Познание как отражение действительности

Основной вопрос гносеологии — это вопрос об источ­нике познания, а именно: каково происхождение наших знаний, и насколько они достоверны? Поэтому первая посылка современной материалистической теории позна­ния состоит в безусловном признании существования объективного источника наших знаний, т.е. объективной реальности. Вторая посылка состоит в признании того, что объективная реальность отражается в наших ощу­щениях, восприятиях, представлениях, мышлении. Ощу­щения, восприятия, представления и мысль — образы объективной реальности. Это положе­ние направлено против агностицизма. Третье положение состоит в утверждении, что познание есть диалектичес­кий процесс развития знаний через противоречия и их разрешение. Это положение направлено против упрощен­ного, метафизического подхода к самому процессу позна­ния, когда этот процесс представляется движением по­знания в рамках каких-то готовых, вечных и неизменных форм. Четвертое положение состоит в принятии практи­ки за основу познания и критерий истинности знания. Прак­тика — это чувственно-предметная деятельность людей, основными чертами которой являются: а) ее материальный характер (практика — это материальная деятельность в противоположность духовной деятельности); б) ее пред­метный характер (практика — это деятельность, направлен­ная на изменение и преобразование предмета); в) ее обще­ственно-исторический характер (это значит, что практика есть форма общественно-исторической деятельности людей, т.е. она носит исторический характер и зависит от природы социальных отношений, в которых находятся люди).

Современный материализм рассматривает процесс познания как отражение действительности, основу ко­торого составляет практика (материальная чувствен­но-предметная деятельность). С этой точки зрения человеческое познание не есть нечто абсолютно само­стоятельное, в себя и для себя существующее. Оно выступает как духовная сторона жизнедеятельности че­ловека и общества, для развития которой определяю­щими, хотя и не единственными, являются материаль­ные условия жизни людей, их производство. Поэтому движущей силой познания является не только конкрет­ный познавательный интерес, стремление к истине, но и, в конечном счете, та или иная конкретная практи­ческая потребность, для удовлетворения которой об­ществом создаются определенные средства и силы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: