double arrow

Субъект и объект познания. Познавательная деятельность, взятая в целом, пред­ставляет собой субъектно-объектное отношение, где субъектом выступает человек (человечество

Познавательная деятельность, взятая в целом, пред­ставляет собой субъектно-объектное отношение, где субъектом выступает человек (человечество, общество, личность) в конкретных социально-историчес­ких условиях своего существования, которыми определяется основное направление познавательной деятельности. Объект познания — это то, на что направлена познавательная деятельность. При этом в качестве общих условий, определяющих конкрет­ный исторический характер взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания, относят: 1) исторические формы и методы познавательной деятельности; 2) на­личные средства познания.

Чувственная и рациональная ступень познания

Существует определенная последовательность движе­ния познания. В этой последовательности обычно выде­ляют две ступени: чувственную и рациональную.

Основными формами чувственного познания являют­ся ощущение, восприятие и представление. Основными формами рационального (логического) познания явля­ются понятие, суждение и умозаключение.

Чувственное познание выступает как первое, исход­ное, непосредственно данное, а рациональное (или логи­ческое) — как опосредованное, полученное в результате процесса переработки чувственных данных. Можно гово­рит об относительной самостоятельности и даже раз­дельном существовании этих ступеней и их форм, хотя в действительности они тесно взаимосвязаны, проникают и обусловливаются друг другом.

Формы чувственного познания (например, ощущение, восприятие и представление), включаются в содержание знаний благодаря наличию логи­ческих форм (прежде всего – понятий). Однако содержание чувственного образа не зависит от того, насколько оно осмыслено, охвачено сис­темой категорий мышления. В нем всегда больше инфор­мации, чем мы мысленно сознаем. Это значит, что чувственная сторона не полностью охватывается рацио­нальным мышлением. Однако чувственное познание не дает и по природе своей не способно выразить сущность вещей и явлений. Это достигается на рациональной ступени познания.

На ступени рационального познания сущность предмета выражается в системе соот­ветствующих понятий [1]. Понятие есть мысль, посредством которой отражается предмет в форме непосредственного единства присущих ему существенных признаков предмета. Признак есть все то, в чем предметы сходны между собой или чем они отличаются друг от друга. Например: Стол отличается от стены (стол есть плоскость горизонтальная, а стена – плоскость вертикальная). Человек отличается от камня (человек есть существо живое и разумное, камень – не есть живое существо и он не разумен). Общим называется признак, присущий многим предметам, явлениям, отношениям. Например: Все деревья имеют ряд общих признаков – корень, ствол, ветви, листья, почки и т.п. Существенные признаки - это такие особенности предмета, его связей и отношений, которые необходимо присущи ему и от него неотделимы. Ими определяется необходимость существования данного предмета как такового. Утратив их, всякая вещь, предмет, явление и т.д. перестают быть самими собой. Например: Разум и сознающая самое себя воля – необходимо присущие и неотделимые от человека признаки, т.е. то, что входит в понятие «человек» и составляет его содержание. Несущественные признаки не определяют необходимости существования данного предмета (явления, отношения) как такового. Поэтому они суть некоторое случайное или привходящее содержание, которым предмет может обладать здесь и сейчас и не обладать там и тогда, может их приобретать и утрачивать. При этом сам предмет остается таким, каков он есть в своей сущности. Примеры: Человек может обладать голубыми глазами или карими, у него могут быть волосы или он может быть без волос, он может быть музыкантом или поэтом и т.д. и т.п. Но не эти качества делают человека человеком, т.е. являются существенными (необходимо присущими) признаками человеческого существа.

Эмпирический и теоретический уровни познания

Поскольку понятие образуется в результате мысленного абстрагирования (выделения и фиксации) существенных признаков предмета, постольку теоретическийуровень познания тем отличается от эмпирического, что понятийная фиксация и описание любого предмета является отображением его сущности (т.е. всеобщего и необходимо присущего), тогда как эмпирическое описание касается только внешних, преимущественно чувственно-воспринимае­мых, произвольно выбранных, случайных (изменчивых и преходящих), а, следовательно, несущественных сторон предмета, его качеств и свойств.

В содержательном смысле эмпирический и теорети­ческий уровни совпадают спроведенным выше разделе­нием познания на чувственную и рациональную ступени. Однако они совпадают не целиком и полностью.

Разграничение эмпирического и теоретического уров­ней познания относится к научному познанию, тогда как различие чувственной и рациональной ступени касается познания вообще. Чувственная и рациональная (логичес­кая) ступени познания являются хотя и качественно раз­личными формами отражения, но, тем не менее, они свой­ственны и осуществляемы каждым отдельным человеком, не имеющим прямого отношения к научной деятельнос­ти. Научным познание является в той мере, в какой ему присуще стремление к объективной истине. В каждой данной сфере научной деятельности (будь то физика, химия, биология и т. д.) оно осуществляется специальны­ми средствами и ведется на основе применяемых здесь общенаучных методов познания таких, как наблюдение, измерение, эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция и др. Подобный характер научного познания неизбежно отражается на его результатах, т.е. конкрет­ных научных знаниях.

Необходимо иметь в виду, что это различие эмпири­ческого и теоретического уровней не есть только гносео­логическое разделение, но что оно исходит из более глубоких онтологических оснований. Это различие фиксиру­ет и выражает различные возможности на эмпирическом и теоретическом уровнях. Так, теоретическое познание дает знание сущности предмета в ее целостности и всеоб­щности, выражаемой в законах, тогда как на эмпиричес­ком уровне познание сущности невозможно. Поскольку ха­рактерное для эмпирической ступени преимущественное использование таких познавательных форм, как ощуще­ние, восприятие и представление (чувственное познание) позволяет в лучшем случае раскрыть лишь отдельные стороны, связи и отношения предмета. Именно это раз­личие возможностей, обусловленное различием в сред­ствах познания, делает необходимым разграничение эм­пирического и теоретического уровней познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: