Основной вопрос гносеологии — это вопрос об источнике познания, а именно: каково происхождение наших знаний, и насколько они достоверны? Поэтому первая посылка современной материалистической теории познания состоит в безусловном признании существования объективного источника наших знаний, т.е. объективной реальности. Вторая посылка состоит в признании того, что объективная реальность отражается в наших ощущениях, восприятиях, представлениях, мышлении. Ощущения, восприятия, представления и мысль — образы объективной реальности. Это положение направлено против агностицизма. Третье положение состоит в утверждении, что познание есть диалектический процесс развития знаний через противоречия и их разрешение. Это положение направлено против упрощенного, метафизического подхода к самому процессу познания, когда этот процесс представляется движением познания в рамках каких-то готовых, вечных и неизменных форм. Четвертое положение состоит в принятии практики за основу познания и критерий истинности знания. Практика — это чувственно-предметная деятельность людей, основными чертами которой являются: а) ее материальный характер (практика — это материальная деятельность в противоположность духовной деятельности); б) ее предметный характер (практика — это деятельность, направленная на изменение и преобразование предмета); в) ее общественно-исторический характер (это значит, что практика есть форма общественно-исторической деятельности людей, т.е. она носит исторический характер и зависит от природы социальных отношений, в которых находятся люди).
|
|
Современный материализм рассматривает процесс познания как отражение действительности, основу которого составляет практика (материальная чувственно-предметная деятельность). С этой точки зрения человеческое познание не есть нечто абсолютно самостоятельное, в себя и для себя существующее. Оно выступает как духовная сторона жизнедеятельности человека и общества, для развития которой определяющими, хотя и не единственными, являются материальные условия жизни людей, их производство. Поэтому движущей силой познания является не только конкретный познавательный интерес, стремление к истине, но и, в конечном счете, та или иная конкретная практическая потребность, для удовлетворения которой обществом создаются определенные средства и силы.