со взрослым выполняет поскоки под музыку. Остальные дети хлопают. Песенка повторяется, и игра продолжается дальше.

Средняя группа

24. «Волшебный лес»* (описание игры см. на с. 33).
Упражнения для мышц плечевого пояса, мимических и ар­
тикуляционных мышц лица (См. Музыкальное сопровож­
дение № 24).

25. Укрепление мышц шеи и плечевого пояса, а также
мимических мышц лица*

1. (См. Музыкальное сопровождение № 25). Посмотреть
за спину с одной стороны, с другой стороны (1-4 такты).

Наклоны головы в сторону к одному плечу, к другому плечу (5-8 такты).

Чередование подъема плеч к голове и возвращения в и.п., затем «встряхивания» плечами.

Повтор движений (9-16 такты).

2. (См. Музыкальное сопровождением' 26). Движение
глазными яблоками: 1-3 такт - вверх-вниз, 3-6 такт - влево
вправо, 6-9 такт - по диагонали; 9-12 такт - повторить дви­
жения вверх-вниз. Выполнять под музыку на 4 счета.

3. (См. Музыкальное сопровождением 27). «Рисова­
ние» глазами различных фигур в воздухе: круга, овала,
восьмерки, цветочка с 3-мя лепестками и др. Выполнять уп­
ражнения под музыку на три счета.


26. Упражнения на зрительно-моторную координа­цию* (См. Музыкальное сопровождение №27).

Взрослый показывает детям движения с султанчиками,

сопровождая речью:

«На полянку, на лужок Тихо падает снежок. Белые снежинки, Легкие пушинки.

(Поочередное движение рук сверху вниз. Следить гла­зами за движениями рук сверху вниз.)

Но подул вдруг ветерок,

(Движение рук влево-вправо перед собой. Следить гла­зами за движениями рук.)

Закружился наш снежок. Кружатся снежинки, Легкие пушинки.

(Сделать два поворота вокруг себя и плавно присесть на одно колено. Руки опускаются вниз вдоль тела.) Выполнить те же движения под музыку.

27. Обычная ходьба, на носках и в полуприседе* (См.
Музыкальное сопровождением 7).

Маршевая музыка исполняется в высоком, среднем и

низком регистре.

Дети движутся на носках при звучании музыки в высо­ком регистре, обычным шагом при звучании в среднем регист­ре, и в полуприседе при звучании в низком регистре.

Эти движения могут соответствовать сказочным образам.

28. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед* (См.
Музыкальное сопровождение № 28).

Взрослый читает считалку: «Мы по лесенке бежали И ступенечки считали: Раз, два, три, четыре, Умножаем на четыре, Делим, делим на четыре -Получается четыре

».

5-593


Тот, кто выходит первым, под музыку выполняет прыж­ки на двух ногах через гимнастические палки. Важно согла­совывать прыжки с музыкой.

29. Музыкальный канон в парах* (См. Музыкальное со­
провождение № 22).

Дети стоят лицом друг к другу. На первые четыре счета выполняют движения: 1-й ребенок поднимается на носочки, 2-й ребенок приседает; затем на следующие четыре счета дети меняются движениями. Выполнить несколько раз под музыку.

30. «Чарот»*(См. Музыкальное сопровождение № 29).

Дети сидят по кругу. У каждого в руке небольшой мяч. Дер­жа мяч двумя руками, поднимают его высоко над головой (2 так­та) и опускают вниз (2 такта). Это движение повторяется два раза. Затем быстро перекладывают мяч из одной руки в другую то впереди, то за спиной, обводя мяч вокруг корпуса (8 тактов).

3. Упражнения, воспитывающие чувство музыкального ритма

При выполнении этих упражнений необходимо при­влечь внимание детей к эмоциональному содержанию музы­ки и ее построению. Воспитывать у детей умение передавать в движениях некоторые элементы музыкальной выразитель­ности, такие, как фразировка, темп, динамика, тем самым давая возможность разнообразить характер движений, не ли­шая способности воспринимать услышанную музыку как нечто цельное, законченное.

Особенностями работы является активное слушание му­зыки с целью определения характера звучания музыкально­го отрывка. После этого взрослый показывает движения под музыку от начала до конца. Затем, совместно с детьми, под музыку разучивают элементы танцевальных движений по­этапно, например, сначала движение «каблучок», затем «пру­жинка». После этого дети учатся чередовать разученные эле­менты в соответствии с характером звучания музыки или инструкцией. То же с чередованием хлопков и «пружинок», с бросанием и передаванием мяча по кругу. 66


Младшая группа

1. «Игрушки устали»* (См. Музыкальное сопровожде­
ние № 30) (описание игры см. на с. 33). Важно, чтобы взрос­
лый помог ребенку выполнять ритмичные движения пока­
чивания игрушки в такт музыке (взять руки ребенка в свои и
выполнять совместные движения покачивания).

2. «Ладушки»* (См. Музыкальное сопровождение № 21).

Дети становятся парами лицом друг к другу. Под мело­дию русской народной песни выполняют хлопки. На «раз» -хлопок перед собой, на «два» - руки на пояс.

Задание можно усложнить, выполняя хлопки в парах: На «раз» -хлопок перед собой, на «два» -хлопок в паре и т.д. Взрос­лый помогает тем, что берет руки ребенка в свои и выполняет совместные хлопки под музыку. Выделяет голосом сильную долю в музыке, на которую приходится хлопок перед собой.

3. Игра с платочком в кругу* (См. Музыкальное сопро­
вождение № 31).

Взрослый предлагает поиграть с одним платочком. Со сло­вами: «Бери, маши» — ребенок берет платочек и машет им над головой под короткий музыкальный отрывок. Затем этот ребе­нок сам повторяет фразу: «Бери, маши» и передает платочек следующему ребенку, стоящему по кругу, и т.д. Важно, чтобы движения платком выполнялись ритмично. Следить, чтобы рука была выпрямлена и двигалась над головой. Задание можно услож­нить, прибавив к движениям с платком притопы одной ногой.

4. «На параде»* (См. Музыкальное сопровожде­
ние № 32).

Взрослый показывает, как ходит солдат на параде; по­казывает, что каждый шаг нужно делать вместе с ударом буб­на. Предложить нормальный и быстрый темп движения. Вы­полнять движения под бубен, а потом под фортепиано вместе с ребенком, идя рядом с ним.

2-3 ребенка стоят спиной каждый у своего стульчика. По команде или сигналу движутся вперед каждый к своему, впе­реди стоящему стульчику, на котором лежит флажок. С оконча­нием движения ребенок поднимает флажок вверх над головой.


Практический материал к занятиям по логопедической ритмике


Упражнения, воспитывающие чувство музыкального ритма



5. «Игра с бубном»* (См. Музыкальное сопровожде­
ние №33).

Дети стоят в кругу. В руках у взрослого бубен. Под музы­ку «Игра в жмурки» взрослый выполняет три удара в бубен и передает бубен ребенку, стоящему в кругу. Ребенок выполня­ет три удара в бубен и возвращает бубен взрослому. На следую­щий музыкальный отрывок взрослый снова выполняет три удара в бубен и передает его следующему ребенку, стоящему в кругу. Игра продолжается до конца мелодии. Тот ребенок, на ком закончится мелодия, выходит в круг и становится со взрос­лым. Теперь взрослый будет помогать малышу выполнять роль ведущего в игре. Когда из круга выйдет второй ребенок, пер­вый встанет на его место. Игра повторяется несколько раз.

Эта же игра может выполняться со словами «постучи - пере­дай», и бубен дети передают самостоятельно по кругу друг другу.

6. «Петушок» * (См. Музыкальное сопровождение № 19).
Можно выполнить вначале на месте, затем продвигаясь

вперед под музыку. Руки расставлены, как крылья. Следить за высоким подниманием колен, голову держать прямо, смот­реть перед собой.

7. «Кукушка танцует»* (См. Музыкальное сопровож­
дение № 34) (описание игры см. на с. 39).

8. «Музыкальные кубики»* (См. Музыкальное сопро­
вождение № 31).

На столе лежат по одной линии 4 кубика. Перед ними сто­ит коробка. Взрослый приглашает ребенка к столу и показывает, как под музыку собрать 4 кубика в коробку. 1-4 такт - правой рукой сложить кубики в коробку, 5-8 такт - левой рукой вы­нуть их из коробки, 8-12 - правой рукой снова сложить. Важно выполнять движения ритмично. После этого можно провести игру как соревнование между 2~мя детьми за 2-мя столами.

9. Ходьба с хлопками по залу под счет на 2—4 под музы­
ку*
(См. Музыкальное сопровождение № 35).

Под музыку дети движутся по залу, вслух считают на «раз-два». Это же задание выполняется детьми, но уже с хлоп­ками на каждый счет. Задание усложняется: хлопок выпол­няется только на счет «раз»; только на счет «два».


10. Игра «Катание мячей в парах»- (См. Музыкальное

сопровождение № 7).

Дети на некотором расстоянии садятся на пол лицом друг к другу- У одного из них мяч. По команде «Кати!» толкает мяч вперед по направлению к партнеру. По команде «Держи!» вто­рой ловит мяч и держит его в руках перед собой. Игра продол­жается. Все движения выполняются под музыку на два счета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: